Письмо Ассоциации российских банков от 21 февраля 2019 г. N А-01/5-153
На состоявшемся 14 февраля 2019 года в Ассоциации с участием представителей ФССП России заседании "круглого стола" по теме: "Правовое регулирование взаимодействия кредитных организаций с подразделениями ФССП России" был рассмотрен вопрос о правомерности требований дознавателей ФССП России о предоставлении банками сведений, составляющих банковскую тайну, без судебного решения.
Так, в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон N 395-1) и статьей 857 Гражданского кодекса Российской Федерации информация о банковском счете клиента, об операциях по этому счету, а также сведения, касающиеся непосредственно самого клиента, являются банковской тайной.
Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются кредитной организацией им самим, судам, органам принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, при наступлении страховых случаев, предусмотренных федеральным законом о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, а при наличии согласия руководителя следственного органа - органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве.
В силу части 1 статьи 150 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) предварительное расследование производится в форме предварительного следствия либо в форме дознания.
В соответствии с частью 1 статьи 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы Федеральной службы судебных приставов. Т. е. дознаватель ФССП России не относится к органам предварительного следствия, а относится к органам дознания.
В силу части 1 статьи 165 УПК РФ в случаях, предусмотренных пунктами 4 - 9, 10.1, 11 и 12 части 2 статьи 29 УПК РФ, следователь с согласия руководителя следственного органа, а дознаватель с согласия прокурора возбуждает перед судом ходатайство о производстве следственного действия, о чем выносится постановление.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 29 УПК РФ производство выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, а также предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счетах граждан в банках и иных кредитных организациях, осуществляется на основании судебного решения. Иного порядка, предусматривающего возможность дознавателя получить доступ к банковской тайне, УПК РФ не предусматривает.
Справки по операциям и счетам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по операциям, счетам и вкладам физических лиц должностным лицам органов, уполномоченных осуществлять оперативно-розыскную деятельность, при выполнении ими функций по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений также выдаются на основании судебного решения, вынесенного на основании их запросов, направляемых в суд в порядке статьи 9 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон N 144-ФЗ), при наличии сведений о признаках подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, а также о лицах, их подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Закон N 395-1 в отношении информации, составляющей банковскую тайну, является специальным по отношению к общим нормам Закона N 144-ФЗ.
Таким образом, в случае проведения дознавателем ФССП России оперативно-розыскных мероприятий (до возбуждения уголовного дела), он вправе получить информацию, составляющую банковскую тайну, только при предоставлении в банк соответствующего судебного решения.
Тем не менее на практике банки часто сталкиваются с тем, что дознаватели ФССП России направляют запросы о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, без получения судебного решения. Не имея правовых оснований для исполнения подобных запросов, банки вынуждены отказывать в предоставлении запрошенных сведений. Осуществление подобной переписки ведет к увеличению трудовых и материальных затрат как со стороны банков, так и со стороны подразделений ФССП России, а также негативно сказывается на сроках и эффективности проводимых дознавателями ФССП России мероприятий.
По итогам обсуждения данной проблемы представители ФССП России и банковского сообщества пришли к мнению о неправомерности направления дознавателями ФССП России в банки запросов о предоставлении сведений, составляющих банковскую тайну, без получения судебного решения.
С целью пресечения данной практики просим ФССП России обратить внимание подразделений судебных приставов на необходимость соблюдения порядка получения сведений, составляющих банковскую тайну, дознавателями ФССП России, а именно - на необходимость получения соответствующего решения суда.
Ассоциация российских банков благодарит Вас и Ваших коллег за продуктивное участие в вышеуказанном "круглом столе" и выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Федеральной службой судебных приставов по вопросам правильного исполнения требований действующего законодательства.
С уважением,
Президент |
Г. А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 21 февраля 2019 г. N А-01/5-153
Текст письма официально опубликован не был