Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалоб гражданина В.М. Сидельникова к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.М. Сидельников оспаривает конституционность положений пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации" (в редакции до вступления в силу Федерального закона от 8 ноября 2011 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", т.е. до 1 января 2012 года), определявших размеры страховых сумм по данному виду страхования, в частности согласно которым в случае установления застрахованному лицу III группы инвалидности в период прохождения военной службы, службы, военных сборов либо до истечения одного года после увольнения с военной службы, со службы, после отчисления с военных сборов или окончания военных сборов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных в период прохождения военной службы, службы, военных сборов, страховая сумма выплачивалась в размере 25 окладов.
Как следует из представленных материалов, В.М. Сидельникову в июне 2012 года выплачена страховая сумма по страховому случаю, наступившему в мае 2010 года (заявителю была первично установлена III группа инвалидности вследствие заболевания, полученного в период военной службы). В.М. Сидельников, полагая, что страховая сумма подлежит выплате в размере, исчисленном из более высоких окладов месячного денежного содержания военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 декабря 2011 года N 992, с 1 января 2012 года, обратился в суд. Судами общей юрисдикции в удовлетворении требований заявителя было отказано.
По мнению В.М. Сидельникова, оспариваемые им законоположения не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, поскольку позволяют выплачивать страховое возмещение военнослужащим, имеющим на день увольнения одинаковые оклады по воинской должности и воинскому званию, по одинаковым страховым случаям, в разном размере, в зависимости от времени наступления страхового случая.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данных жалоб к рассмотрению.
Оспариваемые В.М. Сидельниковым положения статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ имели целью обеспечение в рамках публично-правового механизма возмещения вреда, причиненного здоровью военнослужащих - инвалидов вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного при исполнении обязанностей военной службы, осуществления гарантированных им Конституцией Российской Федерации прав и компенсации последствий изменения их материального и социального статуса, что не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном в жалобе аспекте.
Как следует из материалов жалоб, оспаривая конституционность приведенных положений статьи 5 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 52-ФЗ, В.М. Сидельников выражает несогласие с порядком исчисления размера выплаченной ему страховой суммы и полагает, что при исчислении размера страховой суммы должны быть применены оклады месячного денежного содержания, установленные военнослужащим на дату выплаты страхового обеспечения, и, по существу, ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации вопрос о выборе нормы, подлежащей применению в конкретном деле, разрешение которого не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Сидельникова Владимира Михайловича, поскольку они не отвечают требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данным жалобам окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного Суда |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2019 г. N 124-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Сидельникова Владимира Михайловича на нарушение его конституционных прав положениями пункта 2 статьи 5 Федерального закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)