Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.М. Захарова вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин А.М. Захаров оспаривает конституционность пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ), согласно которому единовременная выплата средств пенсионных накоплений осуществляется лицам, получающим страховую пенсию по инвалидности или страховую пенсию по случаю потери кормильца либо получающим пенсию по государственному пенсионному обеспечению, которые не приобрели право на установление страховой пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа и (или) величины индивидуального пенсионного коэффициента, предусмотренной частью 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", определяемых с применением положений его статьи 35, - по достижении возраста, указанного в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По мнению заявителя, оспариваемая норма, примененная судами общей юрисдикции при рассмотрении его дела, не соответствует статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку лишает лиц, получающих страховую пенсию по инвалидности, права на единовременную выплату средств пенсионных накоплений, независимо от достижения ими общеустановленного пенсионного возраста.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Действуя в пределах предоставленных полномочий, федеральный законодатель в рамках обязательного пенсионного страхования предусмотрел предоставление застрахованным лицам, формировавшим пенсионные накопления, наряду с трудовыми (с 1 января 2015 года - страховыми) пенсиями по старости в качестве обязательного страхового обеспечения отдельных выплат за счет средств пенсионных накоплений, в том числе в виде единовременной выплаты (подпункт 6 пункта 1 статьи 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", пункт 1 статьи 2 и статья 3 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений").
При этом для указанных лиц, получающих иные виды пенсионного обеспечения и не приобретших право на установление трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии по старости в связи с отсутствием необходимого страхового стажа, а с 1 января 2015 года также и (или) величины индивидуального пенсионного коэффициента, предусмотренной частью 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", была предусмотрена возможность осуществления единовременной выплаты средств пенсионных накоплений - по достижении общеустановленного пенсионного возраста (пункт 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 360-ФЗ).
Таким образом, в системе обязательного пенсионного страхования был создан правовой механизм формирования пенсионных накоплений и реализации права застрахованных лиц на выплаты за счет средств указанных накоплений. Оспариваемое А.М. Захаровым законоположение выступает неотъемлемым элементом данного механизма и согласуется с основными принципами его функционирования, направлено на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение, а потому не может расцениваться как нарушающее конституционные права заявителя.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Захарова Артема Михайловича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2019 г. N 111-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Захарова Артема Михайловича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 части 1 статьи 4 Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)