Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Р.А. Нальгиева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин Р.А. Нальгиев оспаривает конституционность следующих норм Федерального закона от 30 ноября 2011 года N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации":
части 2 статьи 27, предусматривающей, что назначение на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава осуществляется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем в порядке, определяемом Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции" и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;
части 2 статьи 36, устанавливающей, что при реорганизации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения либо изменении их структуры правоотношения с сотрудником органов внутренних дел, замещающим должность в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальном органе или подразделении, могут быть прекращены в случае сокращения должности в органах внутренних дел;
части 9 статьи 36, закрепляющей, что для решения вопроса об условиях дальнейшего прохождения сотрудником органов внутренних дел службы в органах внутренних дел или о ее прекращении Президент Российской Федерации, руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель может освободить сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел. Сотрудник, освобожденный от замещаемой должности, может быть зачислен в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения. При этом сохраняются установленные Федеральным законом "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" правовое положение (статус), гарантии социальной защиты сотрудника и правоотношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, за исключением выполнения сотрудником обязанностей и наделения его правами, которые установлены должностным регламентом (должностной инструкцией);
части 10 статьи 36, определяющей, в каких случаях допускается зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения (упразднение (ликвидация) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращение замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел; освобождение сотрудника от замещаемой должности в органах внутренних дел в связи с переводом на иную должность в органах внутренних дел и т.д.);
части 18 статьи 36, согласно которой руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченный руководитель в срок, установленный для нахождения сотрудника органов внутренних дел в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения, после уведомления сотрудника о сокращении или о возможном расторжении контракта и увольнении со службы в органах внутренних дел решает вопрос о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона либо о расторжении с ним контракта в соответствии со статьей 82 названного Федерального закона;
пунктов 1 и 3 части 1 статьи 75, определяющих, что формирование кадрового состава органов внутренних дел в федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальных органах, подразделениях осуществляется в том числе на основе принципов обязательного профессионального отбора при равном доступе граждан к службе в органах внутренних дел, а также назначения сотрудников органов внутренних дел на должности с учетом уровня их квалификации, заслуг в служебной деятельности, личных и деловых качеств;
пункта 3 части 2 статьи 75, устанавливающего, что одним из основных направлений формирования кадрового состава органов внутренних дел является оценка результатов служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел путем проведения аттестации;
пункта 11 части 2 статьи 82, в силу которого контракт о прохождении службы в органах внутренних дел может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с сокращением должности в органах внутренних дел, замещаемой сотрудником.
Как следует из материалов жалобы, Р.А. Нальгиев после зачисления его с 16 сентября 2015 года в распоряжение был уволен со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 11 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", приказом от 24 сентября 2015 года.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы не соответствуют Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они, по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения и его последующее увольнение в связи с сокращением замещаемой сотрудником должности, даже если должность, которую замещал сотрудник, сохраняется в новом штатном расписании, т.е. фактически не сокращается.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные Р.А. Нальгиевым материалы, не находит оснований для принятия его жалобы к рассмотрению.
2.1. Часть 2 статьи 27 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регламентируя назначение сотрудников органов внутренних дел на должности рядового состава, младшего, среднего и старшего начальствующего состава (т.е. определяя лицо, имеющее право осуществлять указанные назначения, и нормативные правовые акты, регламентирующие порядок их осуществления), носит организационный характер и направлена на обеспечение эффективности деятельности по подбору и расстановке кадров в органах внутренних дел.
Указанная деятельность осуществляется на основании установленных частью 1 статьи 75 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" принципов (включая те из них, что определены пунктами 1 и 3 названного законоположения), которые, учитывая особенности задач, правил организации и функционирования службы в органах внутренних дел, определяют основы формирования кадрового состава органов внутренних дел, направлены на комплектование указанных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и обладающими необходимыми для исполнения служебных обязанностей профессиональными навыками (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 октября 2018 года N 2628-О). Названную цель преследует и пункт 3 части 2 статьи 75 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Следовательно, указанные законоположения определяют основы формирования кадрового состава органов внутренних дел и не устанавливают каких-либо прав сотрудников органов внутренних дел.
2.2. Предусматривая в пункте 11 части 2 статьи 82 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" возможность прекращения служебных отношений с сотрудником органов внутренних дел в связи с сокращением замещаемой им должности в органах внутренних дел, законодатель обеспечивает условия для оптимизации внутренней структуры указанных органов в целях совершенствования их деятельности по обеспечению общественного порядка, законности, прав и свобод граждан. При этом для сотрудников органов внутренних дел, подлежащих увольнению, предусматриваются специальные гарантии (в том числе право на использование в год увольнения по желанию сотрудника отпуска по личным обстоятельствам продолжительностью 30 календарных дней с сохранением денежного довольствия; единовременное пособие в связи с увольнением; выплата оклада по специальному званию ежемесячно в течение одного года после увольнения при отсутствии права на пенсию и др.). Законом устанавливается процедура увольнения, соблюдение которой обеспечивает учет интересов сотрудников органов внутренних дел. Такое правовое регулирование не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя.
2.3. Что касается части 10 статьи 36 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то представленными заявителем материалами - несмотря на наличие в вынесенных по его делу судебных постановлениях упоминания данной нормы - не подтверждается ее применение в конкретном деле в полном объеме. Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, само по себе упоминание обжалуемого нормативного положения в тексте судебного постановления еще не свидетельствует о его применении судом (определения от 23 октября 2014 года N 2484-О, от 16 июля 2015 года N 1743-О, от 27 февраля 2018 года N 371О, от 17 июля 2018 года N 1903-О и др.).
Исключение составляет пункт 1 части 10 статьи 36 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающий, что зачисление сотрудника органов внутренних дел в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения допускается в случае упразднения (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращения замещаемой сотрудником должности в органах внутренних дел.
Данная норма, а также иные положения статьи 36 Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", оспариваемые Р.А. Нальгиевым, а именно части 2, 9 и 18, закрепляют возможность прекращения с сотрудником органов внутренних дел служебных отношений при сокращении замещаемой им должности, а также зачисления его в распоряжение федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа или подразделения в указанном случае (с сохранением ему гарантий социальной защиты). При этом названным Федеральным законом предусматриваются как расторжение с таким сотрудником контракта о прохождении службы в органах внутренних дел, так и перевод его на иную должность в органах внутренних дел.
Оспариваемые законоположения обусловлены объективными особенностями развития служебных отношений, не предполагают произвольного применения, обязывая руководителей к строгому соблюдению порядка зачисления сотрудника органов внутренних дел в распоряжение, его перевода или увольнения, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Проверка же законности и обоснованности увольнения заявителя со службы в органах внутренних дел к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относится.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Нальгиева Рустама Абуевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2019 г. N 97-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Нальгиева Рустама Абуевича на нарушение его конституционных прав положениями Федерального закона "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)