Конституционный Суд Российской Федерации в составе
Председателя В.Д. Зорькина,
судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы АО "Северо-Кавказского транспортно-экспедиционного обслуживания междугородних перевозок" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Постановлением территориального учреждения Банка России АО "Северо-Кавказского транспортно-экспедиционного обслуживания междугородних перевозок" в связи с неисполнением им предписания о передаче в установленный срок ведения реестра владельцев именных ценных бумаг (реестра акционеров) специализированному регистратору было привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации с назначением наказания в виде административного штрафа в размере пятисот тысяч рублей.
Решением арбитражного суда данное постановление было отменено в части размера наложенного административного штрафа, превышающего двести пятьдесят тысяч рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано. При этом суд исходил, в частности, из доказанности выявленного нарушения и самостоятельного осуществления обществом ведения реестра акционеров вопреки требованиям предписания уполномоченного органа и закона о передаче ведения данного реестра лицу, имеющему предусмотренную законом лицензию, в соответствии с пунктом 2 статьи 149 ГК Российской Федерации. Постановлениями судов апелляционной и кассационной инстанций вышеуказанное решение арбитражного суда было оставлено без изменений.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации АО "Северо-Кавказского транспортно-экспедиционного обслуживания междугородних перевозок"" оспаривает конституционность пункта 2 статьи 149 ГК Российской Федерации, а также пунктов 2 и 3 статьи 44 Федерального закона от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации").
По мнению заявителя, данные законоположения противоречат статьям 8, 17 (часть 3), 34 (часть 1), 35, 46 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, возлагают на все акционерные общества вне зависимости от их формы (публичное или непубличное) и количества акционеров (до 50 или более 50) обязанность по передаче ведения реестра акционеров профессиональному участнику рынка ценных бумаг - регистратору.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 28 января 2010 года N 2-П, частью государственной политики по защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг является и предписание абзаца второго пункта 3 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах" о передаче акционерным обществом функции ведения и хранения реестра акционеров специальному лицу - регистратору как профессиональному участнику рынка ценных бумаг; данное регулирование имеет целью усиление защиты прав и законных интересов владельцев акций, в частности миноритарных акционеров, направлено на устранение возможного конфликта интересов акционеров и эмитента, являющегося должником по учитываемым в этом реестре требованиям, и тем самым выступает гарантией достижения таких публичных целей, как привлечение частных инвестиций в экономику и обеспечение стабильности общественных отношений в сфере гражданского оборота.
В соответствии с пунктом 2 статьи 149 ГК Российской Федерации учет прав на бездокументарные ценные бумаги осуществляется путем внесения записей по счетам лицом, действующим по поручению лица, обязанного по ценной бумаге, либо лицом, действующим на основании договора с правообладателем или с иным лицом, которое в соответствии с законом осуществляет права по ценной бумаге; ведение записей по учету таких прав осуществляется лицом, имеющим предусмотренную законом лицензию.
Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 210-ФЗ были признаны утратившими силу пункты 2 и 3 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах", предусматривавшие, что общество обязано обеспечить ведение и хранение реестра акционеров общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации с момента государственной регистрации общества (в настоящее время данное положение воспроизведено в пункте 1 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах"), а также, что держателем реестра акционеров общества может быть это общество или регистратор; в обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор.
Данные изменения, рассматриваемые в системе действующего правового регулирования, в том числе во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 3 Федерального закона от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", в целом также направлены на усиление защиты прав и законных интересов владельцев акций, устранение возможного конфликта интересов акционеров и эмитента, обеспечение стабильности общественных отношений в сфере гражданского оборота, а потому не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Северо-Кавказского транспортно-экспедиционного обслуживания междугородних перевозок", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 29 января 2019 г. N 136-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы акционерного общества "Северо-Кавказского транспортно-экспедиционного обслуживания междугородних перевозок" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 149 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктами 2 и 3 статьи 44 Федерального закона "Об акционерных обществах"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)