Письмо Ассоциации российских банков от 5 марта 2019 г. N А-01/5-178
Ассоциация российских банков обращается в связи с возникшим у банков - членов АРБ вопросом о нарушении сроков проведения торгов в рамках реализации арестованного имущества.
Так, статьей 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) определено, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно части 3 статьи 78 Закона N 229-ФЗ заложенное имущество реализуется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон N 102-ФЗ), Законом N 229-ФЗ, а также другими федеральными законами, предусматривающими особенности обращения взыскания на отдельные виды заложенного имущества.
Из части 2 статьи 90 Закона N 229-ФЗ следует, что проведение торгов устанавливается Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом N 229-ФЗ, иными федеральными законами и постановлениями Правительства Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 57 Закона N 102-ФЗ публичные торги по продаже заложенного имущества организуются и проводятся органами, на которые в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации возлагается исполнение судебных решений, если иное не установлено федеральным законом.
Пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение N 432), предусмотрено, что Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в том числе по реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений.
Подпунктом 5.5 пункта 5 Положения N 432 установлено, что Росимущество организует в установленном порядке реализацию, в том числе выступает продавцом, имущества (в том числе имущественных прав), арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество.
Согласно пункту 1.2 Соглашения ФССП России N 0001/13, Росимущества N 01-12/65 от 30.04.2015 "О взаимодействии Федеральной службы судебных приставов и Федерального агентства по управлению государственным имуществом по вопросам организации продажи имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество" (далее - Соглашение от 30.04.2015) реализацию арестованного имущества осуществляет Росимущество (его территориальные органы) и привлекаемые им в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок физические и юридические лица (далее - специализированные организации).
В силу подпункта 5.3.1 Соглашения от 30.04.2015 Росимущество должно обеспечивать контроль за реализацией арестованного имущества должников.
В соответствии с частью 1 статьи 90 Закона N 229-ФЗ торги должны быть проведены в двухмесячный срок со дня получения организатором торгов имущества для реализации.
Однако на практике довольно часто кредитные организации сталкиваются с проблемой, связанной с непроведением торгов в установленный двухмесячный срок при реализации имущества Росимуществом через специализированные организации.
Нарушение сроков проведения торгов приводит к значительному увеличению сроков реализации имущества должника, что, помимо прочего, зачастую влечет снижение стоимости реализуемого имущества и, соответственно, становится причиной возникновения убытков у кредитной организации, в т. ч. связанных с начислением резервов на просроченную задолженность. Таким образом, нарушаются права как взыскателей, так и должников.
Достаточно часто территориальные органы Росимущества объясняют нарушение сроков реализации арестованного имущества должника временными затратами, связанными с подписанием Росимуществом новых контрактов со специализированными организациями по причине окончания государственных контрактов с организаторами торгов.
Тем не менее представляется, что указанные причины нарушения сроков проведения торгов не могут рассматриваться в качестве законных оснований продления соответствующих сроков, и всего лишь свидетельствуют о необходимости изменения организационных процедур.
В связи с вышеизложенным и принимая во внимание тот факт, что Росимущество должно обеспечивать контроль за реализацией арестованного имущества должников, просим принять меры по недопущению возникновения ситуаций, связанных с нарушением сроков проведения торгов.
Ассоциация российских банков выражает надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество с Росимуществом по вопросам применения действующего законодательства.
Президент |
Г. А. Тосунян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Ассоциации российских банков от 5 марта 2019 г. N А-01/5-178
Текст письма официально опубликован не был