Заслушав и обсудив доклады Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, сообщение представителя Роспотребнадзора, выступления членов Комитета Государственной Думы по образованию и науке, членов экспертных советов при Комитете Государственной Думы по образованию и науке по вопросам здоровья и физического воспитания обучающихся, по вопросам развития региональной и муниципальной науки и приглашенных участников, Комитет отмечает актуальность и важность рассматриваемой темы.
На современном этапе развития Российской Федерации основным источником ее духовного, экономического, социального роста является человеческий капитал. Он определяет могущество страны, выступает в качестве основного фактора стабильности и прогресса.
Обеспечить качество образования и сохранить здоровье подрастающего поколения - важнейшая задача государства и общества. Наше будущее - это наши духовно, физически и интеллектуально здоровые дети.
Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определены цели и задачи к 2024 году:
- повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году - до 80 лет);
- увеличение ожидаемой продолжительности здоровой жизни до 67 лет;
- увеличение доли граждан, ведущих здоровый образ жизни, а также увеличение до 55 процентов доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Комплекс представленных задач ориентирует систему образования на повышение качества образования при обязательном сохранении, а, по возможности, и укреплении здоровья детей, обучающихся на всех уровнях образования.
Условия обучения детей должны обеспечивать им гармоничный рост и развитие, состояние здоровья, позволяющие успешно социализироваться в современном обществе. Подрастающему поколению должны быть обеспечены оптимальные условия развития и формирования здоровья на основе оптимизации различных сфер жизнедеятельности детей, в том числе питания и двигательной активности.
В настоящее время вопросы увеличения продолжительности жизни, формирования и укрепления здоровья подрастающего поколения обозначены в числе основных приоритетов национальной политики Российской Федерации. Вместе с тем, при ее реализации приходится констатировать ряд проблем, связанных с отсутствием комплексного подхода в решении данного вопроса.
Сохраняются неблагоприятные тенденции ухудшения здоровья детей. Результаты исследования Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава России, опубликованные в 2017 году, показали, что за период обучения в школе часть детей теряют здоровье. Также увеличивается доля учащихся с функциональными нарушениями и хроническими заболеваниями.
Согласно данным экспертов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ "Национальный научно-практический центр здоровья детей" Минздрава России за 2017 год среди первоклассников абсолютно здоровыми являются 4,3% учащихся, а среди одиннадцатиклассников таких совсем нет. За время обучения в школе среди детей повышается распространенность язвенной болезни, сколиоза и близорукости. Происходит уменьшение отнесенных ко II группе здоровья (практически здоровы) с 44,4% до 34,0%. Одновременно увеличивается число детей, страдающих хроническими заболеваниями (III и IV группы здоровья).
В структуре функциональных отклонений, наиболее распространенных среди учащихся, пять первых мест принадлежат функциональным нарушениям сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, нарушениям органов дыхания, нервной системы, расстройствам зрения.
По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 20% - от социальных и природных условий, на 20% - от особенностей наследственности человека и на 10% - от системы здравоохранения. Здоровый образ жизни - это совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на поддержание и укрепление здоровья и творческого долголетия. Формирование здорового образа жизни - это целенаправленный, систематический и организованный на всех уровнях (федеральном, региональном, муниципальном) процесс, в том числе с участием общественных организаций.
Государственная политика в сфере охраны и укрепления здоровья детей, развития школьной медицины, здравоохранения была сформулирована в 2012-2017 годах в соответствии со Стратегией действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента России от 1 июня 2012 г. N 761. Анализ достижения целей указанной стратегии показал, что программа действий, заложенная в Стратегии, не исчерпана, не все задекларированные результаты достигнуты.
За последние годы Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Министерство образования и науки Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации приняли целый ряд документов, которые определили подходы по решению задачи сохранения здоровья детей.
Принят ряд федеральных законов, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи. В статье 36 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определена необходимость гигиенического воспитания и обучения граждан, направленных на повышение санитарной культуры подрастающего поколения, профилактику заболеваний и обязательное распространение знаний о здоровом образе жизни посредством обучения в образовательных организациях.
Одним из основных принципов Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" является приоритет профилактики в сфере охраны здоровья, который обеспечивается путем разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни. В статье 7 "Приоритет охраны здоровья детей" определены направления деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по разработке и реализации программ, направленных на профилактику, раннее выявление и лечение заболеваний, формирование у детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни.
В части 2 статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2001 г. N 87-ФЗ "Об ограничении курения табака" предусматривается, что общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы должны содержать разделы, касающиеся изучения воздействия курения табака на организм человека.
Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" устанавливает право каждого гражданина на свободный доступ к физической культуре и спорту. Статья 28 указанного закона определяет основные положения регламентации физической культуры и спорта в системе образования.
Основные направления охраны здоровья обучающихся и воспитанников, развития физической культуры и спорта, в том числе обучение навыкам здорового образа жизни, обязанности участников образовательного процесса в области сохранения и укрепления здоровья отражены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Статья 13 закона регламентирует общие требования к реализации образовательных программ, согласно которым запрещается использование методов и средств обучения и воспитания, образовательных технологий, наносящих вред физическому или психическому здоровью обучающихся. В статье 28 определены права, обязанности и ответственность образовательной организации, в том числе по созданию необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Статья 29, определяющая информационную открытость образовательной организации, регламентирует открытость и доступность информации, в том числе об условиях питания и охраны здоровья обучающихся. Статья 34 регулирует основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования, в том числе в вопросах психофизического развития и состояния здоровья обучающихся. В статье 41 закреплены нормы об охране здоровья обучающихся, включающие в себя оказание первичной медико-санитарной помощи, организацию питания обучающихся, определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом и др.
Комитет отмечает, что формирование здорового образа жизни обучающихся осуществляется как в рамках реализации федеральных государственных образовательных стандартов, так и в дополнительном образовании детей. Вопросы воспитания обучающихся и сохранения их здоровья нашли свое отражение в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. N 1897).
Дальнейшим развитием заботы о детстве стал Указ Президента России от 29 мая 2017 г. N 240 "Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства". Правительством Российской Федерации утвержден соответствующий План основных мероприятий до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 июля 2018 г. N 1375-р). Мероприятия плана охватывают широкий спектр направлений работы, большое количество регионов уже вовлечено в активную деятельность по формированию здорового образа жизни, распространению медицинских знаний, внедрению здоровьесберегающих технологий. Теме здоровья посвящен целый раздел плана - "Здоровый ребенок". Участники обсуждения отмечают, что в начале Десятилетия детства было бы целесообразно оценить и зафиксировать состояние здоровья детей в Российской Федерации.
Комитет отмечает, что отдельные принятые документы не ориентированы на достижение конкретных результатов, нуждаются в уточнениях и корректировках.
Так, пункт плана основных мероприятий до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства, - "Реализация мероприятий, направленных на формирование здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрение здоровьесберегающих технологий и основ медицинских знаний", предусматривает:
- увеличение числа детей и молодежи, которые охвачены мероприятиями, направленными на формирование здорового образа жизни;
- рост вовлеченности обучающихся в деятельность общественных объединений, ориентированных на формирование здорового образа жизни (включая волонтерские отряды).
Комитет считает целесообразным в качестве показателя результата использовать конкретные данные об улучшении состоянии здоровья, снижении заболеваемости обучающихся.
Федеральный проект "Поддержка семей, имеющих детей" предусматривает, что к концу 2024 года будет оказано не менее 20 млн услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей, во всех субъектах Российской Федерации (в том числе с привлечением НКО), что составит по 3 миллиона услуг в год. Если учесть, что в России 15 миллионов школьников и 30 миллионов родителей, то на консультацию один раз в год может рассчитывать только каждый пятнадцатый, что представляется совершенно недостаточным и не отражающим реальные целевые установки проекта.
Комитет считает, что здоровый образ жизни как совокупность сознательно сформированных привычек человека, направленных на формирование правильного образа жизни, питания, - это процесс длительный и системный; формирование которого требует межведомственного взаимодействия и усилий всего общества.
Участники заседания отметили целый спектр направлений деятельности, которые не относятся к здоровьесберегающим технологиям, но существенно влияют на состояние здоровья обучающихся:
- медицинское сопровождение детей в образовательных организациях; организация питания обучающихся; развитие школьного спорта;
- воспитание грамотного отношения к иммунизации и понимание преимущества вакцинопрофилактики;
- летнее оздоровление детей и система школьного оздоровления детей после учебного года.
Несмотря на предпринятые в последние годы усилия, Комитет отмечает как серьезную проблему качество состояния материально-технической базы школ. По данным Управления санитарного надзора Роспотребнадзора 12% школ не отвечают нормам по уровню искусственной освещенности, 14% школ имеют мебель, не соответствующую росту, возрастным особенностям детей, 9% школ не соответствует требованиям по микроклимату.
Кроме этого, количество детей, обучающихся во вторую и третью смены, не сокращается. Если ранее паспортом приоритетного проекта "Создание современной образовательной среды для школьников" в качестве целевого ориентира ставилось обеспечение односменности работы образовательных организаций и обеспечение обучения школьников в современных условиях, то в представленной версии государственной программы (Федеральный проект "Современная школа") к концу 2024 года ставится задача только по ликвидации обучения в третью смену, а показатели для цели "создание условий, соответствующих основным современным требованиям (в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), обучающимся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях" вообще не предусмотрены.
Таким образом, участники обсуждения отмечают недостаточное внимание со стороны Министерства просвещения Российской Федерации к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей и молодежи.
Анализируя Доклад Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования в 2017 году, Комитет обратил внимание, что такой важный аспект деятельности системы образования, как сохранение и укрепление здоровья обучающихся, должного отражения в самом Докладе не нашел. В соответствующем разделе Доклада указаны только некоторые спортивные мероприятия и результаты сдачи норм ГТО. Рассматривать сегодня проблему формирования здорового образа жизни у детей и молодежи только через призму спортивных соревнований и сдачи норм ГТО явно недостаточно.
Комитет полагает, что Национальный проект "Образование" следует дополнить отдельным федеральным проектом по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Сегодня необходимы мероприятия по разработке, апробации и внедрению современных моделей охраны здоровья детей в образовательных организациях, повышению качества, общедоступности медицинского обеспечения обучающихся. Комитет отмечает, что в настоящее время в целом ряде регионов уже имеются примеры целенаправленной системной позитивной деятельности по укреплению здоровья обучающихся, формированию у них здорового образа жизни. В практику отдельных образовательных организаций внедряются различные здоровьесберегающие технологии. Однако на государственном уровне отсутствуют системная работа, а также комплексный межведомственный подход по формированию здорового образа жизни.
Комитет считает, что в вопросах формирования здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрения здоровьесберегающих технологий главным исполнителем и координатором должно выступать Минпросвещения России во взаимодействии с Минздравом России, Минспортом России, Роспотребнадзором, Росмолодежью, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Только общероссийский масштаб решения проблемы улучшения здоровья детей и молодежи поможет решить задачу первостепенной важности для государства и общества, реализовав стратегические задачи развития Российской Федерации, определенные Президентом Российской Федерации на период до 2024 года.
С учетом состоявшегося обсуждения, Комитет решил рекомендовать:
- Комитету Государственной Думы по образованию и науке:
Провести во время осенней сессии 2019 года Парламентские слушания на тему обеспечения условий для сохранения здоровья школьников, включив в рассмотрение вопросы организации медицинского сопровождения детей, воспитание грамотного отношения к иммунизации и вакцинопрофилактике (совместно с Минздравом России), санитарного и эпидимеологического состояния условий обучения в школах Российской Федерации, организации питания (совместно с Роспотребнадзором), отражение задачи формирования здорового образа жизни и обучение медицинским знаниям в рамках федерального государственного образовательного стандарта (совместно с Минпросвещения России).
- Правительству Российской Федерации:
1. Включить в раздел Доклада Правительства Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования комплексный анализ состояния здоровьесбережения детей в стране, анализ внедрения в образовательных организациях мероприятий по укреплению здоровья детей, включая меры по предотвращению потребления табака (в том числе новых форм потребления никотина), алкоголя, повышению физической активности и рациональному питанию.
2. Внести уточнения в Федеральный проект "Современная школа", обеспечив ликвидацию второй и третьей смены в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации.
- Министерству просвещения Российской Федерации:
1. Инициировать разработку отдельного федерального проекта, направленного на сохранение и укрепление здоровья детей и молодежи, в рамках Национального проекта "Образование".
2. Обобщить накопленный регионами и образовательными организациями опыт реализации задач формирования здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрения здоровьесберегающих технологий, принять меры по его распространению через систему повышения квалификации в рамках национального проекта "Образование".
3. При обновлении требований к результатам освоения основных образовательных программ общего образования, закрепленных в федеральных государственных образовательных стандартах, учитывать необходимость отражения законодательных требований по формированию здорового образа жизни у детей и молодежи, изучению основ медицинских знаний.
4. Запланировать и обеспечить проведение широкомасштабных исследований о положительном и негативном влиянии электронных устройств на развитие детей разных возрастов, на образовательный процесс.
- Министерству просвещения Российской Федераций совместно с Министерством здравоохранения Российской Федерации:
1. Разработать систему мониторинга физического и психического здоровья обучающихся, направлять его результаты для использования региональным и муниципальным органам управления образованием.
2. Разработать критерии оценки эффективности реализации здоровьесберегающих программ в образовательных организациях по динамике состояния физического и психического здоровья и физической подготовленности обучающихся.
3. Подготовить рекомендации по оптимизации санитарно-эпидемиологического режима в детских садах и школах.
- Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки:
1. Провести проверку соблюдения норм учебной и физической нагрузки на обучающихся.
2. Направить данные анализа в Комитет Государственной Думы по образованию и науке и Министерство просвещения Российской Федерации для учета и руководства в работе.
- Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
1. Включить работу по сохранению и укреплению здоровья школьников, формированию здорового образа жизни у детей и молодежи в число первоочередных задач системы образования и системы здравоохранения.
2. Оказывать поддержку и помощь инициативам, направленным на решение задач внедрения здоровьесберегающих технологий и формирования здорового образа жизни у детей и молодежи.
3. Рассмотреть возможность регионализации школьного оздоровления путем создания круглогодичных центров оздоровления детей и подростков.
4. При оценке деятельности образовательных организаций субъектов Российской Федерации учитывать результаты реализации здоровьесберегающих программ в учебном процессе.
- Органам местного самоуправления:
1. Обеспечивать создание благоприятной социальной среды детей и молодежи по месту жительства, активное привлечение к этой работе территориального общественного самоуправления, всех институтов гражданского общества.
2. Отразить вопросы совершенствования условий обучения в общеобразовательных организациях в стратегии социально-экономического развития муниципальных образований.
3. Оказывать поддержку проектам по проведению уроков по здоровому образу жизни в школах, формированию здорового образа жизни через профилактические программы, воспитанию у молодежи грамотного отношения к иммунизации и понимания преимуществ вакцинопрофилактики.
4. Стимулировать поддержку педагогов, включенных в инновационные процессы по обеспечению, сохранению и укреплению здоровья детей.
- Аппарату Комитета Государственной Думы по образованию и науке:
Направить настоящее решение в Правительство Российской Федерации, Министерство просвещения Российской Федерации, Министерство здравоохранения Российской Федерации, Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и разместить его на сайте Комитета.
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 22 ноября 2018 г. N 60-1 "Опыт и проблемы формирования здорового образа жизни у детей и молодежи, внедрение здоровьесберегающих технологий и основ медицинских знаний"
Текст решения опубликован в журнале "Администратор образования", март 2019 г., N 5, в Бюллетене "Официальные документы в образовании", март 2019 г., N 8