Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2019 г. N 60-АПГ18-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Корчашкиной Т.Е.
при секретаре Тимохине И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокурора, участвующего в административном деле, на решение Камчатского краевого суда от 5 октября 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного иска первого заместителя прокурора Камчатского края об оспаривании отдельного положения административного регламента предоставления министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, проживающим в Камчатском крае, компенсации расходов, связанных с проездом на воздушном, железнодорожном транспорте, водном транспорте по транспортным маршрутам (за исключением внутригородских маршрутов) и автомобильном транспорте общего пользования междугородного сообщения (за исключением такси) туда и обратно в пределах территории Российской Федерации, оплаты (компенсации) стоимости установки телефона и компенсации расходов, связанных с погребением реабилитированных лиц, утвержденного приказом министерства социального развития и труда Камчатского края от 29 июня 2016 года N 692-п.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., возражение против удовлетворения апелляционного представления представителя губернатора Камчатского края и министерства социального развития и труда Камчатского края Меркулова Е.С., а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Засеевой Э.С., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
приказом министерства социального развития и труда Камчатского края от 29 июня 2016 года N 692-п утвержден административный регламент предоставления министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, проживающим в Камчатском крае, компенсации расходов, связанных с проездом на воздушном, железнодорожном транспорте, водном транспорте по транспортным маршрутам (за исключением внутригородских маршрутов) и автомобильном транспорте общего пользования междугородного сообщения (за исключением такси) туда и обратно в пределах территории Российской Федерации, оплаты (компенсации) стоимости установки телефона и компенсации расходов, связанных с погребением реабилитированных лиц, согласно частям 2 и 18 которого государственная услуга предоставляется министерством через краевое государственное казенное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" и его филиалы, а в соответствии с абзацем первым части 22 этого же административного регламента принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги осуществляется краевым государственным казенным учреждением "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий".
Первый заместитель прокурора Камчатского края обратился в Камчатский краевой суд с административным исковым заявлением о признании вышеназванного административного регламента недействующим в части возложения на краевое государственное казенное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" полномочий по предоставлению государственной услуги с принятием решений о предоставлении или об отказе в предоставлении данной государственной услуги, ссылаясь в обоснование своего требования на противоречие административного регламента в оспариваемой части требованиям Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
Решением Камчатского краевого суда от 5 октября 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционном представлении первый заместитель прокурора Камчатского края просит решение суда отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска.
Относительно доводов апелляционного представления губернатором Камчатского края и министерством социального развития и труда Камчатского края представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к следующему выводу.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что приказ министерства социального развития и труда Камчатского края от 29 июня 2016 года N 692-п, которым утвержден оспариваемый административный регламент, принят в пределах полномочий министерства социального развития и труда Камчатского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие. Решение Камчатского краевого суда в указанной части не обжалуется.
Проверив соответствие содержания административного регламента в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания оспариваемых положений недействующими. Отказав в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции признал доводы первого заместителя прокурора Камчатского края несостоятельными, основанными на неверном истолковании норм материального права.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с выводами суда первой инстанции не согласилась и считает доводы первого заместителя прокурора Камчатского края о противоречии оспариваемых положений административного регламента абзацу сороковому статьи 6, положениям статей 69.1 и 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также части 3 статьи 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" обоснованными.
Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (часть 1 статьи 1 этого Федерального закона).
Под государственной услугой, предоставляемой федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, в пункте 1 статьи 2 указанного Федерального закона понимается деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
Согласно части 3 статьи 1 этого же Федерального закона услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации вправе утвердить дополнительный перечень услуг, оказываемых в субъекте Российской Федерации государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) субъекта Российской Федерации или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Под казенным учреждением в абзаце сороковом статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимается государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Согласно приказу министерства социального развития и труда Камчатского края от 29 июня 2016 года N 692-п оспариваемый административный регламент утвержден в соответствии с Законом Российской Федерации от 18 октября 1991 года N 1761-I "О реабилитации жертв политических репрессий" и Законом Камчатского края от 26 мая 2009 года N 267 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий".
Финансирование расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, предусмотренных Законом Камчатского края "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов, реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий", производится за счет средств краевого бюджета (статья 10 данного закона).
Частями 1.1, 1.6 и пунктом 37 части 2.1 Положения о министерстве социального развития и труда Камчатского края, утвержденного постановлением правительства Камчатского края от 19 декабря 2008 года N 423-п, определено, что министерство социального развития и труда Камчатского края является исполнительным органом государственной власти Камчатского края, осуществляющим функции по предоставлению государственных услуг, а также иные правоприменительные функции в сфере социального развития и труда Камчатского края. Финансирование деятельности министерства осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства. Министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств краевого бюджета, предусмотренных на содержание министерства и реализацию возложенных на министерство полномочий.
Из приведенных выше норм применительно к обстоятельствам настоящего административного дела следует, что краевое государственное казенное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий", принимающее решения о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги, предусмотренной оспариваемым административным регламентом, вправе, таким образом, предоставлять данную государственную услугу в целях обеспечения реализации полномочий министерства социального развития и труда Камчатского края при условии размещения в этом учреждении государственного задания (заказа), включении указанной государственной услуги в перечень услуг, предусмотренный частью 3 статьи 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", и финансового обеспечения деятельности учреждения за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Между тем сведений о соблюдении названных условий при наделении краевого государственного казенного учреждения "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий" полномочиями на принятие решений о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги, предусмотренной оспариваемым административным регламентом, не имеется, в связи с чем, оспариваемый административный регламент в той мере, в которой принятие решений о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги осуществляется краевым государственным казенным учреждением "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий", Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает противоречащим Бюджетному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
При этом Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации отмечает, что согласно части 2 статьи 1 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" действие данного Федерального закона распространяется также на деятельность организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг, предусмотренных частью 1 указанной статьи.
Под государственным или муниципальным учреждением либо унитарным предприятием, созданным соответственно государственным органом Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, Федеральный закон "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" в пункте 8 статьи 2 понимает подведомственную государственному органу или органу местного самоуправления организацию.
Действительно, согласно части 1.8 Положения о министерстве социального развития и труда Камчатского края данное министерство имеет подведомственные краевые государственные учреждения для реализации полномочий в установленной сфере деятельности.
Вместе с тем в соответствии пунктами 1 и 2 части 2 статьи 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", устанавливающей обязанности органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, участвующие в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 указанного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, обязаны:
предоставлять в органы, предоставляющие государственные услуги, органы, предоставляющие муниципальные услуги, и многофункциональные центры по межведомственным запросам таких органов и многофункциональных центров документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 названного Федерального закона перечень документов, безвозмездно, а также получать от органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, многофункциональных центров такие документы и информацию;
исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Однако, по настоящему административному делу обязанности министерства социального развития и труда Камчатского края, предоставляющего предусмотренную оспариваемым административным регламентом государственную услугу и являющегося главным распорядителем средств краевого бюджета, установленные частью 1 статьи 6 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", возложены на краевое государственное казенное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий", которое, исходя из буквального толкования приведенных положений Федерального закона, при несоблюдении вышеназванных условий вправе только участвовать в предоставлении государственной услуги, но не предоставлять государственную услугу, как это предусмотрено административным регламентом в оспариваемой части. При несоблюдении вышеназванных условий обязанностями, связанными с предоставлением государственной услуги, в том числе по принятию решений о предоставлении или об отказе в предоставлении государственной услуги, может обладать министерство социального развития и труда Камчатского края, а не краевое государственное казенное учреждение "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий".
Таким образом, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает обжалуемое решение Камчатского краевого суда незаконным, а административный регламент в оспариваемой части - подлежащим признанию недействующим.
Определяя дату, с которой административный регламент в оспариваемой части подлежит признанию не действующим, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации исходит из того, что из материалов административного дела следует применение ранее оспариваемых положений и реализация на основании этих положений прав граждан. При таких обстоятельствах административный регламент в оспариваемой части подлежит признанию не действующим со дня вступления решения суда об этом в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь положениями статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Камчатского краевого суда от 5 октября 2018 года отменить и принять по административному делу новое решение, которым административным иск первого заместителя прокурора Камчатского края удовлетворить.
Абзац первый пункта 22 административного регламента предоставления министерством социального развития и труда Камчатского края государственной услуги по назначению лицам, подвергшимся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированным, проживающим в Камчатском крае, компенсации расходов, связанных с проездом на воздушном, железнодорожном транспорте, водном транспорте по транспортным маршрутам (за исключением внутригородских маршрутов) и автомобильном транспорте общего пользования междугородного сообщения (за исключением такси) туда и обратно в пределах территории Российской Федерации, оплаты (компенсации) стоимости установки телефона и компенсации расходов, связанных с погребением реабилитированных лиц, утвержденного приказом министерства социального развития и труда Камчатского края от 29 июня 2016 года N 692-п, признать не действующим со дня вступления настоящего решения в законную силу в той мере, в которой принятие решения о предоставлении (об отказе в предоставлении) государственной услуги осуществляется краевым государственным казенным учреждением "Камчатский центр по выплате государственных и социальных пособий".
Настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит опубликованию в издании "Официальные Ведомости".
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Корчашкина Т.Е. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 6 февраля 2019 г. N 60-АПГ18-10
Текст определения официально опубликован не был