Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2019 г. N 5-АПГ18-155
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
при секретаре Горенко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 24 октября 2018 года об удовлетворении административного искового заявления акционерного общества "Московский локомотиворемонтный завод" о признании не действующими с 1 января 2018 года пунктов 10687, 10688 Перечня объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утверждённого постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП, в редакции постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., объяснения представителя Правительства Москвы Федотова П.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителей акционерного общества "Московский локомотиворемонтный завод" Моцара А.В. и акционерного общества "Желдорреммаш" Игнатьева М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение не подлежащим отмене, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП определён перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2017 года N 911-ПП перечень изложен в новой редакции, действующей с 1 января 2018 года.
Согласно пунктам 10687, 10688 Перечня на 2018 год налоговая база как кадастровая стоимость объекта недвижимости определяется в отношении зданий с кадастровыми номерами 77:03:0006026:1005 и 77:03:0006026:1009, расположенных соответственно по адресам: город Москва, проезд Фрезер, д. 2, стр. 13 и г. Москва, проезд Фрезер, д. 2.
Акционерное общество "Московский локомотиворемонтный завод", являющееся собственником указанных зданий, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании пунктов 10687, 10688 Перечня на 2018 год не действующими с момента принятия, указав в обоснование заявленных требований, что нежилые здания с кадастровыми номерами 77:03:0006026:1005 и 77:03:0006026:1009 не подпадают под критерии, установленные статьёй 1.1 Закона города Москвы "О налоге на имущество организаций" и статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации; включение их в Перечень на 2018 год неправомерно возлагает на административного истца обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Московского городского суда от 24 октября 2018 года исковые требования АО "Московский локомотиворемонтный завод" удовлетворены.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой города Москвы представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций отдельных объектов недвижимого имущества, в качестве которой выступает их кадастровая стоимость, установлены статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Данное законоположение предусматривает, что в перечень указанных объектов недвижимого имущества включаются в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1 пункта 1 статьи 378.2).
В целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1 пункта 3 статьи 378.2); здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) (подпункт 2 пункта 3 статьи 378.2).
Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2). При этом фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признаётся использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2 пункта 4 статьи 378.2).
Статьёй 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций", устанавливающей особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2 статьи 1.1).
Объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:03:0006026:1005 и 77:03:0006026:1009 включены в оспариваемые пункты Перечня по виду фактического их использования, то есть по критериям, установленным подпунктом 2 пункта 3 и подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При включении в Перечень по данному критерию административный ответчик руководствовался актами обследования Госинспекции от 17 февраля 2017 года N 9031221/ОФИ и N 9031225/ОФИ, согласно которым 100 процентов здания с кадастровым номером 77:03:0006026:1005 используется под помещения заводской столовой, то есть объекта общественного питания, а 100 процентов здания с кадастровым номером 77:03:0006026:1009 - под заводоуправление, то есть под размещение офисов.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что спорные здания расположены на закрытой огороженной территории, на которой действует пропускной режим, входят в состав производственного комплекса и обеспечивают хозяйственную деятельность АО "Московский локомотиворемонтный завод", связанную с оказанием услуг по восстановлению и оснащению железнодорожных локомотивов, трамвайных моторных вагонов и прочего подвижного состава, и используются для размещения административно-технического персонала, который необходим для непосредственного и непрерывного обслуживания производственного процесса. Оборудованные в указанных зданиях помещения для производственных отделов, залов конференций, бухгалтерии, приёмной директора, главного инженера, кабинетов юридического управления носят вспомогательный характер, а заводская столовая услуг общественного питания как самостоятельного вида услуг не оказывает.
Указанные обстоятельства административным ответчиком опровергнуты не были. Напротив, из приведённых актов обследования от 17 февраля 2017 года N 9031221/ОФИ и N 9031225/ОФИ эти обстоятельства подтверждены, однако эти помещения без достаточных на то оснований были отнесены инспекторами к категории офисов и объектов общественного питания в целях налогообложения в соответствии со статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах выводы суда о неправомерности включения зданий с кадастровыми номерами 77:03:0006026:1005 и 77:03:0006026:1009 в оспариваемые пункты Перечня подтверждаются доказательствами, оценёнными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорное правоотношение.
Исходя из изложенного и принимая во внимание, что доводов, влекущих безусловную отмену решения суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не приводится, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 307, 308, 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Московского городского суда от 24 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы без удовлетворения.
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 20 февраля 2019 г. N 5-АПГ18-155
Текст определения официально опубликован не был