Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2019 г. N 44-АПГ18-33
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению администрации г. Березники к Березниковской городской Думе о признании недействующим решения Совета депутатов Троицкого сельского поселения от 03 апреля 2013 г. N 234 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки поселка Николаев-Посад Троицкого сельского поселения" по апелляционной жалобе администрации г. Березники на решение Пермского краевого суда от 07 сентября 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установила:
администрация г. Березники обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов Троицкого сельского поселения от 03 апреля 2013 г. N 234 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки поселка Николаев-Посад Троицкого сельского поселения", ссылаясь, что нормативный правовой акт принят неуполномоченным органом, поскольку он опубликован в полном объеме 16 марта 2018 г., после того как решение данных вопросов исключено из полномочий сельских поселений и предано в компетенцию муниципальных районов. В настоящее время полномочия Совета депутатов Троицкого сельского поселения переданы Березниковской городской Думой в связи с преобразованием поселений, входящих в состав Усольского муниципального района, путем объединения с муниципальным образованием "Город Березники" на основании Закона Пермского края от 21 июня 2018 г. N 252-ПК и досрочным прекращением полномочий органов местного самоуправления Троицкого сельского поселения и Усольского муниципального района.
Решением Пермского краевого суда от 07 сентября 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено, оспариваемый акт признан недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда в части даты признания акта недействующим администрация г. Березники обратилась в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт изменить, признав оспариваемый акт недействующим с даты его принятия.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Пермского края представлены возражения.
В судебное заседание представители администрации г. Березники, Березниковской городской Думы, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе утверждение правил землепользования и застройки.
Муниципальное образование Троицкого сельского поселения являлось муниципальным образованием, с административным центром в п. Железнодорожный, входило в Усольский муниципальный район Пермского края, было наделено статусом сельского поселения, включало населенные пункты: поселки Железнодорожный и Казарма, село Троицк, деревни Шиши и Кокшарово, поселок Николаев-Посад.
В соответствии со статьями 4, 21 и 41 Устава Троицкого сельского поселения в структуру органов местного самоуправления данного поселения входил представительный орган муниципального образования - Совет депутатов, наделённый Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения сельского поселения, к которым относилось и утверждение правил землепользования и застройки поселения.
С 01 января 2015 г. полномочия по принятию правил землепользования и застройки перешли к администрация района.
Совет депутатов Троицкого сельского поселения Усольского муниципального района Пермского края 03 апреля 2013 г. принял решение N 234 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки поселка Николаев-Посад Троицкого сельского поселения", где пунктом 1 решения предписано внести изменения в Правила землепользования и застройки поселка Николаев-Посад Троицкого сельского поселения.
В соответствии с пунктами 2 и 3 решения, оно вступает в силу со дня официального опубликования, подлежит опубликованию в информационном вестнике Троицкого сельского поселения.
Однако текст изменений, подлежащих внесению в Правила землепользования и застройки поселка Николаев-Посад Троицкого сельского поселения в решении отсутствовал, сведений о наличии приложений к нему, а также, о том, что такие изменения утверждены оспариваемым решением не имелось.
Решение опубликовано в информационном листке Троицкого сельского поселения от 05 марта 2013 г. N 4 (16) в отсутствие приложения, содержащего нормы, изменяющие и подлежащие внесению в Правила землепользования и застройки поселка Николаев-Посад.
Вместе с тем, такие нормы, содержащие соответствующие изменения и дополнения в Правила землепользования и застройки поселка Николаев-Посад размещены на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" только 16 марта 2018 г., то есть через 5 лет после принятия и опубликования решения.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно пункту 12 части 2 статьи 23 Устава Троицкого сельского поселения Усольского муниципального района Пермского края, утвержденного решением Совета депутатов Троицкого сельского поселения от 05 декабря 2005 г. N 10 (в редакции решения от 29 мая 2006 г. N 42) к компетенции Совета депутатов Троицкого сельского поселения относится утверждение правил землепользования и застройки поселения.
В соответствии со статьей 47 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании.
Для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов и соглашений органы местного самоуправления вправе также использовать сетевое издание. В случае опубликования (размещения) полного текста муниципального правового акта в официальном сетевом издании объемные графические и табличные приложения к нему в печатном издании могут не приводиться.
В силу части 1 статьи 47 Устава правовые акт поселения, затрагивающие прав, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному опубликованию (обнародованию), и вступают в силу после их официального опубликования.
Официальному опубликованию подлежат также документы, утверждаемые правовым атом поселения, подлежащим официальному опубликованию.
Неопубликованные правовые акты поселения и приложения к ним, подлежащее официальному опубликованию не применяются.
Согласно части 2 указанной статьи Устава официальным опубликованием правового акта поселения является первая публикация его текста в Усольской газете или периодическом печатном издании Троицкого сельского поселения (в редакции решения от 28 октября 2010 г. N 135). Самим правовым актом может быть установлен иной порядок его официального опубликования (обнародования) - размещение правового акта на доске объявлений в сельской библиотеке Троицкого сельского поселения. Официальным электронным источником опубликования муниципальных правовых актов Троицкого сельского поселения является публикация на официальном сайте Троицкого сельского поселения.
В соответствии с пунктом 31 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" проверяя соблюдение порядка опубликования нормативного правового акта, необходимо учитывать, что в соответствии с частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Из изложенного следует, что оспариваемое решение от 03 апреля 2013 г. N 234 в соответствии с указанными нормами, должно вступить в силу со дня официального опубликования его полного текста с необходимыми приложениями в информационном вестнике Троицкого сельского поселения.
Указанное требование в 2013 году уполномоченным на тот момент органом не исполнено, в связи с чем нормативный правовой акт является не вступившим в законную силу.
Кроме того, допущены нарушения процедуры проведения публичных слушаний при принятии оспариваемого акта.
В соответствии с частью 14 статьи 31 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) в случае подготовки правил землепользования и застройки применительно к части территории поселения публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся с участием правообладателей земельных участков и (или) объектов капитального строительства, находящихся в границах указанной части территории поселения.
Согласно протоколу публичных слушаний от 14 марта 2013 г. N 2 проведены публичные слушания, в которых приняли участи 13 человек и был обсужден ряд вопросов.
Из содержания заключения публичных слушаний следует, что они назначены решением от 31 мая 2012 г. N 211, а проводились 14 марта 2013 г., предложений от граждан не поступило, по их итогам предложено принять проект изменений в Правила землепользования и застройки.
Указанные заключения и протокол опубликованы в информационном листке Троицкого сельского поселения от 18 марта 2013 г. Сведения о том какие материалы проекта Правил землепользования и застройки и в каком объеме представлены на публичные слушания отсутствуют.
Период положительности публичных слушаний, установленный частью 13 статьи 31 Градостроительного кодекса, существенно нарушен.
В пос. Николаев-Посад публичные слушания не проводились, данных подтверждающих, что на публичных слушаниях в п. Железнодорожный происходило обсуждение вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, на основании результатов которого принято оспариваемое решение не имеется.
Таким образом, установив допущенные нарушения процедуры принятия, а также опубликования оспариваемого нормативного правового акта, Судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение подлежит признанию недействующим с даты его принятия.
В соответствии с пунктом 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд, руководствуясь пунктом 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного производства Российской Федерации, признает этот нормативный правовой акт не действующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда в законную силу не вступил и соответственно не мог быть применен, то с учетом пункта 1 части 2, пунктом 1 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50, Судебная коллегия полагает, что оспариваемое решение подлежит признанию недействующим со дня его принятия.
Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского областного суда от 07 сентября 2018 г. изменить.
Признать недействующим решение Совета депутатов Троицкого сельского поселения от 03 апреля 2013 г. N 234 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки поселка Николаев-Посад Троицкого сельского поселения" со дня его принятия.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2019 г. N 44-АПГ18-33
Текст определения официально опубликован не был