Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2018 г. N 3-АПГ18-7
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" о признании не действующим приказа Службы Республики Коми по тарифам от 13 декабря 2013 г. N 99/6 "О долгосрочных параметрах регулирования деятельности ОАО "МРСК Северо-Запада", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в части установления базового уровня подконтрольных расходов 1 899 млн. руб., возложении на Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим нормативный правовой акт и устанавливающий экономически обоснованный базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" на 2014-2018 гг. в размере 1 998 млн. руб. с учетом расходов на оплату труда в размере 1 450 334 тыс. руб. по апелляционной жалобе ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" на решение Верховного Суда Республики Коми от 18 июля 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя ПАО "МРСК Северо-Запада" в лице филиала "Комиэнерго" Идрисовой О.А., Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми Богдановой А.Н., представителей Головановой Т.А., Манучарян А.Ю., специалиста Старостиной А. А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Коробкова Е.И., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запада" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим приказа Службы Республики Коми по тарифам от 13 декабря 2013 г. N 99/6 "О долгосрочных параметрах регулирования деятельности ОАО "МРСК Северо-Запада", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в части установления базового уровня подконтрольных расходов 1 899 млн. руб., возложении на Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми обязанности принять новый нормативный правовой акт, заменяющий признанный недействующим нормативный правовой акт и устанавливающий экономически обоснованный базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" на 2014-2018 гг. в размере 1 998 млн. руб. с учетом расходов на оплату труда в размере 1 450 334 тыс. руб.
Решением Верховного Суда Республики Коми от 18 июля 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на нарушение и неправильное применение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение об удовлетворении требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду следующего.
Согласно статье 23 Федерального закона от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178.
При государственном регулировании цен (тарифов) должны соблюдаться следующие основные принципы: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении цен (тарифов); обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов); учет соблюдения требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, в том числе требований о разработке и реализации программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, требований к организации учета и контроля используемых энергетических ресурсов, сокращению потерь энергетических ресурсов; обеспечение открытости и доступности для потребителей, в том числе населения, процесса тарифного регулирования; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
При этом достигается баланс экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии, обеспечивающий доступность электрической энергии при возврате капитала, инвестированного и используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), в полном объеме с учетом экономически обоснованного уровня доходности инвестированного капитала при условии ведения для целей такого регулирования раздельного учета применяемых в указанных сферах деятельности активов и инвестированного и использованного для их создания капитала.
Согласно пунктам 16-18 Основ ценообразования определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 953 "О внесении изменений в Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и принятии тарифных решений" органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов надлежало до 15 декабря 2013 г. по согласованию с Федеральной службой по тарифам принять решение об установлении (пересмотре) долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, плановая необходимая валовая выручка от оказания услуг по передаче электрической энергии которых на текущий период регулирования и (или) фактическая необходимая валовая выручка от оказания услуг по передаче электрической энергии за предшествующий период регулирования которых составляет не менее 500 млн. руб.
С 2011 по 2013 гг. регулирование тарифов филиала ПАО "МРСК Северо-Запада" "Комиэнерго" осуществлялось на основе долгосрочных параметров регулирования (первый период); 2014-2018 гг. является для филиала вторым долгосрочным периодом регулирования.
Административный истец 26 апреля 2013 г. обратился в Службу по тарифам с заявлением о рассмотрении материалов для установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2014-2018 гг., представив расчет тарифов на услуги по передаче электрической энергии, согласно которому расходы на оплату на 2014 год составили 1 854 693 тыс. руб. исходя из минимальной месячной тарифной ставки рабочего 1 разряда в размере 5700 рублей (с учетом повышения ММТС в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 годы).
Службой по тарифам в отношении филиала "Комиэнерго" ПАО "МРСК Северо-Запада" применен метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 24 октября 2013 г. N 953 Службой по тарифам принят приказ от 13 декабря 2013 г. N 99/6 "О долгосрочных параметрах регулирования деятельности ОАО "МРСК Северо-Запада", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций", которым утверждены долгосрочные параметры регулирования деятельности ОАО "МРСК Северо-Запада", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии установлены на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций на период 2014-2018 гг. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2014 год определен в размере 1 899 000 тыс. руб. Затраты на оплату труда на 2014 год составили 1 351 200 тыс. руб. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учтены результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем полном расчетном периоде регулирования в 2012 году, в том числе фактический объем фонда оплаты труда за 2012 год.
В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Расходы на оплату труда рассчитаны административным ответчиком исходя из тарифной ставки рабочего 1 разряда по факту 2012 года в размере 4 536 руб. с учетом повышения ММТС согласно Отраслевому тарифному соглашению в электроэнергетике Российской Федерации на 2009-2011 годы и коллективному договору, а также с применением прогнозных ИПЦ на 2013 и 2014 гг. - 106,7% и 105,6% (итого 5 110,95 руб.).
Служба по тарифам исходила из того, что ОАО "МРСК Северо-Запада" являлось участником Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2009-2011 годы.
В силу пункта 3.3 указанного Отраслевого соглашения с 1 января 2012 г. ММТС была установлена в размере 4207 руб., увеличенных на ИПЦ в Российской Федерации в 2011 году на основании данных Федеральной службы государственной статистики, но не ниже 4417 руб.
В 2012 году в филиале общества фактический показатель средней ММТС с учетом коллективного договора общества достиг 4536 руб., который принят для расчета на 2014 год с учетом ИПЦ на 2013 и 2014 гг.
По мнению суда первой инстанции, принятие органом регулирования указанных показателей соответствует положениям пункта 26 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, поскольку они определены с учетом Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2009-2011 годы, и фактического объема фонда оплаты труда за 2012 год.
Вместе с тем Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2009-2011 годы, продленное на 2012 год, с 1 января 2013 г. утратило силу.
Административный истец был включен в Реестр организаций, на которых распространяется действие Отраслевое тарифное соглашение в электроэнергетике Российской Федерации на 2013-2015 гг. (приложение 1 к данному Отраслевому тарифному соглашению).
В силу пункта 3.3 указанного Отраслевого тарифного соглашения оно определяет размер минимальной месячной тарифной ставки рабочих первого разряда промышленно-производственного персонала, работающих в Организациях, полностью отработавших норму рабочего времени и выполнивших свои трудовые обязанности (нормы труда), определенные работодателем, и динамику ее изменения - в целях содействия повышению уровня реального содержания заработной платы работников электроэнергетики в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
На основании этого Соглашения ММТС с 1 января 2014 г. установлена в размере 5400 руб., а с 1 июля 2014 года - 6000 руб. Тем самым, средняя величина ставки рабочего 1 разряда на 2014 год составила 5700 руб., такая величина является экономически обоснованной.
Расчет тарифной ставки, выполненный Службой по тарифам, пункту 26 Основ ценообразования не соответствует, он не учитывает положения действовавшего на момент установления базового уровня подконтрольных расходов Отраслевого тарифного соглашения и нарушает порядок ценообразования.
В остальной части расходы на оплату труда рассчитаны органом регулирования исходя из представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов и является экономически обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 18 июля 2018 г. отменить.
Приказ Службы Республики Коми по тарифам от 13 декабря 2013 г. N 99/6 "О долгосрочных параметрах регулирования деятельности ОАО "МРСК Северо-Запада", в отношении которого тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций" в части установления базового уровня подконтрольных расходов 1 899 млн. руб. признать не действующим с даты принятия нормативного правового акта.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 26 декабря 2018 г. N 3-АПГ18-7
Текст определения официально опубликован не был