Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2019 г. N 15-АПГ18-3
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению федерального казенного предприятия "Саранский механический завод" о признании недействующими столбцы 3 и 6 двухставочного тарифа пункта 15 приложения N 3 к приказу Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 28 декабря 2017 г. N 199 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2018 год" по апелляционной жалобе Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия и апелляционному представлению прокуратуры Республики Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 16 августа 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя федерального казенного предприятия "Саранский механический завод" Рамаева Д.Р., представителя Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия Волкова А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
федеральное казенное предприятие "Саранский механический завод" (далее - ФКП "Саранский механический завод", предприятие) обратилось в Верховный Суд Республики Мордовия с заявлением о признании недействующими столбцы 3 и 6 двухставочного тарифа пункта 15 приложения N 3 к приказу Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 28 декабря 2017 г. N 199 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2018 год".
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 16 августа 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия и прокуратура Республики Мордовия обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой и апелляционным представлением, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела и вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Относительно апелляционных жалобы и представления ФКП "Саранский механический завод" представило отзыв.
В судебное заседание представители публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" - "Мордовэнерго" (далее - ПАО "МРСК Волги" "Мордовэнерго") и прокуратуры Республики Мордовия, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и апелляционном представлении, отзыве на них, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Правовые основы экономических отношений в сфере электроэнергетики, полномочия органов государственной власти на регулирование этих отношений, основные права и обязанности субъектов электроэнергетики при осуществлении деятельности в сфере электроэнергетики и потребителей электрической энергии установлены Федеральным законом от 26 марта 2003 г. N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
В настоящее время уполномоченным органом исполнительной власти Республики Мордовия в области государственного регулирования цен (тарифов на электроэнергетику в соответствии с указом Главы Республики Мордовия от 21 сентября 2017 г. N 212-УГ и Положением о Республиканской службе по тарифом Республики Мордовия, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. N 642, является Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия, в полномочия которой входит установление цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального уровня таких цен (тарифов) (подпункт 3 пункта 9 главы 2 Положения).
До 21 сентября 2017 г. органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, наделенным полномочиями по принятию решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней являлось Министерство энергетики и тарифной политики Республики Мордовия (подпункт 3 пункта 8 главы 2 Положения о Министерстве энергетики и тарифной политики Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 27 декабря 2010 г. N 502) (далее - Министерство по тарифной политике).
Приказом названного Министерства от 28 декабря 2017 г. N 199 на период с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2018 г. установлены единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия (приложение N 1), единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии сетям Республики Мордовия, поставляемой населению и приравненных к нему категориям потребителей (приложение N 2), индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Республики Мордовия (приложение N 3), необходимая валовая выручка сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) (приложение N 4), долгосрочные параметры регулирован для территориальных сетевых организаций Республики Мордовия, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров деятельности сетевых организаций (приложение N 5) долгосрочные параметры регулирования для филиала ПАО "МРСК Волги" "Мордовэнерго" (приложение N 6).
Пунктом 15 приложения N 3 к данному приказу установлены индивидуальные тарифы для ФКП "Саранский механический завод" на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов с филиалом ПАО "МРСК Волги" "Мордовэнерго".
Двухставочный тариф на 1 полугодие 2018 г. включает ставку за содержание электрических сетей в размере 969 892,30 руб./МВт месяц (столбец 3 пункта 15 приложения N 3) и ставку на оплату технологического расхода (потерь) в размере 36,38 руб./МВт ч.
Двухставочный тариф на 2 полугодие 2018 г. включает ставку за содержание электрических сетей в размере 972 862,71 руб./месяц (столбец 6 пункта 15 приложения N 3) и ставку на оплату технологического расхода (потерь) в размере 47,28 руб./МВт. ч.
По мнению общества, приказ от 28 декабря 2017 г. N 199 в оспариваемой части не соответствует законодательству, регулирующему правоотношения в сфере установления тарифов в электроэнергетике.
Удовлетворяя административный иск и отменяя нормативный правовой акт в части индивидуальных двухставочных тарифов на услуги но передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ФКП "Саранский механический завод" и филиалом ПАО "МРСК Волга - "Мордовэнерго", суд первой инстанции посчитал, что при расчете собираемости необходимой валовой выручки ФКП "Саранский механический завод" Министерством по тарифам допущена ошибка, поскольку утвержденная мощность (4,37 МВт) принята больше, чем учтенная мощность (2,99 МВт), что противоречит пункту 63 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2011 г. N 1178 (далее - Основы ценообразования) и пунктам 49, 50 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую энергию) на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2). По мнению суда, для получения сетевой организацией заложенной в тарифе необходимой валовой выручки в части платы за содержание сетей величина мощности, учтенной регулирующим органом при установлении тарифа, должна совпадать с заявленной мощностью.
Суд апелляционной инстанции данные вывод суда первой инстанции считает ошибочным ввиду следующего.
Согласно пункту 81 Основ ценообразования цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в отношении иных категорий потребителей устанавливаются одновременно в 2 вариантах: двухставочная цена (тариф) в виде ставки, отражающей удельную величину расходов на содержание электрических сетей, и ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; одноставочная цена (тариф) в расчете на 1 киловатт-час электрической энергии с учетом стоимости нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
В соответствии с пунктом 49 Методических указаний N 20-э/2 тарифы на услуги по передаче электрической энергии по территориальным сетям организациям устанавливаются таким образом, чтобы обеспечить их равенство для всех потребителей услуг, расположенных на территории субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории). Данное равенство обеспечивается котловым методом расчета тарифов.
Пунктом 50 Методических указаний N 20-э/2 предусмотрен расчет двухставочных единых (котловых) тарифов, согласно которому при определении единой ставки на содержание электрических сетей соответствующего уровня напряжения в расчете за МВт учитывается заявленная мощность потребителя.
Единая ставка на оплату технологического расхода (потерь) электроэнергии в процессе ее передачи потребителям по сетям соответствующего уровня напряжения, определяется исходя из сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, рассчитанного с учетом нормативных технологических потерь, утверждаемых Министерством энергетики Российской Федерации.
Расчет индивидуальных тарифов производится в соответствии с пунктом 52 Методических указаний N 20-э/2, согласно которому индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются в двух вариантах (двухставочный и одноставочный).
Расчет двухставочного тарифа предусматривает, в том числе ставки на содержание электрических сетей в расчете на MBA (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки по напряжениям.
При этом в отличие от расчета единых (котловых) двухставочных тарифов в названном пункте Методических указаний N 20-э/2 указано, что базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации, то есть без учета величины заявленной мощности потребителей.
Кроме того, в соответствии с пунктом 47 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила N 861) заявленная мощность, используемая в целях установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, учитываемая в сводном прогнозном балансе производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации, определяется сетевой организацией в целях ее направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в следующем порядке:
- в случае если в качестве потребителя услуг по передаче электрической энергии выступает сетевая организация, заявленная мощность определяется в соответствии с пунктом 38 настоящих Правил;
- в иных случаях заявленная мощность определяется на основании информации об объемах услуг по передаче электрической энергии потребителей услуг в предыдущих расчетных периодах, определяемых в соответствии с пунктом 15.1 настоящего документа, а также на основании информации о максимальных мощностях энергопринимающих устройств, процедура технологического присоединения которых к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации на момент направления в Федеральную антимонопольную службу и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не завершена.
Таким образом, у сетевой организации, в зависимости от структуры потребителей, метода расчета оплаты услуг (по одноставочному или двухставочному тарифам), выбираемого потребителями после принятия тарифных решений, фактического режима работы организаций-потребителей, фактический объем потребления и, соответственно, оплата услуг по передаче электрической энергии (мощности) потребителям могут отличаться от учтенных при расчете тарифов и расчете собираемости необходимой валовой выручки сетевой организации параметров заявленной (присоединенной) мощности потребителей.
Вместе с тем, взаиморасчет между сетевыми организациями производится по фиксированной (определенной договором) величине заявленной мощности.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал необоснованный вывод о том, что понятие "заявленная мощность" является идентичным для расчета единых (котловых) тарифов и индивидуальных тарифов.
Также являются необоснованным выводы суда о некорректности расчета индивидуальных тарифов, произведенного органом регулирования.
При формировании единых (котловых) тарифов Министерство по тарифам использовало данные Сводного прогнозного баланса, утвержденного Федеральной антимонопольной службой от 30 ноября 2017 г., которым величина заявленной мощности потребителей республики на 2018 г. утверждена в размере 356,33 МВт (без разбивки по сетевым организациям).
Исходя из величины заявленной мощности потребителей на основании сведений о величине полезного отпуска для ФКП "Саранский механический завод" органом регулирования, рассчитана необходимая для получения плановой выручки по двухставочному котловому тарифу величина мощности 4,32 МВт, с учетом величины заявленной мощности в предыдущем периоде (3,14 МВт) и прогнозного роста электроэнергии в 2018 г. (увеличение объема полезного отпуска более чем на 20%).
Согласно Разделу 8 формы 3.1 Предложений по технологическому расходу электроэнергии (мощности), представленных предприятием, полезный отпуск мощности из сети заявлен сетевой организацией в размере 5 МВт, то есть, больше, чем рассчитана Министерством по тарифам (4,32 МВт).
В соответствии с пунктами 22 и 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. N 1178 (далее - Правила государственного регулирования цен (тарифов)), регулирующий орган проводит оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней; анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования.
В соответствии с формами статистического наблюдения 46-ЭЭ (передача) "Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей" средняя величина мощности за 11 месяцев 2017 года (на момент установления тарифов) составляла 4,2 МВт.
Таким образом, величина мощности, используемая для определения собираемости необходимой валовой выручки сетевой организации по двухставочному тарифу, соответствует заявленной величине мощности, отраженной в официальной статистической отчетности ФКП "Саранский механический завод", с учетом прогнозного роста объемов энергопотребления в 2018 году.
Учитывая, что на момент установления тарифов предложений непосредственно от ФКП "Саранский механический завод" по величине заявленной мощности, необходимой для взаиморасчетов между сетевыми организациями при установлении индивидуальных тарифов, в адрес Министерства по тарифам не поступало, орган регулирования, руководствуясь пунктом 24 Правил государственного регулирования цен (тарифов), использовало информацию смежной сетевой организации, подтвержденную данными с приборов учета электрической энергии, установленных на точках поставки ФКП "Саранский механический завод" - 2,988 МВт.
Используемая органом регулирования для расчета индивидуальных тарифов величина мощности по предприятию на 2018 год в размере 2,988 МВт соответствует данным, содержащимся в первичных документах, представленных административным истцом в суд.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309, 310, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 16 августа 2018 г. отменить.
В удовлетворении административного искового заявления федерального казенного предприятия "Саранский механический завод" о признании недействующими столбцы 3 и 6 двухставочного тарифа пункта 15 приложения N 3 к приказу Министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 28 декабря 2017 г. N 199 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2018 год" и о возложении на Республиканскую службу по тарифам Республики Мордовия обязанности принять нормативный правовой акт, заменяющий приказ министерства энергетики и тарифной политики Республики Мордовия от 28 декабря 2017 г. N 199, отказать.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 17 января 2019 г. N 15-АПГ18-3
Текст определения официально опубликован не был