Определение Верховного Суда РФ от 6 марта 2019 г. N 307-ЭС18-22127
Судья Верховного Суда Российской Федерации Зарубина Е.Н.,
изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.01.2018 по делу N А05-13331/2017, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.09.2018 по тому же делу, установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", истец, перевозчик) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с иском к акционерному обществу "Котласский АБЗ" (далее - АО "Котласский АБЗ", ответчик, общество) об урегулировании разногласий, возникших при заключении договора от 08.07.2016 N 6-101 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Котласский АБЗ", являющегося контрагентом общества с ограниченной ответственностью "Автодом", по станции Ядриха Северной железной дороги (далее - договор): изложить пункт 9.5 договора в предложенной истцом редакции.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 04.01.2018 пункт 9.5 исключен из текста договора.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 11.09.2018 судебные акты оставил без изменения.
Как установлено судами, общество является владельцем пути необщего пользования, расположенного в районе станции Ядриха Северной железной дороги.
Истец (ОАО "РЖД", перевозчик) направил ответчику (контрагенту) проект договора, в котором пункт 9.5 был изложен в следующей редакции:
"Контрагент уплачивает перевозчику ежесуточную плату за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", протяженностью 0,534 км в размере 1590 рублей 53 копеек. Плата определена с учетом ставки 3065 рублей за 1 километр в сутки, утвержденной протоколом заседания Правления ОАО "РЖД" от 23.12.2015 N 50. Плата начисляется в соответствии с пунктом 5 Временного порядка определения платы за пользование железнодорожными путями необщего пользования, принадлежащими ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30.05.2012 N 1056р. Плата начисляется за все количество суток в месяце и облагается НДС.
Ежесуточная плата за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", подлежит перерасчету в следующих случаях:
а) при утверждении Правлением ОАО "РЖД" новой ставки платы за пользование железнодорожными путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД";
б) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов в периоде, установленном пунктом 9.4 настоящего договора;
в) при изменении среднесуточного количества поданных и убранных вагонов для грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (с учетом грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам) в установленных договорах периодах;
г) при изменении количества грузоотправителей, грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, использующих совместно путь необщего пользования, принадлежащий ОАО "РЖД", по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам);
д) при изменении развернутой длины пути необщего пользования, принадлежащего ОАО "РЖД" и используемого совместно с грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования по отдельным договорам на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или подачу и уборку вагонов (за исключением грузоотправителей, грузополучателей, обслуживаемых по трехсторонним договорам).
В случае перерасчета ежесуточной платы за пользование железнодорожным путем необщего пользования, принадлежащим ОАО "РЖД", сторонами вносится соответствующее изменение в договор путем заключения дополнительного соглашения".
Ответчик подписал договор с протоколом разногласий от 29.07.2016 N 1, в котором, в частности, предусматривалось исключение из текста договора пункта 9.5. Поскольку названные разногласия стороны не урегулировали (протокол согласования разногласий от 18.10.2016), ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды урегулировали разногласия, исключив пункт 9.5 из текста договора.
При этом суды исходили из того, что размер платы за работу локомотива и размер платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, как составляющие сбора, взимаемого перевозчиком за подачу и уборку вагонов, осуществляемых им на принадлежащих ему железнодорожных путях необщего пользования, не являются договорными и должны регулироваться уполномоченным органом в соответствии со статьей 58 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ), статьей 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", подпунктом "а" пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.2009 N 643 "О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок".
Статья 58 УЖТ не устанавливает порядок расчета платы за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику. Соответствующие изменения в Тарифное руководство N 3 (Правила применения сборов за дополнительные операции, связанные с перевозкой грузов на федеральном железнодорожном транспорте, утвержденные постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/15, далее - Тарифное руководство N 3) в части определения сбора, включающего в себя плату за работу локомотива, принадлежащего перевозчику, и плату за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, не внесены.
Установление в договоре платы за использование пути необщего пользования в качестве самостоятельной платы, рассчитанной по ставке, утвержденной внутренним документом ответчика, не обладающим силой нормативного акта, с учетом монопольного положения ОАО "РЖД" не может быть принято в качестве обязательного условия для включения в договор.
Ответчик был вправе требовать исключения из текста договора пункта 9.5 в предложенной истцом редакции.
Обращаясь в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации с кассационной жалобой, ОАО "РЖД", ссылаясь на пункт 13 Обзора судебной практики по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2017, указывает, что в силу части 3 статьи 58 УЖТ условие договора о внесении платы за пользование принадлежащим перевозчику путем необщего пользования не противоречит действующему законодательству. Также истец ссылается на разъяснения органов государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования (Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам), согласно которым до установления уполномоченным государственным органом нового порядка исчисления ставок сбора за подачу и уборку вагонов, в том числе учитывающего необходимость компенсации его в рамках затрат ОАО "РЖД" за использование железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего перевозчику, ставки могут быть определены по соглашению сторон в рамках договорных отношений с использованием в качестве экономического ориентира ставок Тарифного руководства N 3.
Учитывая, что приведенные в кассационной жалобе доводы заслуживают внимания, жалоба вместе с делом подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 184, пунктом 2 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья определил:
кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 04.01.2018 по делу N А05-13331/2017, постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2018 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 11.09.2018 по тому же делу вместе с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Назначить рассмотрение жалобы в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации на 15 апреля 2019 года в 11 часов 00 минут в помещении суда по адресу: Москва, улица Поварская, дом 15, зал N 3048 (подъезд 5).
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 6 марта 2019 г. N 307-ЭС18-22127 по делу N А05-13331/2017
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
25.11.2019 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-9606/19
14.08.2019 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13331/17
11.09.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9311/18
03.05.2018 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-1460/18
04.01.2018 Решение Арбитражного суда Архангельской области N А05-13331/17