Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее - Департамент), рассмотрев обращение по вопросу о порядке осуществления закупок в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" с использованием единого агрегатора торговли (далее соответственно - Закон о контрактной системе, EAT, Обращение), в рамках компетенции сообщает следующее.
Пунктом 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10.10.2018 N 194н, установлено, что разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий осуществляются Министерством в случаях, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного приказа следует читать как "14.09.2018"
При этом обязанность по разъяснению законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также по толкованию норм, терминов и понятий на Минфин России не возложена.
Вместе с тем Департамент считает возможным сообщить следующее.
Исходя из положений Закона о контрактной системе, закупка - это совокупность действий, в том числе, связанных с расходами на обеспечение государственных и муниципальных нужд, а также связанных с достижением целей и реализации мероприятий, предусмотренных государственными и муниципальными программами, исполнения международных обязательств Российской Федерации, а также выполнения функций и полномочий государственных и муниципальных органов власти, органов управления внебюджетными фондами.
Закупка канцелярских товаров Налоговым кодексом Российской Федерации также относится к статье расходов, которые юридические лица несут при осуществлении деятельности. Указанные расходы также несут заказчики, осуществляющие закупки в соответствии с Законом о контрактной системе, в том числе для достижения целей, указанных статьей 13 Закона о контрактной системе.
Департамент отмечает, что классификация товаров, работ, услуг по видам экономической деятельности, в том числе канцелярских товаров, осуществляется в соответствии с общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (далее - ОКПД2).
При этом согласно пункту 10 постановления Правительства Российской Федерации от 10.11.2003 N 677 "Об общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области", вопросы разработки, ведения и применения ОКПД2 отнесены к компетенции Минэкономразвития России.
В связи с чем по вопросу определения и применения ОКПД2, в том числе отнесения канцелярских товаров к соответствующим ОКПД2, Заявитель вправе обратиться в Минэкономразвития России.
По вопросу возможности осуществления закупок без использования EAT Департамент сообщает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Перечень случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) установлен частью 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и является исчерпывающим.
При этом согласно пункту 6 Распоряжения от 28.04.2018 N 824-р (далее - Распоряжение N 824-р) федеральные органы исполнительной власти и находящиеся в их ведении федеральные казенные учреждения (за исключением заказчиков, указанных в Распоряжении N 824-р) с 01.11.2018 осуществляют закупки канцелярских товаров в соответствии с пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе с использованием EAT.
Таким образом, использование федеральными органами исполнительной власти и находящимися в их ведении федеральными казенными учреждениями EAT с 1 ноября 2018 года является обязательным исключительно при осуществлении закупок канцелярских товаров в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе. При этом срок обязательного использования EAT такими органами и учреждениями при осуществлении закупок иных товаров, работ, услуг в соответствии с пунктами 4, 5 и 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе перенесен на 1 марта 2019 года.
Согласно пункту 7 Распоряжения N 824-р федеральные органы исполнительной власти - заказчики, указанные в пункте 6 Распоряжения N 824-р, вправе осуществлять закупки без использования EAT при условии осуществления закупки по цене контракта ниже цены, по которой закупка могла быть осуществлена с использованием EAT. При этом информация о таком контракте подлежит размещению заказчиком в реестре закупок, указанном в подпункте "д" пункта 2 Распоряжения N 824-р, за исключением информации о закупке, которая осуществлена в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе и информация о которой размещается в реестре контрактов, заключенных заказчиками.
Кроме того, пунктом 9 Распоряжения N 824-р установлено, что настоящее распоряжение не применяется при осуществлении закупок услуг, оказываемых физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, а также закупок, осуществляемых на территории иностранного государства для обеспечения деятельности заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, и закупок, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.
Таким образом, закрытый перечень случаев, в которых закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании пункта 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе может быть осуществлена без использования EAT, установлен пунктами 7 и 9 Распоряжения N 824-р. При этом при осуществлении таких закупок без использования EAT в случае, установленном пунктом 7 Распоряжения N 824-р, информация о заключенном контракте подлежит размещению заказчиком в реестре закупок, указанном в подпункте "д" пункта 2 Распоряжения N 824-р.
Директор Департамента |
Т.П. Демидова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.