1. Основные положения
Наименование национального проекта |
|||
Краткое наименование федерального проекта |
Ипотека |
Срок начала и окончания проекта |
1 октября 2018 г. - 31 декабря 2024 г. |
Куратор федерального проекта |
А.Г. Силуанов, Первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации - Министр финансов Российской Федерации |
||
Старшее должностное лицо (СДЛ) |
- |
||
Руководитель федерального проекта |
А.В. Моисеев, заместитель Министра финансов Российской Федерации |
||
Администратор федерального проекта |
Я.В. Пурескина, директор Департамента финансовой политики Министерства финансов Российской Федерации |
||
Связь с государственными программами Российской Федерации |
Государственная программа Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710 |
2. Цель и показатели федерального проекта
Цель: создание возможностей для приобретения (строительства) гражданами жилья с использованием ипотечного кредита, ставка по которому должна быть менее 8 процентов* к 2024, за счет повышения ликвидности и снижения кредитного риска для банков, получения доступа к оперативному рефинансированию кредитов, предоставленных для приобретения жилья на первичном рынке, стандартизации рынка ипотечного жилищного кредитования.
------------------------------
* при условии выполнения подпункта "з" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" в части обеспечения темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической ситуации, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4 процентов
------------------------------
3. Задачи и результаты федерального проекта
N п/п |
Наименование задачи, результата |
Характеристика результата |
1. Совершенствование механизмов финансирования жилищного строительства, в том числе посредством развития рынка ипотечных ценных бумаг и поэтапного перехода от привлечения денежных средств для долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости к другим формам финансирования жилищного строительства, обеспечивающим защиту прав граждан и снижение рисков для них | ||
1.1. |
Разработан банковский продукт проектного финансирования с использованием счетов эскроу |
Создан финансовый инструмент финансирования жилищного строительства с использованием механизма эскроу, обеспечивающий контроль целевого использования средств граждан |
1.2. |
Принят рекомендательный стандарт ипотечного кредитования, устанавливающий единые принципы для кредитных организаций |
Стандарт ипотечного кредитования, устанавливающий единые принципы для кредитных организаций, одобрен решением Банка России и рекомендован к применению кредитным организациям. Стандарт включает в себя описание бизнес-процессов ипотечного кредитования в том числе: выдача ипотечных кредитов (включая процедуры андеррайтинга, одобрения, полноты раскрытия информации обо всех условиях договора), сопровождение и сервисное обслуживание, секьюритизация. Документ направлен на создание "единых правил игры" ипотечного рынка с учетом необходимости баланса интересов заемщиков и кредиторов. |
1.3. |
Внесено изменение в законодательство Российской Федерации в части установления залога прав требования участника долевого строительства и включения обеспеченных таким залогом прав требований в ипотечное покрытие облигаций |
Принят федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления залога прав требования участника долевого строительства и включения обеспеченных таким залогом прав требований в ипотечное покрытие облигаций) |
1.4. |
Внедрено регулирование Банка России, направленное на пересмотр подходов по формированию резервов кредитными организациями при предоставлении кредитов застройщикам с учетом перехода на проектное финансирование |
Внесены изменения в Положение Банка России от 28 июня 2017 г. N 590-П, предусмотрен переход на оценку резервов на основе внутренних рейтингов кредитоспособности. Объемы резервов в случае привлечения средств граждан через механизм эскроу-счетов снижены с 21% до 1 - 5% |
1.5. |
Внедрено регулирование Банка России для установления льготного риск-веса по кредитам застройщикам с поручительством (гарантией) единого института развития в жилищной сфере |
Внесены изменения в Инструкцию Банка России от 28 июня 2017 г. N 180-И, снижен риск-вес по кредитам застройщикам с поручительством (гарантией) единого института развития в жилищной сфере со 100-150% до 20% |
1.6. |
Обеспечен переход от строительства жилья с использованием средств граждан, привлекаемых для создания многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, банковским кредитованием и иными формами финансирования, минимизирующими риск для граждан |
Реализован "переходный этап" Плана мероприятий ("дорожной карты") по поэтапному замещению в течение трех лет средств граждан, привлекаемых для создания многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, банковским кредитованием и иными формами финансирования, минимизирующими риск для граждан, утвержденный Председателем Правительства Российской Федерации 21 декабря 2017 г. N 9679п-П9 |
1.7. |
Разработан механизм гарантирования, предусматривающий предоставление поручительства, выдачу независимой гарантии единым институтом развития в жилищной сфере |
Продукт одобрен Наблюдательным советом АО "ДОМ.РФ". Предусматривает предоставление поручительства, выдачу независимой гарантии единым институтом развития в жилищной сфере |
1.8. |
Внесено изменение в законодательство Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования эмиссии ценных бумаг, в рамках которого разрешается регистрация выпусков облигаций с ипотечным покрытием биржи |
Принят федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования осуществления эмиссии ценных бумаг" |
1.9. |
Проанализировано действующее законодательство и подготовлены предложения с целью обслуживания заемщика в электронном формате (от выдачи кредита до регистрации недвижимости), проведены первые пилотные сделки |
Внесены изменения в законодательство Российской Федерации с целью обслуживания заемщика в электронном формате (от выдачи кредита до регистрации недвижимости). Проведены первые сделки в электронном формате |
1.10. |
Повышена привлекательность ипотечных ценных бумаг для инвесторов с поручительством АО "ДОМ.РФ" (отнесение ипотечных ценных бумаг с поручительством единого института развития в жилищной сфере к классу высоколиквидных активов с низким риском при расчете нормативов и к I категории качества при формировании резервов, а также смягчение ограничений для участия институциональных инвесторов на рынке ипотечных ценных бумаг) |
Внесены изменения в Инструкцию Банка России от 28 июня 2017 г. N 180-И "Об обязательных нормативах банков" |
1.11. |
Рынок ипотеки переведен в электронный формат |
Обеспечена возможность выдачи ипотечных кредитов в электронном виде. Снижены риски ипотечных кредиторов за счет онлайн доступа к информации о заемщиках и затрат на андеррайтинг за счет внедрения элементов искусственного интеллекта при выдаче ипотеки. Осуществление более 20% ипотечных сделок крупнейших банков полностью в электронном формате. |
1.12. |
Обеспечена выдача 1,13 млн ипотечных кредитов на приобретение жилья на первичном рынке |
Направлен доклад в Правительство Российской Федерации о выдаче ипотечных кредитов, в том числе на приобретение жилья на первичном рынке, в 2024 году |
1.13 |
Разработана методика предоставления кредитными организациями информации о количестве зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве, по которым открыты счета эскроу |
Обеспечен статистический учет количества открытых счетов эскроу для расчетов по договору участия в долевом строительстве |
1.14 |
Актуализированы базовые значения и значения по годам для показателя "Количество действующих договоров участия в долевом строительстве, по которым открыты счета эскроу, тыс. штук в год" |
Обеспечена актуализация значений и значения по годам для показателя "Количество зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве, по которым открыты счета эскроу, тыс. штук в год" с учетом разработанной методики предоставления кредитными организациями информации о количестве зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве, по которым открыты счета эскроу |
4. Финансовое обеспечение реализации федерального проекта
N п/п |
Наименование результата и источники финансирования |
Объем финансового обеспечения по годам реализации (млн. рублей) |
Всего (млн. рублей) |
||||||
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
|||
Всего по федеральному проекту, в том числе: |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
федеральный бюджет |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование) |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
из них межбюджетные трансферты бюджету(ам) (указывается наименование)3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
|
внебюджетные источники |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
5. Участники федерального проекта
6. Дополнительная информация
Наиболее значимые и заметные для общества укрупненных целей и задач, предусмотрев их приоритетное финансирование и концентрацию иных ресурсов для их достижения:
- Обеспечен переход от строительства жилья с использованием средств граждан, привлекаемых для создания многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, банковским кредитованием и иным формами финансирования, минимизирующими риск для граждан.
Переход на проектное финансирование и счета эскроу это очередная ступень эволюции индустрии жилищного строительства в России. Прежний механизм - прямое привлечение средств граждан по договорам долевого участия в рамках Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" успешно решил ряд острых вопросов - исключил возможность двойных продаж, благодаря обязательной регистрации договоров, сделал рынок более прозрачным за счет обязательства застройщика публиковать проектную декларацию и все изменения к ней. Ранее законом предусматривалось, что застройщик обеспечивает свою ответственность перед дольщиками через механизм страхования гражданской ответственности или банковского поручительства. К сожалению, механизм оказался фиктивным. Условия договоров были сформированы таким образом, что страховые выплаты носили единичный характер, строительные риски де-факто по-прежнему несли сами граждане. Все это привело к формированию большого числа "обманутых дольщиков", проблема вышла на федеральный уровень. Переход на новую систему финансирования жилищного строительства, с использованием банковского кредитования, базой фондирования которых будут служить эскроу - счета полностью защищает средства граждан. Теперь средства граждан будут храниться на специальных счетах до момента оформления права собственности на жилье. Застройщики смогут их получить только после передачи квартиры. В случае банкротства застройщика, граждане получат свои средства в полном объеме, риски потерь при банкротстве будут лежать на банке, выдавшем кредит на строительство. Сами средства дольщиков на счета эскроу будут застрахованы АСВ по аналогии с банковскими вкладами.
- Перевод рынка ипотеки в электронный формат.
В настоящее время кредитные организации стараются по максимуму автоматизировать все процессы. Особенно заметен прогресс в части подачи заявлений на ипотечный кредит и андеррайтинга. Для автоматизации процессов, касающихся сопровождения и секьюритизации ипотечных кредитов, требовались законодательные изменения. Ключевой новацией 2017 года стало принятие Федерального закона от 25 ноября 2017 г. N 328-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривающего регулирование выдачи и обращения электронной закладной. Проектом паспорта федерального проекта "Ипотека" предусмотрены мероприятия по подготовке предложений с целью обслуживания заемщика в электронном формате (от выдачи кредита до регистрации недвижимости) и соответствующее внесение изменений в законодательство Российской Федерации. Перевод выдачи и сопровождения ипотеки в электронный вид существенно снизит затраты ипотечных кредиторов и будет способствовать снижению ставок для заемщиков. За счет снижения ставок по ипотеке произойдет рост доступности жилья для населения и вследствие чего увеличение его строительства.
Мероприятия, в том числе содержащиеся в действующих государственных программах, направленных на достижение заявленных в проектах целей и решение соответствующих задач:
Мероприятие по предоставлению субсидий из федерального бюджета российским кредитным организациям и акционерному обществу "ДОМ.РФ" на возмещение недополученных доходов по выданным (приобретенным) жилищным (ипотечным) кредитам (займам) (далее - программа) в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. N 1710. Программа реализуется для поддержки семей, родивших второго и (или) последующего ребенка, при улучшении жилищных условий путем снижения платежа по ипотечному кредиту до уровня 6%. Целью программы является стимулирование рождения детей за счет поддержки семьи в период временного снижения доходов из-за декретного отпуска. Срок действия программы - с 1 января 2018 г. по 31 декабря 2022 г., а в случае рождения с 1 июля 2022 г. по 31 декабря 2022 г. второго ребенка и (или) последующих детей - по 1 марта 2023 г. Программа позволит каждой семье с детьми экономить около 100 тыс. рублей в год на ипотеке, а в целом расходы на покупку квартиры уменьшить на сумму до 800 тыс. рублей - это больше размера материнского капитала. Общий объем финансового обеспечения программы субсидирования в рамках федерального проекта составит 62 200,0 млн. рублей.
Обоснование эффективности, достаточности и необходимости предлагаемых мероприятий:
В настоящее время уровень ставок по ипотеке складывается из стоимости фондирования (ориентиром является ключевая ставка Банка России) и расходов банка на выдачу, сопровождение и потери от дефолтов (около 2 п.п.). При сохранении текущей политики положительных процентных ставок в экономике на уровне 2-2,5 п.п. выше инфляции, ставки по ипотеки могут быть снижены до уровня менее 8%. Для дальнейшего снижения ставок и достижения целевого ориентира Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 7 мая 2018 г. N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ) необходима реализация мер по снижению уровня риска в ипотечном кредитовании и обеспечения кредиторов источниками фондирования. Реализация указанных мер заложена в мероприятиях, включенных в федеральный проект "Ипотека". Таким образом, предлагаемые мероприятия достаточны и необходимы. В настоящее время рынок ипотечного жилищного кредитования способен и должен развиваться без дополнительной бюджетной поддержки. В случае, если отдельным сегментам экономики будет предоставлен существенный объем средств по льготной ставке в рамках специализированных инструментов рефинансирования, то для формирования денежно-кредитных условий, необходимых для сохранения уровня инфляции вблизи 4%, Банк России будет вынужден поддерживать текущий уровень процентных ставок по стандартным инструментам более длительное время, сохраняя, таким образом, более жесткие условия кредитования для широкого круга участников. Вместе с тем, в случае ухудшения макроэкономических условий, в том числе рост ключевой ставки и стоимости фондирования, необходимо будет оперативная реализация механизмов и условий льготной ипотеки для граждан по аналогии реализуемой в 2015 - 2016 годах Правительством Российской Федерации программы субсидирования ставок по ипотечным кредитам на приобретение жилья в новостройках (ставка, превышавшая в начале 2015 года 15-17% годовых, субсидировалась государством до уровня не выше 12%).
Приоритизация мероприятий исходя из их влияния на достижение поставленных в проектах целей:
Одно из наиболее приоритетных мероприятий федерального проекта "Ипотека" - обеспечение выдачи 1,13 млн ипотечных кредитов на приобретение жилья на первичном рынке. Вместе с тем реализация указанного мероприятия зависит от других мероприятий указанного проекта. Для дальнейшего снижения ставок по ипотеке, необходимо снижать стоимость фондирования банковского сектора. Для этого нужно сформировать ликвидный инвестиционно-привлекательный рынок ипотечных ценных бумаг, привлекать в ипотеку средства профильных долгосрочных инвесторов. Таким образом, в проекте паспорта отражены регуляторные мероприятия, предусматривающие внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части установления залога прав требования участника долевого строительства и включения обеспеченных таким залогом прав требований в ипотечное покрытие облигаций, а также внесение изменений в законодательство Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования эмиссии ценных бумаг, в рамках которого разрешается регистрация выпусков облигаций с ипотечным покрытием биржей. Предлагаемые изменения позволят банкам увеличить объемы и снизить ставки ипотечного кредитования за счет получения доступа к оперативному рефинансированию кредитов, предоставленных для приобретения жилья на первичном рынке.
Другим приоритетным мероприятием федерального проекта "Ипотека" является осуществление перехода от привлечения средств гражда
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Паспорт федерального проекта "Ипотека" (утв. протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту "Жилье и городская среда" от 21 декабря 2018 г. N 3)
Текст паспорта официально опубликован не был