Представление Счетной палаты РФ от 22 февраля 2017 г. N ПР 04-17/04-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств бюджета Союзного государства, выделенных на реализацию программы Союзного государства "Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура" в 2013 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года" в Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Минсельхоз России, Министерство), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Программа Союзного государства "Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура", утвержденная постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 октября 2013 г. N 6 (далее - Программа), подготовлена с учетом стратегических документов Союзного государства и государств-участников в сельскохозяйственной сфере и предусматривает осуществление модернизации сырьевых производств, обеспечение роста объемов производства и повышение конкурентоспособности продукции народного потребления на основе перехода на новую технологическую базу и наиболее перспективные технологии, а также обеспечение продовольственной независимости и безопасности.
Концепцией программы Союзного государства "Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура на 2012 - 2015 годы" начало реализации Программы предусматривалось с 2012 года, в связи с чем Постоянный Комитет Союзного государства, как орган, обеспечивающий осуществление деятельности Совета Министров Союзного государства, просил Минсельхоз России подготовить и представить проект Программы на утверждение Совета Министров Союзного государства не позднее сентября 2012 года,
Минсельхозом России как государственным заказчиком-координатором указанный срок соблюден не был. Проект согласован и одобрен Правительством Российской Федерации в июле 2013 года, Советом Министров Республики Беларусь - в августе 2013 года. Программа утверждена постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 октября 2013 г. N 6.
Таким образом, значительный временной период (более 3 лет) с начала отбора проблемы (2010 год) до утверждения Программы (октябрь 2013 года) создает риск утраты актуальности решения проблемы.
2. Минсельхозом России не применялись меры ответственности в связи с нарушением срока выполнения ООО "Западносибирский биотехнологический центр по селекции и семеноводству картофеля и топинамбура" (далее - Западносибирский центр) работ по обеспечению реализации Программы в рамках государственного контракта от 18 февраля 2014 г. N 243/19 (далее - Контракт N 1). Судебно-претензионная работа Минсельхозом России в связи с несоблюдением сроков выполнения работ в отношении Западно-сибирского центра не проводилась.
Минсельхоз России только через полтора года после истечения срока сдачи работ первого этапа (19 мая 2014 года) обратился в ЗАО "ГЕНБАНК", как гаранту обеспечения исполнения Контракта N 1, с требованием об уплате денежной суммы по банковской гарантии в размере 25 707,4 тыс. рублей за нарушение сроков выполнения работ первого этапа (письма Минсельхоза России от 9 ноября 2015 г. N ЕГ-14-26/14334 и от 18 декабря 2015 г. N ЕГ-14-26/16358). До настоящего времени (по состоянию на 20 января 2017 года), то есть по истечении более чем 14 месяцев, требования Министерства не удовлетворены.
Минсельхозом России в 2014 году всего перечислено Западносибирскому центру 107 971,0 тыс. рублей, включая 30%-ный аванс в размере 49 500,0 тыс. рублей по работам первого этапа (165 000,0 тыс. рублей). Фактически головным исполнителем были выполнены работы на сумму 83 530,0 тыс. рублей. Остаток аванса за невыполненные работы первого этапа (81 470,0 тыс. рублей) составил 24 441,0 тыс. рублей. Требование по возврату дебиторской задолженности Центра в размере 24 441,0 тыс. рублей Министерство предъявило в АО "ГЕНБАНК" только в период проведения проверки.
Минсельхозом России Контракт N 1 был расторгнут в одностороннем порядке в июле 2015 года, то есть более чем через 14 месяцев после нарушения Западносибирским центром срока выполнения работ первого этапа, установленного Контрактом N 1 (19 мая 2014 года).
В соответствии с определением Арбитражного суда г. Москвы от 26 июля 2016 г. N А40-154233/15-18-551Б требования заявителя о признании ООО "Западносибирский биотехнологический центр по селекции и семеноводству картофеля и топинамбура" несостоятельным (банкротом) признаны обоснованными и в отношении него введена процедура наблюдения. При этом с момента введения процедуры наблюдения Минсельхозом России также не были приняты меры по включению в реестр требований кредиторов требований о погашении задолженности по уплате неустойки за нарушение сроков выполнения работ, а также по погашению дебиторской задолженности.
Таким образом, непредъявление требований по взысканию неустойки с головного исполнителя в связи с нарушением сроков выполнения работ, несвоевременные решения Министерства как заказчика-координатора Программы в части предъявления требований об обеспечении исполнения контракта в рамках банковской гарантии, расторжения в одностороннем порядке Контракта N 1 и не принятие мер по включению требований в реестр кредиторов могут привести не только к потере средств бюджета Союзного государства в размере 24 441,0 тыс. рублей, но и к недостижению заданных целевых индикаторов Программы.
3. Извещение о проведении запроса предложений для заключения государственного контракта от 17 декабря 2015 г. N 789/19-ГК (далее - Контракт N 2) с ФГБОУ высшего образования "Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева" (далее - МСХА им. К.А. Тимирязева, Академия) на выполнение работ по обеспечению реализации Программы размещено Минсельхозом России в ноябре 2015 года, то есть спустя более чем три месяца после расторжения Контракта N 1 (в июле 2015 года). В этот период реализация Программы была фактически приостановлена, а сроки выполнения мероприятий первого этапа Календарного плана Контракта N 2, обеспечивающие своевременное освоение выделенных средств бюджета Союзного государства, были сокращены до трех дней.
Указанное свидетельствует о несоблюдении Минсельхозом России требований, установленных пунктом 4.2.3 Порядка разработки и реализации программ Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 11 октября 2000 г. N 7 (в редакциях от 23 апреля 2010 г. N 8, от 13 декабря 2013 г. N 23) (далее - Порядок разработки и реализации программ), согласно которому во всех случаях процедура отбора исполнителей и заключения государственных контрактов должна быть завершена государственными заказчиками в сроки, обеспечивающие своевременное выполнение мероприятий Программы и своевременное освоение выделенных средств бюджета Союзного государства.
Проверка показала, что установленные Календарным планом (Приложение N 2 Контракта N 2) сроки сдачи Минсельхозу России работ Академией систематически нарушались: работы первого этапа сданы 23 декабря 2015 года, то есть на три дня позже установленного срока сдачи (20 декабря 2015 года), а часть работ второго этапа - позже установленного срока на 28 дней. Работы второго этапа к установленному сроку (1 декабря 2016 года) в полном объеме не выполнены: в 2016 году из запланированных 118 мероприятий выполнено 65 мероприятий (55,1%). При этом в нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и пункта 5.3 Контракта N 2 требование об уплате неустойки Министерством головному исполнителю не направлялось.
В 2015 - 2016 годах выполнено 177 (77%) мероприятий вместо 230 запланированных, за которые Министерство перечислило Академии 515 021,9 тыс. рублей (92% стоимости Контракта N 2).
Таким образом, несвоевременное принятие Министерством мер по расторжению Контракта N 1 в связи с ненадлежащим выполнением головным исполнителем своих обязательств и определению нового головного исполнителя Программы привело к несвоевременному и неполному выполнению ряда мероприятий Программы, а также к невыполнению в установленный срок (31 декабря 2016 года) Программы в целом, что повлекло необходимость ее продления на 2017 год.
4. В нарушение статей 711, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ и пункта 2.4 Контракта N 2 Минсельхозом России приняты и оплачены работы по девяти мероприятиям Контракта N 2 (2.5,1.6, 2.6.1.6, 2.8.1.6, 2.9.1.7, 2.9.1.8, 2.10.1.6, 2.11,1.7, 2.12.1.5 и 2.12.1.9), предусматривающим закупку комплектующих, недостающего оборудования, лучших образцов узлов оборудования, расходных материалов для изготовления опытных образцов комплектов российского оборудования общей стоимостью 130 909,0 тыс. рублей, которые фактически выполнены не были.
В ходе проверки установлено, что в целях выполнения работ по указанным мероприятиям Академией был заключен субподрядный договор от 18 декабря 2015 г. N 17/12-ТСХА-АИ с соисполнителем Программы - ООО "Агрисовгаз Инжиниринг" на выполнение работ по обеспечению реализации разделов Программы, которые Академией приняты по акту сдачи-приемки выполненных работ от 22 декабря 2015 г. N 1 и оплачены в полном объеме платежным поручением от 30 декабря 2015 г. N 170346, но фактически выполнены не были. Акт сдачи-приемки выполненных работ был подписан Академией в отсутствие документов, подтверждающих результаты выполненных работ, что свидетельствует о нарушении Академией статей 711, 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ и пункта 2.3 субподрядного договора от 18 декабря 2015 г, N 17/12-ТСХА-АИ.
Фактическое выполнение работ по девяти мероприятиям Контракта N 2 (2.5.1.6, 2.6.1.6, 2.8.1.6, 2.9.1.7, 2.9.1.8, 2.10.1.6, 2.11.1.7, 2.12.1.5 и 2.12.1.9) осуществлялось в рамках 15 договоров, заключенных ООО "Агрисовгаз Инжиниринг" с поставщиками ООО "Воплощение", ООО "Инновационный Аграрно-Промышленный Парк "КиТ", ООО "Агрокрахмалсервис", ООО "НПФ "Кодас", ООО "ИнтерАналит-Регион", ООО "Чувашъенкрахмал", ООО "Энкер Пойнт", ООО "Сарторос" и ООО "М.видео Менеджмент" спустя два - девять месяцев после оплаты Минсельхозом России и Академией выполнения работ по указанным мероприятиям Программы. Фактическая оплата работ поставщикам производилась ООО "Агрисовгаз Инжиниринг" в период с марта 2016 года по январь 2017 года.
До заключения вышеуказанных субподрядных договоров ООО "Агрисовгаз Инжиниринг" для выполнения работ по указанным мероприятиям Контракта N 2 18 декабря 2015 года были заключены девять договоров на поставку с поставщиками АО "Тамбовский завод "Комсомолец" имени Н.С. Артемова", ООО "ТоргСистем", ООО "Воплощение" и ООО "КлиматСпецПроект-Монтаж". Однако указанные договоры в феврале 2016 года были расторгнуты, работы по ним не выполнялись и расчеты не производились.
5. В соответствии с Техническими требованиями к выполнению работ по обеспечению реализации Программы (Приложение N 1 к Контракту N 2) головной исполнитель в целях организации производства продукции переработки картофеля и топинамбура, указанного в разделе 3 Системы мероприятий Программы, привлекает внебюджетные источники финансирования в объемах, предусмотренных Программой.
При этом в ходе проверки установлено, что Календарный план к Контракту N 2 не содержит мероприятий по выполнению семи подразделов раздела 3 системы мероприятий Программы по организации производства продукции переработки картофеля и топинамбура и плана мероприятий по их реализации, финансируемых за счет внебюджетных средств, что не соответствует требованиям пункта 4.2 Порядка разработки и реализации программ. Порядок, сроки выполнения и объемы финансирования работ по подразделам раздела 3 системы мероприятий Программы, выполняемых за счет внебюджетных средств, Контрактом N 2 не установлены. В этой связи не представляется возможным определить планируемый объем работ и оценить степень его выполнения, сроки и стоимость выполненных работ, что создает риски невыполнения раздела 3 системы мероприятий и Программы в целом.
6. Проверка показала, что система управления и контроля Минсельхозом России за ходом реализации Программы являлась недостаточно эффективной.
6.1. В соответствии с пунктом 3.3.1 Порядка разработки и реализации программ государственный заказчик-координатор совместно с государственными заказчиками обеспечивает разработку методики оценки эффективности расходования бюджетных средств, выделяемых на реализацию Программы и утверждает ее.
Минсельхозом России как государственным заказчиком-координатором Программы не разработана методика оценки эффективности расходования бюджетных средств, предусмотренная пунктом 8 Приложения N 2 к Порядку разработки и реализации программ Союзного государства, что негативно отражается на контроле хода реализации Программы и препятствует оценке итогов выполнения Программы в целом.
6.2. В разделе 3 Программы "Система мероприятий Программы" отсутствует детализация мероприятий по подразделам системы мероприятий, включая плановые сроки их реализации с привязкой к ожидаемым результатам, а также их финансирование, в том числе из внебюджетных источников. Отсутствие таких данных свидетельствует о непрозрачности содержания системы мероприятий Программы, государственным заказчиком-координатором которой определен Минсельхоз России, и затрудняет контроль за ходом ее реализации,
6.3. Материалы по продлению Программы на 2017 год направлены Минсельхозом России в Постоянный Комитет Союзного государства только в декабре 2016 года, то есть с несоблюдением срока, установленного пунктом 6.5 Порядка разработки и реализации программ (не позднее, чем за девять месяцев до начала соответствующего финансового года), на девять месяцев.
6.4. Минсельхоз России в рамках осуществления контроля за ходом выполнения мероприятий Программы сформировал Комиссию по приемке выполненных работ (далее - Комиссия по приемке работ, Комиссия) только в июле 2014 года при сроке выполнения работ первого этапа по Контракту N 1 - в мае 2014 года. Таким образом, Комиссия по приемке работ создана Минсельхозом России спустя полтора месяца после окончания предусмотренного Контрактом N 1 срока выполнения работ по первому этапу.
Минсельхозом России как государственным заказчиком-координатором Программы не обеспечена установленная пунктом 16 Положения о Научно-техническом Совете Минсельхоза России и Национальной академии наук Беларуси по координации и реализации Программы периодичность проведения заседаний российской Секции НТС (не реже двух раз в год) и Бюро НТС (не чаще 1 раза в год). Так, в 2015 году проведено только одно заседание Секции НТС, на котором были рассмотрены отчеты о результатах выполненных работ по всем мероприятиям первого этапа (112 мероприятий) Контракта N 2. В 2016 году заседание Бюро НТС не проводилось.
Нерегулярное рассмотрение отчетов о результатах выполненных работ, несвоевременное обсуждение хода реализации Программы препятствуют оперативному и качественному контролю за ходом реализации Программы, достижением ее целей и свидетельствуют о неэффективной системе управления.
6.5. Минсельхозом России как государственным заказчиком-координатором в рамках осуществления контроля за ходом реализации Программы, предусмотренного разделом 5 Порядка разработки и реализации программ, ненадлежащим образом осуществлялась организация и обеспечение ведения отчетности о ходе реализации Программы.
Так, Минсельхоз России не обеспечил достоверность сведений о ходе выполнения Программы по форме N 1-Союз (далее - Сведения):
в нарушение пункта 3 Порядка заполнения и представления формы государственного статистического наблюдения (государственной статистической отчетности) 1-Союз, утвержденного постановлением Госкомстата Российской Федерации от 26 декабря 2003 г, N 115 "Об утверждении формы федерального государственного статистического наблюдения за ходом выполнения программ, подпрограмм, проектов и мероприятий Союзного государства", имеет место несоответствие Сведений данным выписок из лицевого счета N 03082000821 Минсельхоза России по состоянию на 1 июля и на 1 октября 2016 года;
обобщенные данные Сведений за 9 месяцев 2016 года о поступлении средств из внебюджетных источников в январе - сентябре 2016 года и за период с начала реализации Программы не соответствуют суммарным значениям указанных показателей в Сведениях за I, II и III кварталы 2016 года.
Кроме того, проверкой установлены нарушения требований к содержанию аналитических отчетов о ходе реализации Программы, представляемых Минсельхозом России в Постоянный Комитет Союзного государства, установленных Порядком разработки и реализации программ.
Так, в нарушение пункта 5.6 указанного Порядка аналитические отчеты Минсельхоза России за 2014 и за 2015 годы не направлялись. Вместо них Минсельхозом России были направлены копия аналитического отчета за 2014 год головного исполнителя Программы - Западно-сибирского центра, а также аналитический материал и данные из раздела 2 "Ход выполнения программы" Сведений Министерства за 2015 год, не отвечающие требованиям к содержанию аналитического отчета, установленным пунктом 5.7 Порядка разработки и реализации программ.
6.6. Для целей осуществления бухгалтерского (бюджетного) учета Минсельхоз России в проверяемом периоде руководствовался Положением об учетной политике Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденным приказом Минсельхоза России от 29 декабря 2012 г. N 668. При этом в рабочем плане счетов Минсельхоза России бухгалтерские счета (субсчета) по учету средств бюджета Союзного государства не предусмотрены.
6.7. Минсельхозом России нарушены требования к ведению бухгалтерского учета операций со средствами, получаемыми из бюджета Союзного государства на реализацию Программы, и не соблюдены сроки представления отчетности об исполнении бюджета Союзного государства;
в нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" по состоянию на 1 декабря 2016 года остаток средств на счете N 20.200 "Расходы по бюджету на содержание учреждения и другие мероприятия" по данным оборотно-сальдовых ведомостей составил 562 091,9 тыс. рублей, по данным Главной книги за ноябрь 2016 года - 478 561,9 тыс. рублей;
в нарушение пункта 18 Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н, остатки по субсчету 20.200 на начало 2016 года по данным Главной книги за ноябрь 2016 года (364 999,9 тыс. рублей) не соответствуют остаткам на конец 2015 года по данным Главной книги за 2015 год (448 529,9 тыс. рублей);
отчет об исполнении бюджета Союзного государства по состоянию на 1 января 2016 года (за 2015 год) представлен в Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства 23 марта 2016 года, то есть с несоблюдением на два дня срока, установленного приказом Казначейства России от 5 октября 2015 г. N 19н (21 марта 2016 года).
7. В целом за 2014 - 2016 годы кассовые расходы Министерства по реализации бюджетной части разделов 1 и 2 системы мероприятий Программы составили 622 992,9 тыс. рублей, или 64,6% фактического финансирования (964 999,9 тыс. рублей). При этом общий объем принятых и оплаченных Минсельхозом России научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) составил 598 551,9 тыс. рублей (61,4% финансирования, предусмотренного Программой), в том числе в 2014 году - 83 530,0 тыс. рублей, в 2015 году - 364 999,9 тыс. рублей, в 2016 году - 150 022,0 тыс. рублей.
8. Проверкой установлено, что в нарушение требований пункта 4.2 Порядка разработки и реализации программ финансирование мероприятий по подразделам 1.3 и 1.4 раздела 1, определенное Контрактом N 2, превышает объем ресурсного обеспечения указанных подразделов, предусмотренного Программой, на 33 115,0 тыс. рублей, а с учетом кассовых расходов по Контракту N 1 (7 270,0 тыс. рублей)- на 40 385,0 тыс. рублей. При этом соответствующие изменения в Программу Минсельхозом России не вносились.
9. За период 2014 - 2016 годов кассовые расходы бюджета Союзного государства по выполнению мероприятий подразделов 1.3, 1.4 раздела 1 системы мероприятий Программы превысили объемы финансирования, установленные Программой, на 26 910,0 тыс. рублей (на 45,4%), что свидетельствует о низком качестве планирования финансового обеспечения мероприятий Программы и не принятии мер Минсельхозом России как государственным заказчиком-координатором по внесению изменений в ресурсное обеспечение реализации Программы.
10. Объем средств, привлеченных из внебюджетных источников, по состоянию на 1 декабря 2016 года составил 196 379,9 тыс. рублей, или 3,5% показателя, предусмотренного Программой. По причине невыполненных НИОКР не реализовывались мероприятия раздела 3 системы мероприятий Программы с объемом финансирования 5 156 200,0 тыс. рублей.
Соотношение бюджетных и внебюджетных средств, определенное российской частью Программы как 15% к 85%, в настоящее время составляет 76% к 24 процентам.
В нарушение пункта 6.2 Контракта N 2 Академия как головной исполнитель в ходе реализации контракта не представляла государственному заказчику-координатору Перечень работ, выполняемых за счет внебюджетных средств. Указанный перечень по состоянию на 1 декабря 2016 года был представлен в ходе проверки 23 декабря 2016 года по запросу Счетной палаты Российской Федерации.
11. Остаток к финансированию Программы за счет бюджетных средств по состоянию на 1 января 2017 года составил 352 007,1 тыс. рублей (по итогам 2014 - 2016 годов). Объем непривлеченных средств из внебюджетных источников составил 96,5% (5 439 220,1 тыс. рублей). Материалы по продлению Программы на 2017 год направлены в Постоянный Комитет Союзного государства (письмом Минсельхоза России от 27 декабря 2016 г. N ЕГ-19-26/14367). До настоящего времени решение о продлении срока реализации Программы не принято.
12. Минсельхозом ненадлежащим образом осуществлялся контроль за соблюдением условий государственных Контрактов N 1 и N 2 на выполнение работ по реализации Программы, в результате чего не были обеспечены правовая охрана результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД), а также государственный учет результатов НИОКР, полученных в ходе реализации Программы.
12.1. В нарушение подпунктов "е" пунктов 4.1.2. Контракта N 1 и Контракта N 2 головными исполнителями Западносибирским центром и Академией не обеспечена передача Российской Федерации в лице Минсельхоза России исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.
В нарушение Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 233, пункта 9.3 Контракта N 1, пункта 8.3 договора от 17 марта 2014 г. N 15/03-2014 Западносибирским центром и соисполнителем Программы ФГБНУ "Всероссийский научно-исследовательский институт механизации сельского хозяйства" (далее - ФГБНУ ВИМ) в отсутствие согласия Минсельхоза России о передаче им права на подачу заявок и оформление права на РИД от своего имени зарегистрированы пять патентов на изобретения, полученные по результатам работ, выполненных по договору от 17 марта 2014 г. N 15/03-2014, заключенному в рамках реализации Контракта N 1. Правообладателями указанных патентов являются Западносибирский центр и соисполнитель Программы ФГБНУ ВИМ, который осуществляет учет и хранение охранных документов. Балансовая стоимость пяти патентов на изобретения составляет 547,3 тыс. рублей.
В нарушение Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на РИД, подпункта "е" пункта 4.1.2 договора от 18 декабря 2015 г. N 60/3/15, заключенного между ООО "Агрисовгаз Инжиниринг" и ФГБНУ "Краснодарский научно-исследовательский институт хранения и переработки сельскохозяйственной продукции" (ФГБНУ КНИИХП) в рамках реализации Контракта N 2, ФГБНУ КНИИХП в отсутствие согласия Минсельхоза России о передаче права на подачу заявок и оформление права на РИД от своего имени зарегистрированы пять патентов на изобретения. Правообладателем указанных патентов является ФГБНУ КНИИХП, который осуществляет учет и хранение охранных документов. Балансовая стоимость пяти патентов на изобретения составляет 1 104,5 тыс. рублей. Общая балансовая стоимость указанных десяти патентов на изобретения составляет 1 651,8 тыс. рублей.
В ходе проверки представлены письма заместителя директора ФГБНУ ВИМ В.П. Елизарова (письмо от 21 декабря 2016 г. N 280) и генерального директора ООО "Агрисовгаз Инжиниринг" С.И. Маноли (письмо от 22 декабря 2016 г. N 118/12-16), адресованные ректору МСХА им. К.А. Тимирязева, в которых сообщается о согласии указанных соисполнителей передать Минсельхозу России права на вышеуказанные объекты интеллектуальной собственности.
В нарушение Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на РИД соисполнителем Программы ФГБНУ ВИМ в отсутствие согласия Минсельхоза России на подачу заявки на выдачу патента Российской Федерации от своего имени направлены в Федеральную службу интеллектуальной собственности 16 заявок на получение патентов на изобретения.
Кроме того, согласно данным официального сайта Роспатента в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": http://www.rupto.ru опубликованы еще две заявки на изобретения ФГБНУ ВИМ, которые не значатся в списке заявок на получение патентов на изобретение, представленных в ходе проверки соисполнителем Программы ФГБНУ ВИМ.
12.2. В ходе проверки установлено, что государственный учет результатов НИОКР, полученных в ходе реализации Программы, в соответствии с требованиями Положения о единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327, приказов Минобрнауки России от 21 октября 2013 г. N 1168 и от 31 марта 2016 г. N 341 не осуществлялся, в ЕГИСУ сведения о начинаемой НИОКР, о созданном результате интеллектуальной деятельности ни Минсельхозом России, ни исполнителями Программы не направлялись.
13. В нарушение пункта 4 резолюции Совета Министров Союзного государства от 29 сентября 2015 г. N 12 информация об имуществе, созданном и (или) приобретенном в результате реализации Программы в Росимущество Минсельхозом России в 2015 году не направлялась.
В ходе проверки установлено, что в рамках реализации Программы было создано и приобретено 210 объектов имущества, сведения о котором головной исполнитель Программы МСХА им. К.А. Тимирязева представил Министерству 14 ноября 2016 года (письмо МСХА им. К.А. Тимирязева от 14 ноября 2016 г. N 02-14/377). Однако Минсельхозом России сведения о вышеуказанных объектах имущества в Росимущество в 2016 году также направлены не были.
14. Программа в установленные сроки (31 декабря 2016 года) не реализована, ее целевые индикаторы (показатели) не достигнуты. В период 2013 - 2016 годов (по состоянию на 1 декабря 2016 года) получены результаты по шести (35,3%) из 17 индикаторов и показателей российской части Программы. При этом целевое значение достигнуто лишь по одному показателю: "Разработка и создание опытных образцов комплектов машин" - 11 комплектов. По пяти показателям процент достижения целевых значений варьируется от 7,3% до 66,7 процента. Так, вместо запланированных 9,7 млн. штук мини-клубней картофеля произведено 1,7 млн. штук (17,5%); производство оригинального семенного картофеля класса супер-суперэлиты составило 1,17 тыс. тонн (22,6%) вместо 5,17 тыс. тонн; вместо 111,15 тонн произведено 11,15 тонн (10%) оригинального семенного топинамбура; посевная площадь топинамбура, возделываемого для промышленной переработки, - 300 га (7,3%) вместо 4 100 га; выпущено диагностических наборов для проведения 600 тыс. штук анализов (66,7%) вместо 900 тыс. штук.
15. Ряд индикаторов и показателей Программы являлись невыполнимыми в установленные сроки. Вместе с тем их целевые значения Минсельхозом России не корректировались.
Так, до 1 декабря 2016 года планировалось провести государственные приемочные испытания с выпуском опытной партии 5,0 тонн оксигенатов (биоэтанол, бутанол) (мероприятие 2.11.2.3 Контракта N 2). Указанный индикативный показатель к настоящему времени не достигнут.
Биоэтанол из картофеля и топинамбура относится к спиртосодержащей продукции. Действующим законодательством Российской Федерации, регулирующим производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, биоэтанол в перечень спиртосодержащей продукции не включен, понятие биоэтанола, в том числе производимого из картофеля и топинамбура, не установлено. Производство биоэтанола не подпадает под государственное регулирование, что не позволяет обеспечить надлежащий государственный контроль за его производством.
Таким образом, вопросы производства биотоплива на основе биоэтанола требуют нормативно-правого регулирования в рамках действующего законодательства Российской Федерации. В условиях правовой неурегулированности данного вопроса Минсельхозом России ведется финансирование мероприятий по организации производства биоэтанола (подраздел 2.11), что может сформировать риски недостижения запланированных результатов.
С учетом изложенного представляется целесообразным проработать вопрос о внесении изменений в законодательство Российской Федерации, предусматривающих отнесение производства биоэтанола из картофеля и топинамбура к сфере регулирования производства и оборота этилового спирта, алкоголя и спиртосодержащей продукции,
16. Направлениями дальнейшего практического использования (внедрения) результатов Программы являются финансируемые из внебюджетных источников мероприятия по организации производства и выпуска продукции, обязательства по выполнению которых возложены на соисполнителя Программы ООО "Агрисовгаз Инжиниринг".
По состоянию на 1 декабря 2016 года в рамках Контракта N 2 выполнены мероприятия по разработке технологий и опытного оборудования только по 27 из 70 мероприятий, кассовое исполнение по которым составило 60 277,0 тыс. рублей (24,2% их стоимости по контракту).
Реализация семи типовых производственных проектов по глубокой переработке картофеля и топинамбура и пилотного предприятия по переработке топинамбура планировалась в период 2014 - 2016 годов в рамках выполнения раздела 3 системы мероприятий Программы "Производство продукции переработки картофеля и топинамбура".
К настоящему времени в этих целях соисполнителем ООО "Агрисовгаз Инжиниринг" только в июне - октябре 2016 года заключены соглашения о партнерстве, что может создать риски недостижения установленных целевых индикаторов и показателей, невыполнения мероприятий раздела 3 системы мероприятий и Программы в целом.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Минсельхозу России надлежит выполнить следующие требования:
1. Организовать работу по передаче исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в ходе выполнения работ по реализации Программы Союзного государства в рамках государственных контрактов от 18 февраля 2014 г. N 243/19 и 17 декабря 2015 г. N 789/19-ГК, заключению договоров об отчуждении исключительных прав на десять патентов на изобретения с получением правоустанавливающих документов на имя Российской Федерации.
2. Обеспечить внесение в Единую государственную информационную систему учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения результатов НИОКР, полученных в ходе реализации Программы Союзного государства в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327.
3. Организовать работу по направлению сведений о начинаемых НИОКР и результатах НИОКР в целях их учета в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения в порядке, предусматривающем учет данных сведений, процедуру их направления в ЕГИСУ, а также определение должностных лиц, ответственных за соблюдение указанного порядка.
4. Подготовить требования по погашению задолженности по уплате неустойки с Западно-сибирского центра за нарушение сроков выполнения работ по государственному контракту от 18 февраля 2014 г, N 243/19 в размере 25 707,4 тыс. рублей, а также требования по погашению дебиторской задолженности по указанному контракту в размере 24 441,0 тыс. рублей для включения в реестр требований кредиторов.
5. Принять меры по взысканию неустойки за нарушение сроков выполнения работ с ФГБОУ ВО "Российский государственный аграрный университет - МСХА им. К.А. Тимирязева" по государственному контракту от 17 декабря 2015 г. N 789/19-ГК.
6. Представить в Росимущество сведения об имуществе, созданном и (или) приобретенном в результате реализации Программы в 2014 - 2015 годах.
7. Подготовить предложения по практическому применению новых технологий и опытных образцов, созданных в ходе реализации Программы Союзного государства, и совместно с Национальной академией наук Беларуси рассмотреть вопрос о дальнейшем внедрении в производство данных технологий и образцов.
8. Предусмотреть в учетной политике Министерства положения по кассовому исполнению бюджета Союзного государства, включающие в том числе рабочий план счетов по учету средств бюджета Союзного государства.
9. Провести проверку по фактам нарушений законодательства, выявленных в ходе контрольного мероприятия, по результатам которой принять меры по привлечению к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения.
Представление Счетной палаты Российской Федерации направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 февраля 2017 г. N 7К (1152).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру сельского хозяйства Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в следующие сроки: по пунктам 4, 5 - до 1 апреля 2017 года, по пунктам 2, 6, 8, 9 - до 10 мая 2017 года, по пунктам 1, 3 - до 30 июня 2017 года, по пункту 7 - до 1 сентября 2017 года.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 22 февраля 2017 г. N ПР 04-17/04-02
Текст представления официально опубликован не был