Представление Счетной палаты РФ от 16 марта 2017 г. N ПР 02-23/02/1-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на реализацию мероприятий в рамках планов информатизации в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года (при необходимости в более ранние периоды) в целях обеспечения прозрачности таможенного оформления и таможенного контроля", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Пунктом 5.1.1 Положения по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах, утвержденного приказом ФТС России от 13 марта 2015 г. N 423 (в редакции приказа ФТС России от 8 июля 2016 г. N 1356) (далее - Положение о жизненном цикле ИПС), определено, что процесс создания информационно-программных средств (далее - ИПС) начинается после заключения контракта с исполнителем на выполнение опытно-конструкторской работы. Пунктом 3.8 Положения о Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов, утвержденного приказом ФТС России от 17 июня 2010 г. N 1154, также определено, что ИПС Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов (далее - ЕАИС ТО) являются результатом научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет средств федерального бюджета.
В период с 2014 по 2016 год ФТС России были заключены государственные контракты на выполнение опытно-конструкторских работ по созданию ИПС на сумму 72,9 млн. рублей.
В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, ФТС России расходы на выполнение работ в сфере информационно-коммуникационных технологий по государственным контрактам на общую сумму 72,9 млн. рублей планировались и отражались по виду расходов 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы", а не по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий".
Кроме того, отнесение расходов по созданию ИПС по виду расходов 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" позволило ФТС России вывести указанные расходы из-под действия постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 "О координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 365), то есть не включать их в планы информатизации государственных органов и отчеты об их выполнении (далее - планы информатизации) на соответствующий год и не направлять на заключение в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
2. В нарушение пункта 10 графиков подготовки и утверждения федеральными органами исполнительной власти и органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации планов информатизации, утвержденных приказами Минкомсвязи России от 21 марта 2013 г. N 56, от 5 июня 2014 г. N 152 и от 3 июля 2015 г. N 238, не соблюдены сроки утверждения планов информатизации; в 2014 году - на 200 дней (план информатизации ФТС России на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов утвержден приказом ФТС России от 1 сентября 2014 г. N 168), в 2015 году - на 274 дня (план информатизации ФТС России на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов утвержден приказом ФТС России от 18 ноября 2015 г. N 2345), в 2016 году - на 224 дня (план информатизации ФТС России на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов утвержден приказом ФТС России от 27 сентября 2016 г. N 1876).
3. В нарушение пункта 28 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их исполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 365 (далее - Правила подготовки планов информатизации) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392), до утверждения плана информатизации на 2016 год и плановый период 2017 и 2018 годов (приказ ФТС России от 27 сентября 2016 г. N 1876) ФТС России закупки по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-телекоммуникационных технологий" включены в план-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на 2016 год, размещенный с изменениями от 16 июня 2016 года на официальном сайте www.zakupki.gov.ru, на общую сумму 838,7 млн. рублей (расчетно).
4. В нарушение пункта 27 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392) и пункта 29 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056) Правил подготовки планов информатизации в 2014 - 2016 годах ФТС России заключены государственные контракты до утверждения планов информатизации (приказы ФТС России от 1 сентября 2014 г. N 1681, от 18 ноября 2015 г. N 2345 и от 27 сентября 2016 г. N 1876) на общую сумму 1 916,3 млн. рублей.
5. В нарушение пункта 30 Правил подготовки планов информатизации (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056) ФТС России фактический объем финансирования мероприятий по информатизации превышен над объемом бюджетных ассигнований, предусмотренным утвержденными планами информатизации, на общую сумму 1 239,5 млн. рублей, в том числе: в 2014 году - на общую сумму 142,1 млн. рублей, в 2015 году - на общую сумму 1 097,3 млн. рублей.
6. В нарушение пункта 27 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392) и пункта 29 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056) Правил подготовки планов информатизации фактические расходы ФТС России на реализацию мероприятий по информатизации превысили предусмотренные планами информатизации:
в 2015 году - на 1 023, 8 млн. рублей, или на 27,6%;
в 2016 году - на 312, 6 млн. рублей, или на 14,9%.
7. В нарушение пункта 34 Правил подготовки планов информатизации (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056) в отчетах об исполнении ФТС России планов информатизации за 2014 и 2015 годы информация о заключенных таможенными органами государственных контрактах отсутствует.
8. В нарушение частей 2, 3 и 16 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" на основе применения метода сопоставимых рыночных цен ФТС России рассчитала начальную (максимальную) цену контракта на оказание услуг по технической поддержке программных продуктов Oracle в 2015 году на основании коммерческих предложений, несопоставимых с условиями планируемой закупки, что привело к завышению начальной (максимальной) цены контракта на 124,0 млн. рублей (расчетно) и, соответственно, к увеличению цены государственного контракта на оказание услуг по технической поддержке (стандартной и расширенной) программных продуктов Oracle от 9 апреля 2015 г. N 30.
9. Отсутствие в Положении о жизненном цикле ИПС четкого разграничения полномочий Центрального информационно-технического таможенного управления ФТС России (ЦИТТУ) и региональных таможенных управлений ФТС России (РТУ) в части заключения контрактов по сопровождению ИПС может привести к одновременной закупке одинаковых услуг ЦИТТУ и РТУ и, как следствие, к двойному финансированию из федерального бюджета.
10. На момент проведения проверки (с 5 сентября по 15 декабря 2016 года) решение о целесообразности использования комплекса программных средств таможенного контроля в морском пункте пропуска (далее - КПС "МПП") после завершения ввода в эксплуатацию комплекса программных средств "Портал Морской порт" (далее - КПС "Портал Морской порт") ФТС России не было принято. Одновременная эксплуатация ФТС России КПС "МПП" и КПС "Портал Морской порт", предназначенных для автоматизации одних и тех же функций ФТС России, создает риск возникновения дополнительных расходов федерального бюджета.
11. Анализ применения программных средств БАИС ТО в целях автоматизации функций ФТС России по осуществлению таможенных операций при декларировании и выпуске товаров, а также по администрированию доходов федерального бюджета выявил следующие недостатки: потери данных при взаимодействии автоматизированной подсистемы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации (далее - АПС "СКВВ") с КПС "МПП", а также автоматизированной информационной системы таможни "АИСТ-М" (далее - АИС "АИСТ-М") с автоматизированной подсистемой учета и контроля таможенных и иных платежей на лицевых счетах участников внешнеэкономической деятельности (далее - АПС "Лицевые счета"); существенные корректировки данных вручную в АПС "Лицевые счета"; невозможность получения достоверной отчетности посредством ИПС (АПС "Лицевые счета", АПС "СКВВ"); использование ИПС в целях внесения, а не обработки информации (АПС "Задолженность"); невозможность сформировать информацию о начисленных и оплаченных таможенных платежах штатными средствами (АИС "АИСТ-М", АПС "Лицевые счета"), которые негативно влияют на обеспечение прозрачности таможенного оформления и таможенного контроля, а также требуют устранения с целью повышения эффективности таможенных процедур.
12. ФТС России, являясь главным администратором (администратором) доходов бюджетов, осуществляет контроль полноты поступления таможенных платежей и сборов в федеральный бюджет.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р утвержден план мероприятий ("дорожная карта") "Совершенствование таможенного администрирования" (далее - "дорожная карта"), предусматривающий повышение эффективности осуществления таможенных операций за счет внедрения информационно-коммуникационных технологий в деятельность таможенных органов для постепенной автоматизации функций таможенных органов и обеспечения прозрачности таможенного оформления и таможенного контроля. Пунктом 9 "дорожной карты" установлены разработка и реализация технологии автоматической регистрации поданных таможенных деклараций в виде электронного документа со сроком исполнения до января 2014 года. Пунктом 11 "дорожной карты" предусмотрено полномасштабное внедрение технологии автовыпуска к январю 2018 года.
В ходе проведения контрольного мероприятия установлено, что в части автоматической регистрации экспортируемых товаров в 2016 году (по состоянию на 11 декабря 2016 года) было подано 1 256 074 декларации, из которых успешно прошли авторегистрацию 438 259 деклараций, или 34,9%. Применение технологии авторегистрации в отношении импортируемых товаров начато только в апреле 2016 года. При этом оценить эффективность внедрения технологии автоматической регистрации поданных таможенных деклараций не представляется возможным, поскольку в указанной "дорожной карте" отсутствуют целевые значения показателей, характеризующих эффективность и результативность автоматической регистрации поданных таможенных деклараций.
Отсутствие целевых значений показателей, характеризующих эффективность и результативность автоматической регистрации поданных таможенных деклараций, создает риски невыполнения в полном объеме мероприятий, предусмотренных "дорожной картой" и, как следствие, - недопоступления доходов в федеральный бюджет в виде таможенных пошлин и сборов.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФТС России надлежит выполнить следующие требования:
1) в целях планирования и отражения расходов на выполнение работ в сфере информационно-коммуникационных технологий по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н, с последующим включением указанных расходов в планы информатизации на соответствующие годы и направлением на заключение в Минкомсвязь России в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации N 365, обеспечить внесение соответствующих изменений в Положение о Единой автоматизированной информационной системе таможенных органов, утвержденное приказом ФТС России от 17 июня 2010 г. N 1154, а также в Положение по организации процессов жизненного цикла информационно-программных средств в таможенных органах, утвержденное приказом ФТС России от 13 марта 2015 г. N 423;
2) в соответствии с полномочиями главного администратора (администратора) доходов бюджетов и в целях снижения рисков недопоступления доходов федерального бюджета подготовить и направить в Правительство Российской Федерации предложения о внесении изменений в план мероприятий ("дорожную карту") "Совершенствование таможенного администрирования", утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2012 г. N 1125-р, в части установления целевых значений показателей для пунктов 9 и 11 "дорожной карты", характеризующих эффективность и результативность внедрения современных информационных технологий в процесс таможенного декларирования и выпуска товаров;
3) рассмотреть вопрос о проведении проверок по фактам нарушений, выявленных в ходе контрольного мероприятия, по результатам которых привлечь лиц, допустивших указанные нарушения, к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Представление направляется по решению Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 22 февраля 2017 г. N 8К (1153).
Согласно части 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" о результатах выполнения настоящего представления и принятых мерах руководителю Федеральной таможенной службы или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 1 сентября 2017 года.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 16 марта 2017 г. N ПР 02-23/02/1-03
Текст представления опубликован не был