Представление Счетной палаты РФ от 12 апреля 2017 г. N ПР 10-34/10-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования средств федерального бюджета на создание и развитие государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса в 2014 - 2016 годах", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Объем бюджетных ассигнований, направленных Минэнерго России на создание государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса (далее - ГИС ТЭК) в период 2014 - 2016 годов, составил 968,1 млн. рублей, в том числе: в 2014 году - 519,5 млн. рублей; в 2015 году - 448,6 млн. рублей.
2. В целях создания ГИС ТЭК приказом Федерального государственного бюджетного учреждения "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации (далее - ФГБУ "РЭА") от 1 августа 2013 г. N 420-к "О внесении изменений в структуру и штатное расписание ФГБУ "РЭА" Минэнерго России" образована Дирекция по развитию ГИС ТЭК ФГБУ "РЭА" Минэнерго России численностью по состоянию на 24 января 2017 года - 53 человека. При этом не обеспечена своевременная реализация мероприятий по принятию и вводу ГИС ТЭК в эксплуатацию. Превышение срока окончания работ по созданию ГИС ТЭК, определенного договором на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ГИС ТЭК от 30 октября 2014 г. N 151.КС.44/2014, заключенного между ФГБУ "РЭА" и ЗАО "ЛАНИТ", на момент проверки составило около 1,5 лет.
3. Не подготовлены предложения по дальнейшему использованию информационных систем, применяемых для информационно-аналитической поддержки отдельных функций Минэнерго России в сфере государственного регулирования топливно-энергетического комплекса, решающих схожие с ГИС ТЭК задачи по сбору, обработке, хранению и представлению информации, после ввода в эксплуатацию ГИС ТЭК в целях недопущения параллельного использования и дублирования, а также оптимизации затрат ресурсов на их содержание.
4. Не обеспечено создание ГИС ТЭК в пределах средств, предусмотренных Соглашением о порядке и условиях предоставления в 2014 - 2015 годах из федерального бюджета федеральному государственному бюджетному учреждению "Российское энергетическое агентство" Министерства энергетики Российской Федерации субсидии на иные цели от 15 сентября 2014 г. N 14/0411.3070059.612/02/142 в сумме 968,1 млн. рублей (далее - Соглашение о предоставлении субсидии).
Потребность в денежных средствах на реализацию мероприятий по созданию ГИС ТЭК, предусмотренных к финансированию в рамках Соглашения о предоставлении субсидии, превышает числящийся по учету остаток субсидии на 1 января 2017 года в сумме 7,5 млн. рублей.
Так, по договору от 13 ноября 2015 г. N 105.КС.44/2015, заключенному между ФГБУ "РЭА" и ООО "ИССБ" на поставку системы хранения данных для организации резервирующего контура ГИС ТЭК на сумму 70,5 млн. рублей, ФГБУ "РЭА" в 2015 году принято и оплачено оборудование, не соответствующее требованиям технического задания, и которое не может быть использовано при создании ГИС ТЭК. При этом согласно письму ФГБУ "РЭА" в Минэнерго России от 1 ноября 2016 г. N 20/2402, формирование резервирующего контура ГИС ТЭК произведено только в объеме, достаточном для ввода системы в эксплуатацию. В процессе эксплуатации ГИС ТЭК для компенсации возрастающей нагрузки требуется закупка дополнительного оборудования для формирования резервирующего контура системы хранения данных в пределах ранее согласованных объемов целевой субсидии. Отсутствие оборудования не позволяет обеспечить в полном объеме эксплуатацию ГИС ТЭК.
Также для завершения расчетов по этапу 17 "Передача ГИС ТЭК в промышленную эксплуатацию", предусмотренному договором от 30 октября 2014 г. N 151 .КС.44/2014, заключенным между ФГБУ "РЭА" и ЗАО "ЛАНИТ" на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, требуется 3,0 млн. рублей.
5. ФГБУ "РЭА" не обеспечено качественное проведение закупок для создания ГИС ТЭК. Не соблюдались требования законодательства Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, некачественно составлялась аукционная документация (проекты договоров, техническое задание, спецификации, порядок приемки товара), не соблюдались сроки проведения закупок согласно плану-графику в 2016 году.
5.1. В ходе осуществления закупочных процедур участниками конкурсов (аукционов) подавались многочисленные жалобы в УФАС по г. Москве на нарушения положений Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Результаты конкурсов (аукционов) отменялись решениями УФАС по г. Москве, в связи с чем ФГБУ "РЭА" повторно проводились конкурсные (аукционные) процедуры на право заключения двух договоров: на выполнение работ по созданию подсистемы защиты информации ГИС ТЭК (peг. N 0373100005115000036) и на поставку системы хранения данных с целью организации резервирующего контура ГИС ТЭК (peг. N 0373100005115000015).
5.2. По итогам открытого аукциона в электронной форме на поставку системы хранения данных с целью организации резервирующего контура ГИС ТЭК (peг. N 0373100005115000015) победителем аукциона ООО "ИССБ" поставлено оборудование, непригодное для использования в ГИСТЭК. Документация об открытом аукционе на право заключения указанного договора не в полной мере соответствовала пункту 2 статьи 33 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" - установленные ФГБУ "РЭА" показатели к техническим, качественным, функциональным и эксплуатационным характеристикам товара в аукционной документации (техническая часть документации) не позволяли определить соответствие закупаемых (поставляемых) товаров установленным заказчиком требованиям, спецификация к проекту договора, которая согласно пункту 1.2 проекта договора должна была содержать сведения о количестве, ассортименте, технических характеристиках и стоимости товара, данные сведения не содержала. Порядок приемки товара, предусмотренный в аукционной документации (пункт 4.1.2 проекта договора), также не обеспечил надлежащую приемку ФГБУ "РЭА" товара по качеству.
Отсутствие данного оборудования не позволяет обеспечить в полном объеме эксплуатацию ГИС ТЭК.
5.3. При оценке предложений участников закупок основными показателями, влиявшими на выбор победителей, являлись показатели неценовых критериев.
В открытом конкурсе на право заключения договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теме "Создание государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса" (peг. N 0373100005114000035) победителем выбрано ЗАО "ЛАНИТ", получившее наибольший балл по неценовому критерию "Опыт участника по успешному выполнению работ". ФГБУ "РЭА" с ЗАО "ЛАНИТ" заключен договор от 30 октября 2014 г. N 151.КС.44/2014 на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ГИСТЭК с окончанием работ 21 сентября 2015 года. По состоянию на 16 февраля 2017 года работы не завершены, все этапы работ по договору выполнены ЗАО "ЛАНИТ" с нарушением установленных сроков.
В то же время ЗАО "ИНФОРМЗАЩИТА", ставшее победителем в конкурсе на право заключения договора на выполнение работ по созданию подсистемы защиты информации ГИСТЭК (peг. N 0373100005115000036), первоначально получившее низкую оценку в баллах по неценовому критерию "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" в открытом конкурсе на право заключения договора на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по теме "Создание государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса" (peг. N 0373100005114000035), исполнение договора от 26 января 2016 г. N 235.КС.44/2015, осуществлялось без нарушений.
5.4. Планирование закупок производилось ФГБУ "РЭА" без учета фактических сроков реализации мероприятий по созданию ГИС ТЭК. Так, сроки проведения открытого конкурса на право заключения договора по созданию подсистемы защиты информации ГИС ТЭК не учитывали степень реализации мероприятий по договору от 30 октября 2014 г. N 15 1.КС.44/2014 на создание ГИС ТЭК, заключенному между ФГБУ "РЭА" и ЗАО "ЛАНИТ". Вследствие этого общий срок исполнения договора, заключенного между ФГБУ "РЭА" и ЗАО "ИНФОРМЗАЩИТА" от 26 января 2016 г. N 235.КС.44/2015 на выполнение работ по созданию подсистемы защиты информации ГИС ТЭК, превышен на 130 дней.
6. В результате ненадлежащего контроля ФГБУ "РЭА" за выполнением исполнителями (поставщиками) условий заключенных договоров, исполнение договоров по созданию ГИС ТЭК осуществлялось с нарушением установленных сроков, а также имела место поставка оборудования, непригодного для создания ГИС ТЭК.
Договор от 30 октября 2014 г. N 151.КС.44/2014, заключенный между ФГУП "РЭА" с ЗАО "ЛАНИТ" на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ГИС ТЭК стоимостью 607,0 млн. рублей со сроком окончания 21 сентября 2015 года, по состоянию на 16 февраля 2017 года не завершен. ГИС ТЭК в промышленную эксплуатацию не введена. Из-за неготовности основного программного обеспечения ГИС ТЭК с превышением на 130 дней завершены работы по созданию подсистемы защиты информации ГИС ТЭК по договору от 26 января 2016 г. N 235.КС.44/2015 между ФГБУ "РЭА" и ЗАО "ИНФОРМЗАЩИТА" стоимостью 41,8 млн. рублей.
В целях оценки количества и качества поставленного ООО "ИССБ" товара по договору от 13 ноября 2015 г. N 105.КС.44/2015 ФГБУ "РЭА" произведены дополнительные расходы по оплате услуг специализированной организации ООО "Технопром", договор с которым заключен ФГБУ "РЭА" 12 января 2016 г. N 16.КС.44/2016 на сумму 0,1 млн. рублей.
С превышением установленных сроков осуществлена поставка товара по договорам ФГБУ "РЭА", заключенным с ЗАО "Ресурс Сервис" (договор от 2 февраля 2015 г. N 193.КС.44/2014 на поставку программно-аппаратного комплекса для обеспечения аппаратной ГИС ТЭК на сумму 101,2 млн. рублей, поставка произведена 30 апреля 2015 года или с нарушением срока по договору на 2 дня), и с ЗАО"СофтЛайн Трейд" (договор от 10 декабря 2015 г. N 190.КС.44/2015 на поставку серверного оборудования, системы хранения данных ПАК ГИС ТЭК и поставку коммутационного оборудования и серверов резервного копирования ГИС ТЭК на сумму 41,7 млн. рублей, товар поставлен 23 марта 2016 года, или с нарушением срока на 3 месяца).
По 3 договорам на общую сумму 213,4 млн. рублей установлено несвоевременное осуществление расчетов.
7. Имели место случаи несоблюдения требований Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция по применению единого плана счетов бухгалтерского учета), при отражении в бухгалтерском учете отдельных фактов хозяйственной жизни.
7.1. В нарушение пункта 127 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета расходы но созданию ГИС ТЭК в 2015 году отражались на счете 40120 "Расходы текущего финансового года" вместо счета 10600 "Вложения в нефинансовые активы". Исправительные проводки по отнесению данных расходов со счета 40120 на счет 10600 произведены 1 апреля 2016 года на общую сумму 588,8 млн. рублей.
7.2. В нарушение пункта 220 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета по счету 20900 "Расчеты но ущербу и иным доходам" не отражены расчеты:
- по суммам предварительных оплат, не возвращенных контрагентом в случае расторжения договоров. Так, не отражен в учете факт хозяйственной жизни, связанный с односторонним отказом ФГБУ "РЭА" от исполнения договора от 13 ноября 2015 г. N 105.КС.44/2015 с ООО "ИССБ" из-за ненадлежащего исполнения ООО "ИССБ" обязательств по поставке системы хранения данных для организации резервирующего контура ГИС ТЭК на сумму 70,5 млн. рублей. Решение ФГБУ "РЭА" об одностороннем отказе заказчика от исполнения договора от 5 февраля 2016 г. N 12/206 направлено ООО "ИССБ";
- по суммам принудительного изъятия. Не отражено в учете исковое заявление от 16 января 2017 г. N 19/47 в Арбитражный суд г. Москвы (дело N А-40-10794/17-5-104) о возмещении ЗАО "ЛАНИТ" ущерба на общую сумму 273,5 млн. рублей по договору от 30 октября 2014 г. N 151.КС.44/2014, заключенному между ФГБУ "РЭА" и ЗАО "ЛАНИТ" на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ГИС ТЭК.
7.3. В нарушение пунктов 114 и 119 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета отражение операций по учету материальных запасов производилось на счете 10600 "Вложения в нефинансовые активы" минуя счет 10500 "Материальные запасы". Внутреннее перемещение материальных запасов первичными учетными документами не оформлялось.
7.4. В Учетной политике бухгалтерского учета ФГБУ "РЭА" Минэнерго России, утвержденной приказом ФГБУ "РЭА" от 31 декабря 2014 г. N 177 (далее - Учетная политика), порядок отражения поступления, внутреннего перемещения и выбытия материальных запасов не определен, в графике документооборота оформление соответствующих форм документов (накладная, акт приемки-передачи) не предусмотрено.
7.5. В соответствии с пунктом 34 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета не обеспечено отражение в учете нематериальных активов. Так, в ходе создания ГИС ТЭК в рамках договора от 30 октября 2014 г. N 151 .КС.44/2014, заключенного между ФГБУ "РЭА" и ЗАО "ЛАНИТ" на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ГИС ТЭК, созданы объекты интеллектуальной собственности, которые на момент проведения контрольного мероприятия не были отражены в бухгалтерском учете ФГБУ "РЭА".
8. В ходе создания ГИС ТЭК не обеспечено эффективное расходование средств федерального бюджета. Из 8 показателей оценки эффективности использования средств, определенных пунктом 2.3. Соглашения о предоставлении субсидии и календарным планом выполнения работ по созданию и вводу в эксплуатацию ГИС ТЭК, исполнены 3 показателя, что составляет 37,5% от общего числа показателей.
9. Не обеспечена подготовка 1 500 администраторов и пользователей для обеспечения эксплуатации ГИС ТЭК, предусмотренная Соглашением о предоставлении субсидии. По состоянию на 16 февраля 2017 года подготовлен 571 пользователь ГИС ТЭК, что составляет 38,1% от общего числа пользователей.
Отсутствие необходимого числа подготовленных специалистов не позволяет обеспечить в полном объеме промышленную эксплуатацию ГИС ТЭК.
10. Отмечается низкий уровень исполнительской дисциплины при реализации принятых решений по созданию ГИС ТЭК. Так, протоколом заседания Комиссии по созданию ГИС ТЭК от 16 декабря 2015 г. N АН-669пр предусмотрено проведение в период с 1 января по 30 июня 2016 года расширенной опытной эксплуатации ГИС ТЭК (далее - РОЭ). При этом приказ ФГБУ "РЭА" от 28 апреля 2016 г. N 36 "О расширенной опытной эксплуатации государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса" издан только спустя 3 месяца после установленного срока начала проведении РОЭ.
Не выполнены пункт 9 протокола заседания Комиссии по созданию ГИС ТЭК от 30 декабря 2014 г. N АН-606пр о подготовке и представлении до 30 января 2015 года ФГБУ "РЭА" проекта организационной структуры, которая должна эксплуатировать ГИС ТЭК и пункт 53 Плана мероприятий по завершению создания ГИС ТЭК Минэнерго России о подготовке до 25 августа 2016 года ФГБУ "РЭА" плана по проведению организационно-штатных мероприятий для эксплуатации ГИС ТЭК.
Отсутствие данной структуры не позволяет обеспечить промышленную эксплуатацию ГИС ТЭК.
11. При создании ГИС ТЭК не соблюден порядок проведения работ, определенный ГОСТ 34.603-92 "Информационная технология. Виды испытаний автоматизированных систем", утвержденном Постановлением Госстандарта СССР от 17 февраля 1992 г. N 161 (далее - ГОСТ 34.603-92), что негативно повлияло на сроки создания информационной системы. В соответствии с пунктом 3 раздела 1 ГОСТ 34.603-92 виды испытаний и статус приемочной комиссии устанавливаются в договоре и техническом задании. Договором от 30 октября 2014 г. N 151.КС.44/2014 на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ГИС ТЭК, заключенным между ФГБУ "РЭА" и ЗАО "ЛАНИТ", проведение РОЭ не предусмотрено. ГОСТ 34.603-92 среди видов испытаний, проводимых в отношении автоматизированных систем, проведение РОЭ не предусматривает.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФГБУ "РЭА" надлежит выполнить следующие требования:
1. В целях приведения отдельных фактов хозяйственной жизни ФГБУ "РЭА" в соответствие с требованиями Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета обеспечить отражение в бухгалтерском (бюджетном) учете в установленном порядке:
расчетов по ущербу и иным доходам по договору от 13 декабря 2015 г. N 105.КС.44/2015, заключенному между ФГБУ "РЭА" и ООО "ИССБ", и договору от 30 октября 2014 г. N 151.КС.44/2014, заключенному между ФГБУ "РЭА" и ЗАО "ЛАНИТ" в соответствии с пунктом 220 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета;
учет материальных запасов, с отражением их внутреннего перемещения в соответствии с пунктами 114, 119 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета;
учет нематериальных активов, созданных в рамках договора от 30 октября 2014 г. N 151.КС.44/2014, заключенного между ФГБУ "РЭА" и ЗАО "ЛАНИТ" на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию ГИС ТЭК, в соответствии с пунктом 127 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета.
2. Внести изменения в Учетную политику ФГБУ "РЭА" в части отражения порядка расчетов по ущербу и иным доходам, поступления, внутреннего перемещения и выбытия материальных запасов, изменений в график документооборота по порядку оформлению и движения соответствующих документов по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию материальных запасов, а также в части форм первичных учетных документов для отражения фактов хозяйственной жизни по поступлению, внутреннему перемещению и выбытию материальных запасов в соответствии с пунктом 6 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета.
3. Принять меры к повышению исполнительской дисциплины при реализации принимаемых решений по созданию ГИС ТЭК. Рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушение сроков создания ГИС ТЭК.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 5 апреля 2017 г. N 18К (1163).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" генеральному директору ФГБУ "РЭА" либо лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 октября 2017 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 12 апреля 2017 г. N ПР 10-34/10-01
Текст представления официально опубликован не был