Представление Счетной палаты РФ от 12 января 2017 г. N ПР 11-9/11-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год и пунктом 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина по вопросу обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации от 7 июля 2016 г. N Пр-1306 проведено контрольное мероприятие "Аудит эффективности расходования средств федерального бюджета на закупку кресел-колясок для инвалидов в 2014 - 2015 годах и истекшем периоде 2016 года" в Правительстве Брянской области, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденный постановлением Правительства Брянской области от 24 февраля 2014 г. N 54-п, не предусматривает направление инвалиду уведомления о постановке его на учет на получение технических средств реабилитации (далее - TCP), предусмотренного пунктом 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240 (далее - Правила N 240).
В нарушение пункта 5 Правил N 240 в проверяемый период в Брянской области уведомления о постановке на учет органами социальной защиты населения инвалидам не выдавались.
2. Приказом департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 31 декабря 2013 г. N 629 создана комиссия по работе с обращениями инвалидов по закупке TCP (далее - комиссия), на основании решения которой формируется техническое задание на приобретение кресел-колясок. В состав данной комиссии входят только сотрудники департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области. Специалисты государственного учреждения медико-социальной экспертизы либо медицинские работники в ее состав не входят.
В соответствии с протоколом комиссии от 23 ноября 2015 года N 6, учитывая рекомендации, предусмотренные индивидуальной программой реабилитации (далее - ИПР) инвалида Л., ходатайство Брянского регионального отделения "ВОИ" и Брянской региональной общественной организации "Физкультуры и спорта" клуба "Пересвет" о возможности предоставить инвалиду Л. кресло-коляску определенной модели, комиссией принято решение о приобретении ему кресла-коляски с электроприводом фирмы Мэйра "Оптимус-2".
В ИПР от 20 октября 2015 г. N 1632.14.32/2015 инвалиду Л. рекомендованы кресло-коляска с электроприводом (прогулочное) с пультом управления типа "джойстик" для управления ртом, которое должно отвечать антропометрическим данным инвалида (ширина сиденья - 49 см., глубина сиденья - 49 см., высота сиденья - 59 см., высота спинки - 39 см., высота подлокотника - 30 см.), а также кресло-коляска с ручным приводом с откидной спинкой (комнатное).
Одно кресло-коляска фирмы Мэйра "Оптимус-2" инвалиду Л. приобретено по государственному контракту от 25 декабря 2015 г. N 605 по цене 497,0 тыс. рублей.
Техническое задание для закупки кресла-коляски с электроприводом (прогулочного) для инвалида Л. составлено на основании решения указанной комиссии с превышением характеристик изделия, рекомендованных ИПР инвалида, что привело к дополнительным затратам бюджетных средств не менее 200 тыс. рублей. Анализ коммерческих предложений показал, что на рынке существуют предложения аналогичных кресел-колясок по более низкой цене (кресло-коляска с электроприводом Otto Bock Б500 - 267,0 тыс. рублей, Otto Bock В 500S - 297,0 тыс. рублей). Кроме того, стоимость базовой комплектации кресла-коляски с электроприводом фирмы Мэйра "Оптимус-2" (полностью соответствующей рекомендациям, изложенным в ИПР) составляет 460,0 тыс. рублей (www.rena-partner.ru, реабилитационное оборудование).
3. В ходе проверки выявлены факты нарушения органами социальной защиты населения сроков выплаты компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами кресла-коляски.
Так, инвалиду М., обратившемуся с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное кресло-коляску в июле 2014 года, компенсация выплачена в октябре 2014 года, т.е. с нарушением установленного пунктом 5 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. N 57н, срока (в месячный срок с даты принятия уполномоченным органом соответствующего решения) на 3 месяца.
Кроме того, в нарушение пункта 6 Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2011 г. N 57н, решение о выплате компенсации инвалиду М. принято в сентябре 2014 года, т.е. с нарушением установленного срока (в течение 30 дней со дня принятия уполномоченным органом заявления о выплате компенсации) на месяц.
4. В ходе проверки установлены случаи, когда начальная максимальная цена контракта (далее - НМЦК) складывалась выше цен на аналогичные кресла-коляски, имеющихся на рынке, при этом по результатам проведенных процедур определения поставщика цены существенно снижались.
Так, в 2016 году на основании предложений поставщиков НМЦК за единицу кресла-коляски с ручным приводом для больных ДЦП комнатного и прогулочного департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области установлена в размере 33 994 рубля, цена аналогичной коляски на рынке составляет 27 000 и 27 940 рублей. Согласно государственному контракту N 2323401347316000107 цена кресла-коляски модели "Н006" составила 17 166,97 рублей, т.е. почти на 50% ниже НМЦК.
НМЦК за единицу кресла-коляски с ручным приводом для больных ДЦП комнатного и прогулочного (извещение N 012720000216001802) определена в размере 33 994 рубля. Согласно государственному контракту цена единицы кресла-коляски модели "FS 958 LBHP" составила 23 693,82 рублей, что на 43% ниже НМЦК и практически сопоставима с рыночной стоимостью данной модели кресла-коляски - 21 900 рублей (gudinimarket.ru) и 25 200 рублей (www.medspros.ru).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Брянской области надлежит выполнить следующие требования:
1) привести Порядок обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденный постановлением Правительства Брянской области от 24 февраля 2014 г. Ш 54-п, в соответствие с Правилами обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 240;
2) принять меры по обеспечению департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области надлежащего исполнения полномочий по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе креслами-колясками, в части рассмотрения вопроса о включении в состав комиссии по работе с обращениями инвалидов по закупке технических средств реабилитации, созданной приказом департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 31 декабря 2013 г. N 629, специалистов федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, либо медицинских работников;
3) принять меры по обеспечению департаментом семьи, социальной и демографической политики Брянской области по разработке плана проведения в 2017 году проверок соблюдения требований действующего законодательства в части срока принятия решений о выплате компенсации и срока выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу по заявлениям инвалидов, поданным в 2016 - 2017 годах.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 декабря 2016 г. N 69К (1144).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Губернатору Брянской области или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 31 мая 2017 года.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 12 января 2017 г. N ПР 11-9/11-04
Текст представления официально опубликован не был