Представление Счетной палаты РФ от 12 января 2017 г. N ПР 10-10/10-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования средств Фонда национального благосостояния, направленных на финансирование инфраструктурного проекта "Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)", по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. Государственной компанией "Российские автомобильные дороги" (далее - Госкомпания, ГК "Автодор") не соблюдаются сроки реализации мероприятий, предусмотренные Паспортом инвестиционного проекта "Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2015 г. N 310-р (далее - Паспорт проекта), и Сетевым планом-графиком мероприятий по реализации проекта строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги Московская область, утвержденным Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 5 ноября 2013 г. N 6617п-П9 (далее - Сетевой план-график).
Концессионное соглашение о финансировании, строительстве и эксплуатации на платной основе "Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области. Пусковой комплекс (этап строительства) N 3" заключено в сентябре 2016 года с превышением установленного Сетевым планом-графиком срока более чем на 1 год. Строительство в 2016 году не осуществлялось.
По пусковому комплексу N 4 концессионное соглашение не заключено. В соответствии с Сетевым планом-графиком конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении пускового комплекса N 4 следовало провести до конца марта 2015 года.
Отмечается низкий уровень исполнения работ по строительству Центральной кольцевой автомобильной дороги (Московская область) (далее - ЦКАД). По состоянию на 30 ноября 2016 года стоимость принятых работ составляет: по пусковому комплексу N 1 - 1 026,6 млн. рублей, или 2,1% объема работ, предусмотренных долгосрочным инвестиционным соглашением от 23 мая 2014 г. N ИД-2014-461; по пусковому комплексу N 5 - 2 883,2 млн. рублей, или 6,8% объема работ, предусмотренных долгосрочным инвестиционным соглашением от 24 декабря 2014 г. N ИД-2014-1266.
2. Несоблюдение установленных Сетевым планом-графиком сроков исполнения мероприятий по реализации проекта строительства ЦКАД ведет к несвоевременному завершению строительства, переносу на более поздний срок начала эксплуатации ЦКАД и, как следствие, к уменьшению планируемого объема выручки от эксплуатации дороги.
Вместе с тем согласно Паспорту проекта возвратность средств Фонда национального благосостояния (далее также - ФНБ) обеспечивается путем погашения ГК "Автодор" облигационного займа за счет будущих сборов платы за проезд транспортных средств по ЦКАД. Отсутствие поступлений платы за проезд в установленные Паспортом проекта сроки в связи с переносом на более поздний срок начала эксплуатации ЦКАД создаст риски несвоевременного возврата средств Фонда национального благосостояния.
Следует отметить, что в соответствии с Программой деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010- 2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 2146-р, доходы от эксплуатации ЦКАД запланированы на 2019 год в сумме 14 669,6 млн. рублей, на 2020 год - 17 774,4 млн. рублей.
3. При подготовке Паспорта проекта Госкомпанией не учтены фактические возможности по своевременной подготовке территории строительства, а также изъятию путем выкупа земельных участков под строительство согласно проекту межевания.
Общий уровень изъятия земель под строительство ЦКАД по состоянию на 30 ноября 2016 года составлял 46,4%. Согласно Сетевому плану-графику, изъятие земель по пусковым комплексам N 1 и N 4 следовало завершить в 2015 году, по пусковому комплексу N 3 - в 2014 году, по пусковому комплексу N 5 - в 2016 году.
Увеличение сроков изъятия земельных участков ведет к переносу на более поздние сроки окончания строительства ЦКАД.
4. Подрядчиком по разработке проектной документации на строительство ЦКАД (ОАО "Союздорпроект") не учтены особенности территорий, планировавшихся под строительство пускового комплекса N 4. Вследствие этого потребовалось проведение работ по повторному проектированию документации на участке автомобильной дороги (км 60+820-км 68+820) в связи с тем, что первоначально в проектной документации не был учтен обход посадок ценных пород деревьев (лиственницы) на территории Бронницкого лесничества. С учетом обхода посадок стоимость строительства в конкурсной документации увеличилась на 2 018,6 млн. рублей, или 4,2%. При этом на выполнение дополнительных работ по проектированию заключен договор от 29 августа 2014 г. N ПТИ-2014-778 с ОАО "Союздорпроект" на сумму 94,8 млн. рублей, оплачено за счет субсидии из федерального бюджета - 93,3 млн. рублей, что свидетельствует о неэффективном использовании средств федерального бюджета.
5. Объемы финансирования инвестиционного проекта за счет субсидии, предоставляемой из федерального бюджета, в Программе деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2020 годы) предусмотрены на 2015 год в сумме 3 767,6 млн. рублей и на 2016 год - 11 444,5 млн. рублей, что не соответствует показателям Паспорта проекта (10 133,3 млн. рублей и 5 078,8 млн. рублей соответственно).
6. Предоставление субсидии на строительство и реконструкцию автомобильных дорог в 2016 году произведено в сумме 11 444,5 млн. рублей. Остаток субсидии по состоянию на 18 ноября 2016 года составил 9 029,1 млн. рублей, или 78,9% от планового объема средств, что ведет к образованию остатка субсидии по итогам 2016 года.
Низкий уровень исполнения субсидии связан с несоблюдением Госкомпанией и подрядчиками сроков реализации инвестиционного проекта и графиков выполнения работ, предусмотренных долгосрочными инвестиционными соглашениями.
7. Средства инвесторов и концессионеров на реализацию инвестиционного проекта в сумме 28 114,8 млн. рублей, предусмотренные Паспортом проекта на 2014 - 2016 годы, по состоянию на 30 ноября 2016 года не привлекались.
Отсутствие расходов собственных средств инвесторов и концессионеров на реализацию инвестиционного проекта не соответствует принципу государственно-частного партнерства и перекладывает риски по его реализации исключительно на государство.
8. В целях финансирования самоокупаемого инфраструктурного проекта по строительству ЦКАД в соответствии с договором купли-продажи от 29 апреля 2015 года АО "Газпромбанк" приобретены облигации Госкомпании на сумму 21 727,4 млн. рублей.
Согласно выписке из лицевого счета остаток неиспользованных средств ФНБ на расчетном счете Госкомпании N 40503810392000003847 в АО "Газпромбанк" по состоянию на 24 октября 2016 года составил 7 073,5 млн. рублей.
На остатки средств на счете АО "Газпромбанк" начислены проценты за 2015 год в сумме 1 337,1 млн. рублей, за 2016 год (по состоянию на 30 ноября 2016 года) - 685,7 млн. рублей.
Решением Наблюдательного совета Госкомпании от 18 апреля 2016 года (протокол от 25 апреля 2016 г. N 86) полученный процентный доход за 2015 год направлен на финансирование инвестиционного проекта (за вычетом налога на прибыль) в сумме 1 069,7 млн. рублей.
На момент проверки решение Наблюдательным советом Госкомпании об использовании на строительство ЦКАД начисленных процентов за 2016 год не принималось.
9. Сумма остатка дебиторской задолженности по расчетам по строительству ЦКАД по состоянию на 1 января 2016 года составляла 26 122,4 млн, рублей, на 1 ноября 2016 года - 23 808,7 млн. рублей.
Основной объем дебиторской задолженности приходился на организации, привлеченные для строительства ЦКАД на основании долгосрочных инвестиционных соглашений (ДИС) и концессионных соглашений (КС), а также осуществлявшие подготовку территории - 21 429,3 млн. рублей, или 90%, в том числе по ДИС от 23 мая 2014 г. N ИД-2014-461 с АО "Крокус Интернэшнл" по строительству пускового комплекса N 1 - 51,9%, по ДИС от 24 декабря 2014 г. N ИД-2014-1266 с ООО "Кольцевая магистраль" по строительству пускового комплекса N 5 - 35,8%.
Дебиторская задолженность связана с наличием непогашенных авансов по заключенным договорам и соглашениям. В ходе реализации инвестиционного проекта авансирование осуществлялось в суммах, превышающих фактические объемы работ в соответствии с календарными планами на 2015 и 2016 годы.
10. В целях реализации инвестиционного проекта денежные средства, полученные за счет средств ФНБ, перечислены платежным поручением от 28 октября 2015 г. N 8030 в качестве аванса по ДИС от 23 мая 2014 г. N ИД-2014-461 АО "Крокус Интернэшнл" на строительство пускового комплекса N 1 в сумме 12 634,9 млн. рублей.
Определение размера аванса произведено без учета плановой потребности в денежных средствах на выполнение работ, предусмотренных календарным графиком выполнения работ на 2015 - 2016 годы (приложение N 13 к ДИС). Так, сумма аванса превышала на 4 802,5 млн. рублей объем финансирования подрядных работ на 2015 и 2016 годы (7 832,4 млн. рублей), предусмотренный календарным графиком выполнения работ, что привело к образованию значительных сумм дебиторской задолженности по ДИС от 23 мая 2014 г. N ИД-2014-461.
По состоянию на 1 января 2016 года сумма аванса у АО "Крокус интернэшнл" составляла 12 619,3 млн. рублей, на 1 ноября 2016 года - 12 366,7 млн. рублей. В 2016 году сумма аванса уменьшилась на 252,6 млн. рублей, или на 2%, что связано с поздним, по сравнению с Сетевым планом-графиком, началом осуществления работ и низким освоением средств.
Предоставление денежных средств в суммах, превышающих плановую потребность по оплате работ, создает риски использования средств не на цели строительства ЦКАД.
Кроме того, предоставление аванса сверх необходимой потребности в сумме 4 802,5 млн. рублей не позволило получить ГК "Автодор" процентный доход и обеспечить привлечение дополнительных средств на реализацию инвестиционного проекта на основании соответствующего решения Наблюдательного совета Госкомпании.
11. Мероприятия по проведению публичного технологического и ценового аудита по пусковым комплексам N 3, N 4 и N 5 проведены с превышением сроков, установленных Сетевым планом-графиком (до марта 2014 года). По результатам указанных мероприятий:
по пусковому комплексу N 1 техническое задание на оптимизацию проектной документации, подготовленное АО "Крокус Интернэшнл", согласовано ГК "Автодор" письмом от 21 января 2016 г. N 589-18;
по пусковому комплексу N 3 решением правления Госкомпании от 23 ноября 2015 года (протокол N 198) конкурсная документация утверждена с учетом рекомендаций аудита по снижению стоимости строительства. Срок окончания конкурса на заключение концессионного соглашения на строительство пускового комплекса N 3 продлен до 5 июля 2016 года. Фактически концессионное соглашение заключено в сентябре 2016 года;
по пусковому комплексу N 4 решением правления Госкомпании от 23 ноября 2015 года (протокол N 198) конкурсная документация утверждена с учетом рекомендаций аудита. Фактически конкурс признан не состоявшимся, по состоянию на 30 ноября 2016 года концессионное соглашение не заключено.
12. Из-за несоблюдения сроков проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений по пусковым комплексам N 3 и N 4, предусмотренных Сетевым планом-графиком, и необходимости актуализации конкурсной документации произошло увеличение расходов на подготовку финансово-экономического обоснования, конкурсной документации и комплексное консультационное сопровождение конкурсов на сумму 28,3 млн. рублей, что является неэффективным использованием средств.
На момент проверки Госкомпанией в рамках договора от 17 марта 2014 г. N ИД-2014-199 с ООО "Автодор-Инвест" за счет субсидии на реализацию проекта строительства ЦКАД приняты и оплачены работы на сумму 7,5 млн. рублей, также осуществлялось согласование оплаты по акту от 24 ноября 2016 г. N 44 на сумму 2,2 млн. рублей. В результате не обеспечено эффективное использование средств федерального бюджета в сумме 7,5 млн. рублей.
13. Проведенные конкурсные процедуры не обеспечили достаточный уровень конкуренции при отборе подрядчиков по пусковым комплексам N 3 и N 4 в целях выбора наилучших условий исполнения обязательств и снижения стоимости работ. Единственным участником конкурса по пусковому комплексу N 3 выступило ООО "Автодорожная строительная корпорация", по пусковому комплексу N 4 - ООО "Юго-восточная магистраль".
Снижение начальных значений критериев конкурса по пусковому комплексу N 3 составило 0,5%, по пусковому комплексу N 4 - от 0,0006% до 0,001%.
14. В составе Госкомпании образовано Управление внутреннего контроля и аудита. Положение об Управлении внутреннего контроля и аудита Государственной компании "Российские автомобильные дороги" утверждено приказом Госкомпании от 26 апреля 2016 г. N 64. Основными задачами указанного Управления является анализ, оценка и повышение эффективности систем внутреннего контроля, управления рисками и корпоративного управления. В планы работ Управления внутреннего контроля и аудита Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на I и II полугодия 2016 года, утвержденные соответственно распоряжениями Госкомпании от 22 марта 2016 г. N ПП-18-р и от 15 июня 2016 г. N ПП-41-р, работы и процедуры в отношении инвестиционного проекта не включались.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Государственной компании "Российские автомобильные дороги" надлежит выполнить следующие требования:
1. Принять меры, направленные на внесение в установленном порядке предложений по актуализации сроков реализации и объемов финансирования инвестиционного проекта в Паспорте инвестиционного проекта "Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)", утвержденном распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2015 г. N 310-р, и Сетевом плане-графике мероприятий по реализации проекта строительства Центральной кольцевой автомобильной дороги Московской области, утвержденном Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 5 ноября 2013 г. N 6617п-П9, с учетом решения Президента Российской Федерации В.В. Путина от 5 ноября 2016 г. N Пр-2149 о переносе сроков окончания строительства пусковых комплексов N 3 и 4 на 2019 год и уровня реализации мероприятий.
2. Внести на рассмотрение Наблюдательного совета Государственной компании "Российские автомобильные дороги" вопрос о направлении доходов, полученных в виде процентов за 2016 год, начисленных АО "Газпромбанк" по привлеченным средствам облигационного займа, на финансирование проекта "Центральная кольцевая автомобильная дорога (Московская область)" (за вычетом налога на прибыль).
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол 21 декабря 2016 г. N 67К (1142).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Председателю правления Государственной компании "Российские автомобильные дороги" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июня 2017 года.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 12 января 2017 г. N ПР 10-10/10-04
Текст представления официально опубликован не был