Представление Счетной палаты РФ от 10 января 2017 г. N ПР 08-2/08-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности использования средств федерального бюджета, направленных в некоммерческую организацию "Фонд развития моногородов" в 2014 - 2016 годах", по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Правилами предоставления из федерального бюджета в 2014 - 2017 годах субсидии некоммерческой организации "Фонд развития моногородов", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2014 г. N 1186 (далее - Правила), некоммерческой организации "Фонд развития моногородов" (далее - Фонд) предусмотрена возможность направления субсидий на предоставление займов юридическим лицам. При этом порядок предоставления займов и использования средств, полученных в виде доходов от предоставления займа за счет субсидии, отсутствует.
Между тем, по состоянию на 16 ноября 2016 года Фондом за счет субсидии предоставлены займы юридическим лицам в сумме 1 810 000,0 тыс. рублей, из них 810 000,0 тыс. рублей АО "КИП "Мастер" на развитие Камского индустриального парка "Мастер" в г. Набережные Челны Республики Татарстан и 1 000 000,0 тыс. рублей ООО "Элеватор" на строительство маслоэкстракционного завода в с. Маячный городского округа город Кумертау Республики Башкортостан. Срок возврата указанных займов предусмотрен до 2024 года. Доход от предоставления займов установлен в размере 5 процентов годовых.
Анализ бюджетной отчетности Минэкономразвития России по состоянию на 1 октября 2016 года показал что Минэкономразвития России по состоянию на 1 октября 2016 года уменьшена дебиторская задолженность на всю сумму кассовых расходов (с 5 808 752,6 тыс. рублей до 4 068 543,8 тыс. рублей) на 1 740 208,68 тыс. рублей, в том числе на сумму займа в размере 407 000,0 тыс. рублей.
Таким образом, в нарушении положений абзацев пятого и шестого пункта 80 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. N 162н, Минэкономразвития России по состоянию на 1 октября 2016 года неправомерно уменьшило сумму дебиторской задолженности по предоставленной субсидии Фонду на 407 000,0 тыс. рублей.
Между тем выданные Фондом займы не могут считаться расходом и подлежат учету в составе дебиторской задолженности Минэкономразвития России до полного их погашения.
Искажение показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, составило менее чем 10% по строке "КБК 139 0412 15 1 09 62300 630" отчетности по форме ОКУД 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности" по состоянию 1 октября 2016 года.
2. Минэкономразвития России не обеспечен предусмотренный пунктом 12 Правил контроль за осуществлением расходов Фонда, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета.
В пункты 7.1 и 8 Правил внесены изменения постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 2015 г. N 1198 в части предоставления в Минэкономразвития России Фондом с 2015 года ежеквартальных отдельных отчетов об использовании субсидии, предоставленной в 2014 и 2015 годах соответственно.
При этом до настоящего времени соглашения о предоставлении субсидий от 22 декабря 2014 г. N С-825-АЦ/Д14 и от 10 декабря 2015 г. N С-712-АП/Д14 не приведены в соответствие с Правилами. В результате отсутствия в соглашениях требований о предоставлении отдельных отчетов Фонд представлял отчетность об осуществлении расходов, источниками финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета по "совокупности субсидий".
Фондом предоставляются отчеты по утвержденной соглашением от 10 декабря 2015 г. N С-712-АЦ/Д14 форме "Отчет об осуществлении расходов, источниками финансового обеспечения которых являются субсидия (совокупность субсидий) и доходы, полученные от использования субсидии (совокупности субсидий), в том числе доходы от размещения временно свободных средств, с указанием направлений расходов и не использованного Фондом на отчетную дату остатка субсидии (совокупности субсидий)".
При этом понятие "совокупность субсидий" Правилами предоставления субсидии не предусмотрено. Кроме того, указанная форма отчета не содержит возможность отражения в ней доходов Фонда, полученных от использования субсидии, в том числе доходов от размещения временно свободных средств, с указанием направлений расходов. В связи с этим информация о доходах Фонда от размещения временно свободных средств и их использовании в отчетах не отражается, что затрудняет контроль за использованием субсидий.
В результате этого отсутствует объективная информация об использовании Фондом субсидий отдельно по каждому соглашению, что приводит к снижению контроля за целевым использованием средств федерального бюджета и допускает необъективную оценку эффективности использования средств субсидии.
3. При планировании объема бюджетных ассигнований, направляемых в Фонд из федерального бюджета в 2014 - 2016 годах, отсутствовали конкретные перечни инвестиционных проектов, перечни объектов инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов в моногородах, информация о наличии проектной документации и заключении государственной экспертизы, объемы и сроки финансирования создания объектов инфраструктуры за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.
В результате отсутствия обоснованного планирования бюджетные ассигнования, выделенные Фонду на поддержку моногородов, в 2014 - 2016 годах значительно превышали реальные потребности Фонда и могли быть предоставлены в более поздние сроки.
Объем неиспользованных Фондом субсидий на 1 января 2016 года составил 5 808,8 млн. рублей, на 1 октября 2016 года - 4 068,5 млн. рублей, на 16 ноября 2016 года - 2 245,7 млн. рублей.
Аналогичная ситуация отмечается и при планировании бюджетных ассигнований на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годы.
Учитывая, что у Фонда по состоянию на 16 ноября 2016 года имелись значительные остатки субсидии, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, запланированные объемы субсидии на 2017 год значительно превышают потребности Фонда.
С целью эффективного использования бюджетных ассигнований Минэкономразвития России необходимо уточнить данные об объеме субсидии Фонду на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов, учитывая при этом представленную Фондом информацию об объектах инвестиционных проектов.
4. Согласно отчету Фонда о достижении значений целевых показателей эффективности использования субсидии (совокупности субсидий) на 1 октября 2016 года количество созданных рабочих мест в моногородах, получивших поддержку за счет субсидии, составило 1 506 единиц, что превышает плановые значения (по итогам 2015 и 2016 годов) более чем в 6 раз. Объем привлеченных инвестиций в моногорода, получившие поддержку за счет субсидии, составил 12 898 836,49 тыс. рублей при плановом значении целевого показателя (по итогам 2015 и 2016 годов) 500 000 тыс. рублей.
Существенное перевыполнение плановых значений целевых показателей эффективности, установленных в соглашениях о предоставлении субсидий, а также наличие остатков субсидии на счетах, свидетельствует о занижении плановых значений целевых показателей и отсутствии взаимоувязки показателей с объемом финансирования мероприятий, что не обеспечивает возможность оценки эффективности использования субсидий из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на формирование необходимых условий для создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций в моногорода.
В целом, необходимо отметить, что механизм предоставления средств из федерального бюджета на реализацию мероприятий, направленных на диверсификацию экономики моногородов и создание рабочих мест в субъектах Российской Федерации, через негосударственную некоммерческую организацию, не являющуюся участником бюджетного процесса, выводит за пределы бюджетного законодательства регулирование правоотношений, возникающих у этой организации при использовании полученных из федерального бюджета средств.
Указанный механизм не позволяет в полной мере обеспечить исполнение установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации принципов эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств, а также применение бюджетных мер принуждения за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству экономического развития Российской Федерации необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1) внести изменения в бюджетную отчетность Минэкономразвития России по состоянию на 1 октября 2016 года (код формы по ОКУД 0503169 "Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности"), увеличив дебиторскую задолженность по предоставленной субсидии Фонду на 407 000,0 тыс. рублей;
2) внести изменения в соглашения о предоставлении субсидии Фонду, установив требования о предоставлении Фондом отчетности об использовании субсидии отдельно по каждому соглашению и предусмотрев возможность отражения в отчетах об использовании субсидий полученных Фондом доходов от размещения временно свободных средств и направлений их расходования;
3) рассмотреть возможность пересмотра механизма софинансирования расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в целях реализации мероприятий по строительству и (или) реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для реализации новых инвестиционных проектов в моногородах, в части предоставления субсидий непосредственно через Минэкономразвития России, исключая некоммерческую организацию.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 декабря 2016 г. N 69К (1144).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру экономического развития Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 марта 2017 года.
Аудитор |
С.А. Агапцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 10 января 2017 г. N ПР 08-2/08-01
Текст представления официально опубликован не был