Представление Счетной палаты РФ от 9 января 2017 г. N ПР 06-1/06-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона от 25 июля 2011 г. N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" Центральным банком Российской Федерации, страховыми организациями и уполномоченными органами субъектов Российской Федерации в 2014 - 2015 годах и истекший период 2016 года" в Правительстве Воронежской области (Департамент аграрной политики Воронежской области, далее - Департамент), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. При заключении с Минсельхозом России Соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации от 5 февраля 2015 г. N 47/17-с (далее - Соглашение от 5 февраля 2015 г. N 47/17-с) Правительство Воронежской области представило постановление Правительства Воронежской области от 7 февраля 2014 г. N 93 "Об утверждении Порядка предоставления в 2014 году субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства" в качестве нормативного правового акта, предусмотренного абзацем третьим подпункта "в" пункта 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2012 г. N 1371 (далее - Правила, утвержденные постановлением N 1371), устанавливающего порядок предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям целевых средств из бюджета Воронежской области.
Однако после заключения Соглашения от 5 февраля 2015 г. N 47/17-с постановлением Правительства Воронежской области от 30 марта 2015 г. N 204 был утвержден новый Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства (далее - также Порядок, утвержденный постановлением N 204).
Таким образом, предоставление субсидий из областного бюджета в 2015 году регулировалось не тем документом, на основании которого было заключено Соглашение от 5 февраля 2015 г. N 47/17-с о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации. Причиной этого стала несвоевременная разработка нормативного правового акта, устанавливающего порядок предоставления в 2015 году сельскохозяйственным товаропроизводителям целевых средств из бюджета Воронежской области.
2. В нарушение пункта 2.2.1. Соглашения от 5 февраля 2015 г. N 47/17 о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации Правительством Воронежской области не исполнило свои обязательства по финансированию мероприятий, связанных с сельскохозяйственным страхованием с господдержкой в объеме 46,07 млн. рублей. При этом имели место случаи отказа сельхозпроизводителям в предоставлении указанной субсидии ввиду "отсутствия лимитов".
3. На момент проведения проверки в постановлении Правительства Воронежской области от 30 марта 2015 г. N 204 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства" имеется ссылка на уровень софинансирования расходного обязательства Воронежской области, утверждаемый Минсельхозом России. При этом с 1 января 2015 года из Правил, утвержденных постановлением N 1371, исключено положение, что предоставление субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется с учетом установленного Минсельхозом России уровня софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации.
4. В действующей редакции Правил, утвержденных постановлением N 1371 (пункт 10), установлено, что объем бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование расходного обязательства субъекта Российской Федерации, софинансируемого за счет субсидии, утверждается законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, исходя из необходимости достижения установленных соглашением значений показателей результативности использования субсидии.
Государственной программой Воронежской области "Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка", утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 13 декабря 2013 г. N 1088, были установлены целевые показатели результативности в области сельскохозяйственного страхования с государственной поддержкой, в том числе по застрахованным площадям посевов (посадок) сельскохозяйственных культур и застрахованному поголовью сельскохозяйственных животных. В то же время Порядок, утвержденный постановлением N 204, не предусматривает целевых показателей результативности использования субсидии, что не создает необходимых условий для достижения установленных значений показателей результативности.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ) Правительству Воронежской области надлежит выполнить следующие требования:
1. Привести нормативные правовые акты Воронежской области, регламентирующие предоставление субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования в области растениеводства и животноводства, в соответствие с действующим законодательством Российской Федерации, в части:
а) установления показателей результативности использования субсидии;
б) обеспечения соответствия между показателями результативности использования субсидий и целевыми показателями и индикаторами государственной программы Воронежской области "Развитие сельского хозяйства, производства пищевых продуктов и инфраструктуры агропродовольственного рынка", утвержденной постановлением Правительства Воронежской области от 13 декабря 2013 г. N 1088.
2. Рассмотреть вопрос о целесообразности требования от сельскохозяйственных товаропроизводителей представления в Департамент двух справок, подтверждающих уплату ими 50 процентов страховой премии, одна из которых служит обоснованием возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования за счет субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, а другая обоснованием возмещения части затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых премий по договорам сельскохозяйственного страхования за счет средств областного бюджета, содержащих ссылку об уровне софинансирования расходного обязательства Воронежской области, который утверждается Минсельхозом России.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 22 декабря 2016 г. N 68К(1143).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ Председателю Правительства Воронежской области или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 июля 2017 года.
Аудитор |
А.В. Перчян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 9 января 2017 г. N ПР 06-1/06-02
Текст представления официально опубликован не был