Представление Счетной палаты РФ от 6 марта 2017 г. N ПР 13-20/13-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка соблюдения законодательства при осуществлении бюджетного процесса и целевого использования средств федерального бюджета, выделенных бюджету Омской области, в том числе на мероприятия в соответствии с планом основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением празднования 300-летия основания г. Омска, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 2040-р", по результатам которого установлены следующие нарушения и недостатки.
1. ООО СК "ОмГрадстрой" предоставило в составе заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием недостоверные сведения в части наличия опыта исполнения контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории культуры) народов Российской Федерации, что позволило пройти предквалификационный отбор и стать единственным участником конкурса на реконструкцию объекта "Развитие культурно-исторического общественного комплекса "Омская крепость" (далее - объект "Омская крепость") и заключить муниципальный контракт от 22 марта 2016 г. N 06-2016/С на сумму 529 394,8 тыс. рублей (из них средства федерального бюджета - 377 421,3 тыс. рублей).
Фактически работы велись ООО "Бивер", которое в нарушение пункта 6 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)", а также пункта 4.4.2 контракта N 06-2016/С не имеет допуск и лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Указанные факты свидетельствуют о недобросовестности действий со стороны ООО СК "ОмГрадстрой", об отсутствии должного контроля за осуществлением реконструкции объекта со стороны департамента строительства администрации города Омска, а также о возможном наличии коррупционных рисков.
2. При строительстве образовательного учреждения по ул. Мельничная, г. Омск (далее - объект "ДОУ") по муниципальному контракту от 19 декабря 2014 г N 66-2014, заключенному с ООО "Дорстрой", на сумму 94 790,0 тыс. рублей (из них средства федерального бюджета 60 000,0 тыс. рублей) департаментом строительства администрации города Омска при внесении изменений, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства, повторная государственная экспертиза проектной документации не проводилась, что нарушает часть 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которой отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или техническим заказчиком проектной документации, а также пункт 44 Порядка организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145, устанавливающий требование о направлении проектной документации на государственную экспертизу при внесении изменений в проектную документацию в части изменения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.
3. Департаментом строительства администрации города Омска при заключении муниципального контракта от 6 сентября 2014 г. N 26-2014/С на строительство объекта "Внеплощадочные сети в районе ул. Завертяева для комплексной застройки территории" (далее - объект "Внеплощадочные сети") на общую сумму 232 700,0 тыс. рублей (из них средства федерального бюджета 216 079,3 тыс. рублей) приняты бюджетные обязательства в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств на 82 415,0 тыс. рублей, что является нарушением абзаца третьего статьи 162, пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
4. ОАО "Омский СоюзДорНИИ" и ООО СК "ОмГрадстрой" должным образом не осуществлялись функции по строительному контролю объектов "Омская крепость" и "Внеплощадочные сети", предусмотренные муниципальными контрактами от 6 мая 2016 г. N 12-2016/СК на сумму 2 450,0 тыс. рублей и от 15 сентября 2014 г. N 27-2014/СК на сумму 3 150,0 тыс. рублей соответственно.
При этом департаментом строительства администрации города Омска работы по указанным муниципальным контрактам на осуществление строительного контроля приняты и оплачены в полном объеме, что указывает на отсутствие с его стороны замечаний по их выполнению и оснований для предъявления требований по уплате неустойки за ненадлежащее исполнение указанного муниципального контракта, установленных частью 6 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).
Указанные факты свидетельствуют об отсутствии должного контроля за осуществлением реконструкции и строительства объектов со стороны департамента строительства администрации города Омска, о ненадлежащем проведении строительного контроля со стороны ОАО "Омский СоюзДорНИИ" и ООО СК "ОмГрадстрой", а также о возможном наличии соответствующих коррупционных рисков.
5. Департаментом строительства администрации города Омска и подрядными организациями, выполнявшими строительство объектов по муниципальным контрактам, осуществлялись согласованные действия по увеличению стоимости выполненных строительных работ через механизм исполнения судебных решений.
В частности, в ходе исполнения муниципальных контрактов N 66-2014/С - на строительство объекта "ДОУ", N 26-2014/С - на строительство объекта "Внеплощадочные сети", подрядчиками по согласованию с заказчиком были осуществлены работы, не предусмотренные указанными муниципальными контрактами. При этом акты выполненных работ на дополнительный объем (форма КС-2) в сумме 19 220,0 тыс. рублей и 15 096,3 тыс. рублей не были приняты и оплачены заказчиком и стали основанием для обращения подрядчиками в Арбитражный суд Омской области, которым приняты решения о взыскании задолженности в указанных суммах.
Всего в 2015 - 2016 годах по аналогичным случаям на основании судебных решений с заказчика - департамента строительства администрации города Омска из бюджета муниципального образования в пользу подрядных организаций (застройщиков) было взыскано 134 038,6 тыс. рублей. При этом дополнительные расходы местного бюджета на оплату государственной пошлины по указанным судебным решениям составили 705,9 тыс. рублей.
Таким образом, департаментом строительства администрации города Омска фактически реализовывалась схема ухода от применения Федерального закона N 44-ФЗ при выполнении подрядчиками дополнительных объемов работ, не предусмотренных муниципальными контрактами, и их оплате.
Негативными последствиями указанных действий являются непрозрачность определения стоимости выполнения дополнительных работ, отсутствие в бухгалтерском учете первичных учетных документов по их выполнению, недостоверность сведений о стоимости строительства объекта, отраженных в первичной учетной документации по учету работ в капитальном строительстве, а также наличие коррупционных рисков.
6. Департаментом строительства администрации города Омска заключены 2 муниципальных контракта с ООО СМУ-2 Стройбетон "Космическое" на общую сумму 464 011,7 тыс. рублей (от 11 октября 2016 года N 19-2016/С на сумму 184 307,4 тыс. рублей, от 21 ноября 2016 г. N 20-2016/С на сумму 279 704,3 тыс. рублей) на строительство двух 10-этажных жилых дома (на 108 и 180 квартир) со сроком исполнения 15 сентября и 15 декабря 2017 года соответственно.
Установленный срок окончания работ по указанным муниципальным контрактам создает риск невыполнения Омской областью обязательств, предусмотренных пунктом 9.10 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в части обеспечения переселения граждан из аварийного жилищного фонда до 1 сентября 2017 года.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" администрации города Омска в целях устранения выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений, а также предупреждения их в дальнейшем:
1) принять меры по обеспечению переселения граждан из аварийного жилищного фонда до 1 сентября 2017 года;
2) провести проверки и рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших выявленные нарушения законодательства Российской Федерации.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 февраля 2017 г. N 7К (1152).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" мэру города Омска или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением подтверждающих документов до 15 сентября 2017 года.
Аудитор |
Ю.В. Росляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 6 марта 2017 г. N ПР 13-20/13-02
Текст представления официально опубликован не был