Представление Счетной палаты РФ от 1 ноября 2018 г. N ПР 12-320/12-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка расходования в 2015 - 2017 годах и истекшем периоде 2018 года средств федерального бюджета, выделенных на строительство объекта "Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея" - строительство музейного комплекса, Кадашевская набережная, владения N 10, 12/2, М. Толмачевский пер., владения N 1 - 3, 5 - 7, г. Москва, в том числе проектирование" в федеральном государственном казенном учреждении "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" (далее - Дирекция).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. в нарушение подпункта "г" пункта 7 Правил казначейского сопровождения в 2016 году государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2016 г. N 70 (далее - Правила казначейского сопровождения в 2016 году), согласно которому при казначейском сопровождении в государственные контракты (контракты, договоры, соглашения) включаются условия об указании в контрактах, договорах, соглашениях, заключенных в рамках исполнения государственных контрактов, договоров (соглашений), платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора государственного контракта, договора (соглашения), государственный контракт от 3 июля 2014 г. N 0373100009914000583-0007999-02 указанные условия не содержит.
1.2. В нарушение пункта 4 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения N С-2 "Сведения о ходе строительства строек и объектов, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу", утвержденных приказом Росстата от 15 августа 2016 г. N 427, согласно которому в графе 13 отражается лимит государственных капитальных вложений, предусмотренный на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы, выделенный на строительство строек, в графе 18 приводятся данные о фактически профинансированном объеме капитальных вложений с начала года по отчетный период включительно отдельно по каждому источнику финансирования в фактических ценах текущего года, Дирекцией за I полугодие 2018 года представлена в органы Росстата статистическая форма N С-2 в которой значения данных по графам 13 и 18 по объекту "Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея" - строительство музейного комплекса, Кадашевская набережная, владения N 10, 12/2, М. Толмачевский пер., владения N 1 - 3, 5 - 7, г. Москва, в том числе проектирование" (далее - Музейный комплекс) включены объемы лимитов бюджетных обязательств на сумму 20 260,0 тыс. рублей, доведенных в III квартале 2018 года в соответствии с расходным расписанием от 2 июля 2018 г. N 054/А988/097.
Таким образом, представленные Дирекцией в органы Росстата данные формы федерального статистического наблюдения N С-2 "Сведения о ходе строительства строек и объектов, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу" в отношении Музейного комплекса за I полугодие 2018 года являются недостоверными.
1.3. В нарушение части 13 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее _ Федеральный закон N 44-ФЗ), согласно которой в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, Дирекцией в пункте 3.20 государственного контракта от 14 июня 2017 г. N 0373100115417000147-4 указано, что государственный заказчик вправе перечислить генеральному подрядчику аванс в размере 30% от цены государственного контракта, то есть не определен порядок и сроки его оплаты в части авансовых платежей.
1.4. В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а также статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ и пункта 3.9 государственного контракта от 14 июня 2017 г. N 0373100115417000147-4, согласно которому оплата выполненных работ производится в течении 10 календарных дней с даты подписания сторонами Актов о приемке выполненных работ по форме КС-2 (далее - Акты КС-2), Справки о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 (далее - Справка КС-3), а также направления заказчику счетов и счетов фактур, Дирекция произвела оплату с нарушением сроков от 3 до 13 дней следующих выполненных работ:
работы, принятые по Акту КС-2 от 6 апреля 2018 г. N 14 оплачены 3 мая 2018 года с нарушением сроков оплаты на 13 дней;
работы, принятые по Акту КС-2 от 3 мая 2018 г. N 15, 16, 17 (Справка КС-3 от 3 мая 2018 г. N 9) оплачены 16 мая 2015 года с нарушением сроков оплаты на 3 дня.
Несвоевременная оплата выполненных работ по государственному контракту создает риски предъявления требований заказчику об уплате неустойки со стороны подрядчика.
1.5. В нарушение части 2 статьи 34 и части 1 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которым изменение существенных условий контракта при его заключении и исполнении не допускается (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ), Дирекцией дополнительным соглашением от 20 марта 2018 г. N 16 изменен срок исполнения государственного контракта от 3 июля 2014 г. N 0373100009914000583-0007999-02 до 31 октября 2019 года (увеличен на 1 год), а также дополнительным соглашением от 19 марта 2018 г. N 5 изменен срок исполнения государственного контракта от 14 июня 2017 г. N 0373100115417000147-4 до 31 октября 2019 года (увеличен на 1 год).
1.6. В нарушение части 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ и условий государственных контрактов от 3 июля 2014 г. N 0373100009914000583-0007999-02 (пункты 13.2 и 13.6) и от 14 июня 2017 г. N 0373100115417000147-4 (пункты 13.1 и 13.11), согласно которым в случае если обеспечение исполнения контракта закончило свое действие генподрядчик обязуется представить заказчику иное надлежащее обеспечение исполнения контракта, при этом срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта плюс 1 и 3 месяца, соответственно, срок действия банковских гарантий, предоставленных генподрядчиком - АО "ГЛАВЗАРУБЕЖСТРОЙ" (до 31 января 2019 года), не покрывает срок действия указанных государственных контрактов (31 октября 2019 года).
При этом Дирекцией требования об уплате штрафа АО "ГЛАВЗАРУБЕЖСТРОЙ" в связи с неисполнением обязательств по государственным контрактам от 3 июля 2014 г. N 0373100009914000583-0007999-02, от 14 июня 2017 г. N 0373100115417000147-4 не направлялись, что является нарушением части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней). Согласно пункту 8.6 государственного контракта от 3 июля 2014 г. N 0373100009914000583-0007999-02 и пункту 14.4 государственного контракта от 14 июня 2017 г. N 0373100115417000147-4 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, генподрядчик по требованию заказчика уплачивает штраф в размере 0,5% от цены контракта за каждый случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, в связи с чем размер штрафа за невыполнение генподрядчиком обязательств по государственному контракту от 3 июля 2014 г. N 0373100009914000583-0007999-02 составляет 14 398,7 тыс. рублей (расчетно), по государственному контракту от 14 июня 2017 г. N 0373100115417000147-4 - 4 335,0 тыс. рублей (расчетно).
1.7. В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которой в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), Дирекцией требования об уплате штрафов за невыполнение графика производства работ по государственным контрактам от 14 июня 2017 г. к АО "Главзарубежстрой" не направлялись. Согласно пункту 8.6 государственного контракта от 3 июля 2014 г. N 0373100009914000583-0007999-02 и пункту 14.4 государственного контракта от 14 июня 2017 г. N 0373100115417000147-4 в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, генподрядчик по требованию заказчика уплачивает штраф в размере 0,5% от цены контракта за каждый случай неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по контракту, в связи с чем размер штрафа за невыполнение генподрядчиком обязательств по государственному контракту от 3 июля 2014 г. N 0373100009914000583-0007999-02 составляет 14 398,7 тыс. рублей (расчетно), по государственному контракту от 14 июня 2017 г. N 0373100115417000147-4 - 4 335,0 тыс. рублей (расчетно).
1.8. В ходе проверки выявлено завышение сметной стоимости наносного оборудования при определении Дирекцией начальной (максимальной) цены контракта (далее - НМЦК) на выполнение общестроительных и инженерных работ по Музейному комплексу и, соответственно, завышение цены государственного контракта от 14 июня 2017 г. N 0373100115417000147-4.
Так Дирекцией в нарушение части 9 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ определение НМЦК на указанные работы осуществлялось не на основании проектной документации, получившей в 2015 году положительное заключение ФАУ "Главгосэкспертиза России", в том числе на достоверность определения сметной стоимости объекта капитального строительства, а по скорректированной ООО "Зарубежпроект" проектной документации в части локальных смет, в том числе по скорректированной локальной смете N 02-01-30 "Теплоснабжение, холодоснабжение, утилизация тепла", согласно которой в разделе "оборудование" указано насосное оборудование фирмы "KSB" (Германия) на сумму 6 874,2 тыс. рублей (в текущих ценах 2017 года), стоимость которого определена в евро.
При переводе стоимости оборудования в рубли в сметном расчете использован курс 74,79 рубля, соответствующий курсу по состоянию на IV квартал 2015 года (на момент получения положительного заключения на скорректированный проект 2015 года) при том, что курс евро, установленный Центральным банком Российской Федерации на 28 апреля 2017 года (на момент размещения документации о торгах в Единой информационной системе в сфере закупок), составил 62,17 рубля.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3.14 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, при использовании в целях определения НМЦК целесообразно привести полученные цены товара, работы, услуги к сопоставимым с условиями планируемой закупки коммерческим и (или) финансовым условиям поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также привести цены прошлых периодов (более шести месяцев от периода определения НМЦК) к текущему уровню цен.
Таким образом, в результате использования курса евро, недействующего на момент расчета НМЦК, стоимость поставки данного оборудования в расчете НМЦК и в цене Контракта от 14 июня 2017 г. завышена расчетно на 1 160,0 тыс. рублей (16,9% от стоимости насосного оборудования).
Кроме того, согласно информации, представленной официальным дилером фирмы KSB (Германия) в России компанией ООО "Евроальянс", стоимость насосного оборудования (в евро), поставляемого по Контракту от 14 июня 2017 г, превышает его стоимость у официального дилера по состоянию на 25 июля 2018 года на 47-66%.
На момент проведения проверки работы по локальной смете N 02-01-30 "Теплоснабжение, холодоснабжение, утилизация тепла" в части поставки вышеуказанного оборудования, АО "Главзарубежстрой" (подрядчик) не выполнены, Дирекцией не приняты и не оплачены.
1.9. В нарушение пунктов 1.3 Положений о внутреннем контроле в Федеральном государственном казенном учреждении "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации, утвержденных приказами Дирекции от 29 декабря 2016 г. N 429 и от 29 декабря 2017 г. N 1057 в составе Положений об учетной политике для целей бухгалтерского учета и налогообложения на 2017 год и на 2018 год (приложение N 6), согласно которым внутренний контроль осуществляется, в том числе комиссией по внутреннему контролю, которая создается приказом руководителя учреждения, Дирекцией комиссия по внутреннему контролю в проверяемом периоде не создавалась.
1.10. В нарушение статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также пунктов 4.2, 5.2.2 государственного контракта от 3 июля 2014 г. N 0373100009914000583-0007999-02 Дирекцией приняты и оплачены работы по Актам КС-2 от 30 апреля 2018 г. N 285 и от 25 мая 2018 г. N 298 на сумму 117,8 тыс. рублей, не соответствующие требованиям пункта 3 Технического задания к контракту, в соответствии с которым выполняемые работы должны соответствовать нормам и правилам, подлежащим применению в строительстве.
Так, при фактическом осмотре выполненных и оплаченных работ выявлено, что работы по сборке и укладке пожарного рукава (согласно ГЭСН 16-07-001-01 "Установка кранов пожарных диаметром 50 мм" в состав работ по установке кранов входит сборка и укладка пожарного рукава) на сумму 117,8 тыс. рублей АО "Главзарубежстрой" не осуществлялись.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлен следующий недостаток.
Условиями государственного контракта от 3 июля 2014 г. N 0373100009914000583-0007999-02 не предусмотрена обязанность подрядчика изменять период страхования рисков в случае изменения срока действия контракта. В результате срок действия (до 31 декабря 2018 года) представленного АО "Главзарубежстрой" страхового полиса от 30 июля 2014 года, подтверждающего факт заключения договора на страхование строительных рисков от 3 июля 2014 г. на сумму 2 879 738,3 тыс. рублей сроком, не покрывает срок действия государственного контракта от 3 июля 2014 г. (31 октября 2019 года).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" федеральному государственному казенному учреждению "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" надлежит выполнить следующие требования:
1) в целях соблюдения требований подпункта "г" пункта 7 Правил казначейского сопровождения государственных контрактов, договоров (соглашений), а также контрактов, договоров, соглашений, заключенных в рамках их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2016 г. N 70, внести изменения в государственный контракт от 3 июля 2014 г. N 0373100009914000583-0007999-02 в части включения условий об указании в контрактах, договорах, соглашениях, заключенных в рамках исполнения данного государственного контракта, платежных и расчетных документах и документах, подтверждающих возникновение денежных обязательств, идентификатора указанного государственного контракта;
2) представить в территориальный орган Росстата уточненные формы федерального статистического наблюдения N С-2 "Сведения о ходе строительства строек и объектов, включенных в Федеральную адресную инвестиционную программу" за I полугодие 2018 года;
3) рассмотреть вопрос о предъявлении штрафных санкций за невыполнение генеральным подрядчиком обязательств по государственным контрактам от 3 июля 2014 г. N 0373100009914000583-0007999-02 и государственным контрактам от 14 июня 2017 г. N N 0373100115417000147-4 в части предоставления Дирекции банковской гарантии, срок действия которой не покрывает срок действия контракта, а также за невыполнение графика производства работ по контрактам, а также принять меры по предоставлению генеральным подрядчиком надлежащего обеспечения исполнения указанных государственных контрактов;
4) провести проверки по фактам выявленных в ходе контрольного мероприятия нарушений законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения;
5) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 октября 2018 г. N 51К (1272)).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 декабря 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона руководителю федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
М.А. Мень |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 1 ноября 2018 г. N ПР 12-320/12-02
Текст представления официально опубликован не был