Представление Счетной палаты РФ от 27 декабря 2016 г. N ПР 14-359/14-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка результативности мер по вовлечению в оборот имущества казны Российской Федерации, за исключением находящихся в федеральной собственности акций, долей (вкладов) в уставном (складочном) капитале хозяйственных обществ и товариществ (в рамках контроля за реализацией государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом")" в Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области (далее - ТУ Росимущества в Воронежской области), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. ТУ Росимущества в Воронежской области не располагает достоверными сведениями о наличии и характеристиках объектов имущества казны, включая категорию, площадь, стоимость, техническое состояние, сведения о регистрации прав, кадастровых (условных) номерах, наличии обременений.
1.1. В нарушение пункта 42 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 447 (далее - Положение об учете в РФИ), в казне Российской Федерации (согласно РФИ и синхронизированной с ним ИС "Казна") продолжают учитываться сведения об объектах в Воронежской области, выбывших из состава казны Российской Федерации в 2000 - 2012 годах по различным основаниям, в том числе:
об объектах, переданных на иной уровень собственности:
- нежилые встроенные помещения общей (110,1 кв. м) по адресу: ул. Чапаева, д. 132;
- здание детских яслей (303,0 кв. м) по адресу: ул. Конструкторов, д. 29, к. 4;
об объектах, право собственности Российской Федерации на которые прекращено на основании судебных решений:
- здание площадью 370,5 кв. м и гараж (63,4 кв. м) по адресу: ул. Театральная, д. 22;
- имущественный комплекс Чесменского конного завода (23 объекта общей площадью 8 589,6 кв. м) по адресу: Воронежская обл., Бобровский р-н, с. Чесменка;
- объект, относящийся к имущественному комплексу Хреновского конного завода (площадью 984,6 кв. м) по адресу Воронежская обл., с. Хреновое;
- здание по адресу г. Воронеж, ул. Димитрова, д. 112;
об объекте незавершенного строительства по адресу: г. Воронеж, ул. Ленинградская, д. 29б, который был списан с последующей утилизацией на основании распоряжения ТУ Росимущества в Воронежской области от 18 февраля 2015 г. N 45-р. Причем указанное распоряжение принято должностными лицами ТУ Росимущества в Воронежской области с превышением полномочий, установленных приказом Росимущества от 9 октября 2012 г. N 220 "О порядке рассмотрения Росимуществом обращений по вопросам утилизации федерального имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации"*.
1.2. В нарушение Положения об учете в РФИ, ТУ Росимущества в Воронежской области на протяжении длительного периода не принимались меры по актуализации сведений РФИ об имуществе казны Российской Федерации: в казне Российской Федерации (по данным РФИ и синхронизированной с ним ИС "Казна") продолжают учитываться сведения о трех объектах общей площадью 6 007,8 кв. м, переданных в 2011 - 2015 годах в оперативное управление и хозяйственное ведение:
- нежилые встроенные помещения по адресу: г. Воронеж, ул. Генерала Лизюкова, д. 2 (3 276,1 кв. м), в 2014 году закреплены за ФГУП "Почта России";
- нежилое здание по адресу: г. Воронеж, ул. Карла Маркса, д. 114 (1 665,8 кв. м), в 2015 году закреплено за ФГУП "РТРС";
- часть помещений объекта культурного наследия "Гостиница Бристоль" по адресу: г. Воронеж, пр. Революции, 43 (1 065,9 кв. м), закреплены в 2011 году за ФГУП "Росразмещение", подведомственным Росимуществу.
1.3. В нарушение пункта 41 Положения об учете в РФИ, в РФИ не в полном объеме учитывается информация об обременениях объектов государственной казны: например, не учитываются сведения об обременении долгосрочным договором аренды 25 объектов ДОЛ "Юность" общей площадью 1 358,4 кв. м, по адресу: Воронежская обл., Рамонский р-н, р.п. Рамонь, ул. Чапаева, 60.
1.4. ТУ Росимущества в Воронежской области данные о виде использования заполнены в ИС "Казна" в отношении 2 335 объектов, или 45,4 %, что свидетельствует о невыполнении ТУ Росимущества в Воронежской области поручения Росимущества от 8 февраля 2016 г. N АП-07/4287, в соответствии с которым ТУ Росимущества в Воронежской области надлежало в срок до 11 февраля 2016 года определить в ИС "Казна" вид использования для всех объектов имущества государственной казны.
2. Работа по вовлечению в хозяйственный оборот объектов, составляющих казну Российской Федерации, ТУ Росимущества в Воронежской области надлежащим образом не проводится:
2.1. В 2014 - 2016 годах в Воронежской области действовало лишь 12 договоров аренды имущества государственной казны в отношении 35 объектов. При этом целевая функция "передача в аренду" в ИС "Казна" установлена в отношении 18 объектов казны, или 0,32 %, а в отношении 2809 объектов казны, или 54,6 %, не определена.
2.2. Находятся в неудовлетворительном состоянии и не используются, что не соответствует установленным в отношении объектов целевым функциям:
48 объектов базы отдыха "Плес" общей площадью 1 231,9 кв. м по адресу: ФГУ "Воронежский лесхоз", Борское лесничество, лесной массив Усманского бора;
4 объекта базы отдыха "Энергетик" общей площадью 358,4 кв. м по адресу: Воронежская обл., Рамонское лесничество, квартал 110, урочище "Волчек";
14 объектов ДОЛ "Здоровье" общей площадью 2 371,7 кв. м по адресу: г. Воронеж, р.п. Сомово, пр-т Дачный, 174.
2.3. Несмотря на имеющееся согласование с МЧС России, работа по снятию с учета 408 объектов ЗС ГО (находящиеся в подвальных помещениях жилых зданий до 1960 года постройки) ТУ Росимущества в Воронежской области не проводилась.
3. Выявлены следующие недостатки и нарушения при предоставлении имущества казны Российской Федерации в аренду:
3.1. ТУ Росимущества в Воронежской области не используется право по ежегодному пересмотру ставок арендной платы, предусмотренное частью 3 статьи 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и условиями договоров аренды.
3.2. ТУ Росимущества в Воронежской области ненадлежащим образом осуществляются полномочия собственника в отношении федерального имущества, установленные в пункте 5.3 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 432 (далее - Положение о Росимуществе), пункте 4 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Воронежской области, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 5 марта 2009 г. N 63 (далее - Положение о ТУ). В заключенные ТУ Росимущества в Воронежской области договоры аренды не в полном объеме включены объекты, входящие в состав имущественных комплексов, что приводит к фактическому использованию части объектов без правовых оснований (безвозмездно):
в договор аренды с ОАО "Концерн Росэнергоатом" от 5 ноября 2013 г. N 301/153-13 не включены автодороги, тротуары, озеленение Нововоронежской АЭС;
договор аренды имущества с ЗАО "Воронежреактив" от 10 октября 2014 г. N 303/010-14 заключен в отношении 3 объектов недвижимости, расположенных по адресу: г. Воронеж, ул. Базовая, д. 7, общей площадью 1 554,8 кв. м, что на 940,5 кв. м меньше учтенной в РФИ площади объектов;
в договор аренды ДОЛ "Юность" с ООО "Юность" от 10 июля 2009 г. N 301/128-09 не включены 4 объекта недвижимости общей площадью 123,3 кв. метра.
3.3. О ненадлежащем осуществлении ТУ Росимущества в Воронежской области полномочий собственника в отношении федерального имущества, установленных в пункте 5.3 Положения о Росимуществе, пункте 4 Положения о ТУ, также свидетельствуют факты отсутствия оформленных договорных отношений в целях передачи в пользование собственникам зданий в центре г. Воронежа 4 объектов ЗС ГО общей площадью 557 кв. м, расположенных в соответствующих зданиях и фактически используемых, включая:
пр. Революции, 18 - здание ЮВЖД ОАО "РЖД России" (объекты ЗС ГО площадью 108,4 кв. м и 126,9 кв. м);
пр. Революции, 35 - здание ОАО "Ростелеком" (объект ЗС ГО площадью 226,9 кв. м);
пр. Революции, 58 - здание Банка ВТБ (ПАО) (объект ЗС ГО площадью 94,8 кв. м).
3.4. В нарушение положений пунктов 40, 114 Правил проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденных приказом ФАС России от 10 февраля 2010 г. N 67, ТУ Росимущества в Воронежской области снижены ставки арендной платы по трем договорам аренды, заключенным по итогам торгов, что привело к непоступлению в федеральный бюджет доходов в виде арендной платы на сумму 81,0 тыс. рублей (установлено расчетным путем по состоянию на 1 сентября 2016 года).
3.5. В нарушение требований части 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" без проведения торгов заключен договор аренды от 18 мая 2015 г. N 301/159-15 с ООО "Газпром теплоэнерго Воронеж" на нежилые помещения общей площадью 17,5 кв. м в административном здании по адресу: Воронежская обл., Рамонский р-н, р.п. Рамонь, ул. 50 лет Октября, д. 1а.
3.6. Территориальным органом Федеральной службы государственной статистики по Воронежской области в аренду ООО "Олимп" по договору от 27 июня 2014 г. N 201/157-14 переданы принадлежавшие ему на праве оперативного управления помещения площадью 64,4 кв. м, расположенные по адресу: Воронежская область, г. Анна, ул. Ленина, д. 18. ТУ Росимущества в Воронежской области, не являясь арендодателем по указанному договору, при отсутствии соответствующих полномочий 17 февраля 2015 года направило арендатору (ООО "Олимп") уведомление об изменении арендной платы, в соответствии с которым ее размер был снижен с 187,4 тыс. рублей до 158,1 тыс. рублей в год, или на 15,6 %, что повлекло за собой уменьшение поступления арендных платежей в федеральный бюджет.
4. ТУ Росимущества в Воронежской области ненадлежащим образом осуществляются полномочия по проведению проверок использования имущества, находящегося в федеральной собственности, установленные пунктом 5.10 Положения о Росимуществе, пунктом 4.1.3 Положения о ТУ. Так, несмотря на направление ТУ Росимущества в Воронежской области уведомлений о расторжении договоров аренды, арендаторы продолжают пользоваться имуществом, уплачивая арендную плату. Дальнейшие меры в целях расторжения договоров ТУ Росимущества в Воронежской области не принимаются. В частности, до настоящего времени в пользовании арендаторов находится имущество по адресам:
Воронежская обл., Новоусманский р-н, Солнечная поляна, 80д (529 кв. м);
Воронежская обл., Борисоглебск, Дубровинская, 73 д, эт. 1 (251,8 кв. м);
Воронежская обл., Калачевский р-н, Калач, Ленина, 12д (126,8 кв. м);
Воронеж, Рабочий пр-т, 101 д, кор. Б (187,7 кв. м).
5. Несмотря на то, что в ИС "Казна" целевая функция "включение в прогнозный план (программу) приватизации федерального имущества" определена в отношении 189 объектов государственной казны, расположенных на территории Воронежской области, или 3,5 %, а в отношении 2 335 объектов, или 41,5 % не определена. Мероприятия по включению в прогнозный план (программу) приватизации объектов, расположенных на территории Воронежской области, в проверяемом периоде носили точечный характер:
в 2016 году ТУ Росимущества в Воронежской области в Росимущество направлено письмо от 25 июля 2016 г. N МЯ-5/5182 с предложением о приватизации 7 объектов государственной казны общей площадью 2 608,4 кв. м.;
до настоящего времени не завершено рассмотрение вопроса о приватизации 25 объектов ДОЛ "Юность", инициатором которого в 2015 году был арендатор объектов, ООО "Юность" (письмо от 11 марта 2015 г. N МС-04/8951).
6. Земельный участок под принадлежащим Российской Федерации зданием биологической лаборатории по адресу: Воронежская обл., район Рамонский, территория аэропорта "Воронеж", площадью 2 427,0 кв. м (кадастровый номер 36:25:6945027:29) зарегистрирован в частную собственность ООО фирма "Старт" (запись в ЕГРП N 36-36-26/042/2013-424 от 6 июня 2013 г.). В то же время согласно пункту 4 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, сооружения, в случае если они принадлежат одному лицу.
7. В нарушение запрета на согласование сделок, связанных с распоряжением земельными участками, находящимися в федеральной собственности, установленного пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2008 г. N 234 "Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности", на основании распоряжений ТУ Росимущества в Воронежской области от 5 апреля 2012 г. N 120-р и 27 августа 2012 г. N 365-р в целях строительства коммерческой недвижимости с предварительным согласованием мест размещения объектов ООО "Альмира" предоставлен находящийся в государственной собственности земельный участок с кадастровым номером 36:25:6945027:233 площадью 58 375 кв. м, расположенный на расстоянии менее 15 км от г. Воронеж.
8. О ненадлежащем осуществлении ТУ Росимущества в Воронежской области полномочий, установленных в пункте 5.21 Положения о Росимуществе, пункте 4.1.9 Положения о ТУ, свидетельствуют факты использования юридическими лицами объектов казны Российской Федерации без закрепления на праве хозяйственного ведения (оперативного управления): зданий военкоматов в г. Воронеже по адресам: пр-т Труда, д. 33 общей площадью 1 796,7 кв. м и ул. Цюрупы, д. 11а, общей площадью 630,8 кв. м, а также нежилых встроенных помещений отделения ФГУП "Почта России" по адресу: г. Воронеж, проспект Труда, д. 1, лит. А, общей площадью 104,3 кв. м.
9. В нарушение пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 9 сентября 1994 г. N 1845 "О Российской оборонной спортивно-технической организации", пункта 1 распоряжения Госкомимущества Российской Федерации от 20 октября 1994 г. N 2541-р ТУ Росимущества в Воронежской области не обеспечено заключение договоров безвозмездного срочного пользования имуществом казны Российской Федерации (2 самолета "ЯК-52" и один "АН-2Т") с Воронежским аэроклубом РОСТО (НГОУВ), использующим указанное имущество.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ТУ Росимущества в Воронежской области надлежит выполнить следующие требования:
1. Обеспечить актуализацию сведений РФИ, а также ИС "Казна" с учетом выявленных Счетной палатой Российской Федерации в ходе настоящей проверки нарушений и недостатков, в том числе об объектах, указанных в пункте 1 настоящего представления:
объекты, право собственности Российской Федерации на которые прекращено (подпункт 1.1);
объекты, закрепленные за правообладателями (подпункт 1.2);
объекты, в отношении которых установлены обременения (подпункт 1.3).
2. Обеспечить формирование в ИС "Казна" целей управления применительно к каждому объекту государственной казны Российской Федерации**, расположенному на территории Воронежской области. По итогам данной работы сформировать план-график по вовлечению в хозяйственный оборот объектов государственной казны Российской Федерации, в том числе указанных в подпунктах 2.2, 2.3 пункта 2, подпунктах 3.2, 3.3 пункта 3, пунктах 8, 9 настоящего представления.
3. Провести проверку по факту отчуждения из собственности Российской Федерации земельного участка под зданием биологической лаборатории, находящимся в федеральной собственности, по адресу: Воронежская обл., район Рамонский, территория аэропорта "Воронеж", площадью 2 427,0 кв. м (кадастровый номер 36:25:6945027:29), по результатам которой, при наличии соответствующих оснований, направить обращение в правоохранительные органы.
4. Провести проверку по фактам нарушений, указанных в настоящем представлении, по результатам которой рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших нарушения.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 декабря 2016 г. N 66К (1141)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов в срок до 31 марта 2017 года.
_____________________________
* Принятие решений об утилизации составляющего государственную казну недвижимого имущества должно приниматься заместителем руководителя Росимущества, к компетенции которого в соответствии с распределением обязанностей отнесены вопросы управления имуществом, составляющим государственную казну на основании представленных предложений территориального управления Росимущества.
** В соответствии с целью 1 "определение целей управления объектами федерального имущества" подпрограммы 1 "Повышение эффективности управления федеральным имуществом и приватизации" государственной программы Российской Федерации "Управление федеральным имуществом", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 327, поручениями Росимущества от 3 марта 2015 г. ОД-07/7973, от 8 февраля 2016 г. N АП-07/4287.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 27 декабря 2016 г. N ПР 14-359/14-02
Текст представления официально опубликован не был