Представление Счетной палаты РФ от 28 декабря 2016 г. N ПР 13-365/13-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий региональных программ по сейсмоусилению в рамках федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" в 2013 - 2015 годах государственной программы Российской Федерации "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах" (далее - ФЦП), по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки:
1. В нарушение пункта 1 соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Алтай на софинансирование расходных обязательств Республики по реализации мероприятий региональных программ по сейсмоусилению в рамках федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы" (далее - ФЦП), заключенных Минстроем России с Республикой Алтай, в 2014 и 2015 году не в полном объеме обеспечено финансирование расходных обязательств за счет собственных средств субъекта Российской Федерации.
2. Пунктом 16 Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий региональных программ по сейсмоусилению в рамках федеральной целевой программы "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в сейсмических районах Российской Федерации на 2009 - 2018 годы", являющихся приложением N 7 к ФЦП (далее - Правила предоставления субсидий), (в редакции, действующей до 25 июля 2015 года) определено, что регион, имеющий право на получение субсидии, представляет ежегодно, до 1 марта, в Минстрой России документацию, подтверждающую выполнение условий предоставления субсидий.
При этом в ходе выборочной проверки установлено, что первичная заявка на предоставление в 2014 году субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий ФЦП была представлена Республикой Алтай 19 сентября 2014 года.
3. В нарушение подпункта "б" пункта 4 Правил предоставления субсидий и пункта 1 Соглашения от 12 октября 2015 года N 05-366/С о предоставлении субсидии, заключенного Минстроем России с Республикой Алтай, не было соблюдено условие предоставления субсидии о наличии в республиканском бюджете Республики Алтай на 2015 год бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств Республики Алтай по финансовому обеспечению мероприятий по строительству (сейсмоусилению) объектов в сумме 9 980,5 тыс. рублей.
Так при подписании соглашения о предоставлении субсидии Правительством Республики Алтай в Минстрой России была представлена выписка из закона о республиканском бюджете Республики Алтай на 2015 год с указание средств, предусмотренных на финансирование мероприятий по сейсмоусилению в объеме 9 980,5 тыс. рублей.
Вместе с тем, в ходе контрольного мероприятия было установлено, что фактически на момент заключения соглашения о предоставлении субсидии от 12 октября 2015 года N 05-366/С Законом Республики Алтай от 19 декабря 2014 г. N 85-РЗ "О республиканском бюджете Республики Алтай на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (в редакции от 23 сентября 2015 г. N 45-РЗ) были утверждены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий ФЦП в сумме 9 486,0 тыс. рублей, что на 494,5 тыс. рублей меньше, чем предусмотрено указанным соглашением.
Изменения, в республиканский бюджет в части утверждения бюджетных ассигнований соответствующих объему, установленному в пункте 1 соглашения от 12 октября 2015 года N 05-366/С, в размере 9 980,5 тыс. рублей были внесены Законом Республики Алтай от 16 декабря 2015 г. N 75-РЗ и вступили в силу с 16 декабря 2015 года (или более чем через два месяца).
4. Пунктом 3 статьи 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Однако с января 2013 года по декабрь 2014 года субсидии муниципальным образованиям ("Усть-Канский район" и "Улаганский район") из республиканского бюджета Республики Алтай на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности на выполнение мероприятий по реконструкции (сеймоусилению) жилых домов, объектов и систем жизнеобеспечения предоставлялись в отсутствие утвержденного Правительством Республики Алтай порядка и правил их предоставления. Соответствующий порядок Республики Алтай утвержден постановлением Правительства Республики Алтай 24 декабря 2014 г. N 414.
5. В нарушении пункта 13 Правил предоставления субсидий субсидия из регионального бюджета была предоставлена бюджету муниципального образования "Улаганский район" при отсутствии утвержденной муниципальной целевой программы по реализации мероприятий по строительству (сейсмоусилению) объектов.
6. В нарушение пункта 2.2.5 Соглашения от 31 января 2013 г. N 4-С/13, заключенного Министерством регионального развития Республики Алтай (далее - Минрегион Республики Алтай) и Муниципальным образованием "Улаганский район", муниципальным образованием ежемесячные отчеты по форме КС-2, КС-3, КС-6а за март-ноябрь 2013 года в Минрегион Республики Алтай не предоставлялись, представлен отчет за январь-декабрь 2013 года.
В нарушение пункта 2.2.5 Соглашения от 24 июня 2013 г. N 14-С/13 указанным муниципальным образованием ежемесячные отчеты по форме КС-2, КС-3, КС-6а за период с августа по ноябрь 2013 года в Минрегион Республики Алтай не предоставлялись, представлен отчет за январь-декабрь 2013 года.
7. В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 9.3 муниципального контракта, заключенного администрацией муниципального образования "Онгудайский район" с ООО "Строй" на реконструкцию Еловской средней общеобразовательной школы имени Э. Палкина в с. Ело (с сейсмоусилением несущих конструкций) от 21 октября 2014 г. N 0377300021714000025-0177536-02 администрацией муниципального образования "Онгудайский район" не направлено подрядчику ООО "Строй" требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) в части несоблюдения подрядчиком ООО "Строй" установленных сроков строительства - до 30 сентября 2015 года.
8. В нарушение пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации администрацией муниципального образования "Акташское сельское поселение" муниципальные контракты с ООО ПМНУ "Котломонтажсервис" (г. Бийск) от 10 июля 2012 г. N 1 на сумму 9 094,1 тыс. рублей и с ООО "Группа ПОЛИМЕРТЕПЛО" (г. Москва) от 3 августа 2012 г. N 47/12-ГПТ на сумму 57 937,4 тыс. рублей заключены в отсутствие доведенных лимитов бюджетных обязательств и утвержденных в муниципальном бюджете ассигнований на 2012 год на проведение мероприятий по реконструкции тепловых и водопроводных сетей в с. Акташ Улаганского района в рамках ФЦП и РЦП "Повышение устойчивости жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения в Республике Алтай на 2010 - 2015 годы". Бюджетные ассигнования на реализацию указанных мероприятий в общей сумме 90 522,6 тыс. рублей предусмотрены в муниципальном бюджете на 2013 год.
9. В нарушение части 3.4 статьи 49, части 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации и пункта 5 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145, строительство по муниципальным контрактам с ООО ПМНУ "Котломонтажсервис" (г. Бийск) от 10 июля 2012 г. N 1 на сумму 9 094,1 тыс. рублей и с ООО "Группа ПОЛИМЕРТЕПЛО" (г. Москва) от 3 августа 2012 г. N 47/12-ГПТ на сумму 57 937,4 тыс. рублей осуществлялось без утвержденной проектной документации и проведения экспертизы проектной документации.
10. В нарушение части 7 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации в проектную документацию по реконструкции (сейсмоусилению) общеобразовательной школы в с. Кебезень Турочакского района изменения в связи с отклонением параметров объекта капитального строительства, необходимость которого выявилась в процессе реконструкции (сейсмоусиления), не были внесены.
Так, администрацией муниципального образования "Турочакский район" был заключен муниципальный контракт от 17 ноября 2015 г. N 16-021 с ООО "КоксаСибСтрой" на выполнение работ по реконструкции (сейсмоусилению) общеобразовательной школы в с. Кебезень Турочакского района на сумму 63 947,5 тыс. рублей.
По инициативе администрации муниципального образования "Турочакский район" в связи "с увеличением объемов поставки технологического оборудования, выявленного при реконструкции работ, технологически связанных с предметом контракта, но не учтенных проектом" цена контракта была увеличена на 841,8 тыс. рублей.
Согласно актам выполненных работ поставка технологического оборудования не производилась.
Вместе с тем в период с 23 декабря по 28 декабря 2015 года подрядной организацией ООО "КоксаСибСтрой" вместо поставки технологического оборудования были выполнены работы, меняющие параметры объекта капитального строительства:
работы по тепловым сетям (разработка грунта в отвал экскаваторами, засыпка траншей и котлованов бульдозерами, прокладка трубопроводов в непроходном канале протяженностью 320 метров) на сумму 334,8 тыс. рублей;
работы по наружным электрическим сетям (разработка грунта в отвал экскаваторами, перевозка грузов автомобилями - самосвалами грузоподъемностью 10 тонн, устройство постели при одном кабеле в траншее длинной 240 метров, засыпка траншей и котлованов бульдозерами, уплотнение грунта пневматическими трамбовками, устройство ленточных фундаментов железобетонных при ширине по верху до 1000 мм, пробивка в бетонных стенах и полах толщиной 100 мм отверстий площадью до 500 см2) на сумму 441,2 тыс. рублей;
работы по выгребу грунта в объеме 12 на общую сумму 65,8 тыс. рублей (разработка грунта в отвал экскаваторами с ковшом вместимостью 0,65
, разработка грунта вручную в траншеях глубиной до 2 м без креплений с откосами, устройство круглых сборных железобетонных канализационных колодцев диаметром 2 м в сухих грунтах объемом 12
).
11. В нарушение части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при реализации Контракта от 17 ноября 2015 г. N 16-021 на выполнение работ по реконструкции (сейсмоусилению) общеобразовательной школы в с. Кебезень Турочакского района муниципальным заказчиком осуществлена приемка и оплата не выполненных работ.
Так, в утвержденном в 2015 году (без даты) сводном сметном расчете стоимости работ по реконструкции (сейсмоусилению) общеобразовательной школы в с. Кебезень Турочакского района по главе 7 "Благоустройство и озеленение территории" предусмотрены расходы на общую сумму 4 530,7 тыс. рублей.
При этом согласно актам выполненных работ (форма КС-2) за период с 23 по 28 декабря 2015 года за счет средств субсидии из федерального бюджета израсходовано на благоустройство и озеленение 5 314,4 тыс. рублей, в том числе:
работы по благоустройству на сумму 3 063,8 тыс. рублей (акт от 28 декабря 2015 г. N 40), включая асфальтобетонное покрытие и покрытие бетонной тротуарной плиткой проездов и тротуаров, устройство площадки для отдыха и беговых дорожек (слои щебня, песка, устройство тепло и звукоизоляции засыпной керамзитовой); травяное покрытие площадок (подготовка почвы для устройства партерного и обыкновенного газона, посев газонов партерных, мавританских и обыкновенных вручную); бетонное покрытие под контейнеры и покрытие угольных площадок (устройство подстилающих слоев оснований из щебня, устройство бетонной площадки);
работы по озеленению на сумму 774,2 тыс. рублей (акт от 28 декабря 2015 г. N 41), включая подготовку посадочных мест для деревьев и кустарников в естественном грунте, посадка деревьев (8 "берез пушистых, пирамидальных, высотой 1,8-2,0 м") и кустарников (426 кустов "сирени кустовой высотой 0,3-0,4 м");
устройство малых архитектурных форм на сумму 1 476,4 тыс. рублей (акт от 28 декабря 2015 г. N 42), включая скамью на металлических ножках, урну металлическая, бревно гимнастическое, песочницу с навесом, устройство ворот распашных и калиток с установкой столбов металлических, установка металлических оград по железобетонным столбам.
Вместе с тем анализ обстоятельств исполнения контрактных обязательств дает основание усомниться в выполнении указанных выше работ сезонного характера по благоустройству и озеленению территории школы в зимний период времени. Кроме того, в декабре 2015 года ООО "КоксаСибСтрой" на указанном объекте проводились только строительно-монтажные работы.
Об объеме фактически выполненных в декабре 2015 года подрядной организацией ООО "КоксаСибСтрой" строительно-монтажных работ можно судить на основании фотографий, а также по информации Минрегионразвития Республики Алтай и государственного унитарного казенного предприятия Управление капитального строительства Республики Алтай (далее - УКС Республики Алтай), в соответствии с которыми по состоянию на 28 декабря 2015 года подрядчиком были выполнены работы на общую сумму 30 000,0 тыс. рублей.
Таким образом, по состоянию на 28 декабря 2015 года выполнение ООО "КоксаСибСтрой" принятых и оплаченных УКС Республики Алтай работ на объекте капитального строительства "Реконструкция (сейсмоусиление) общеобразовательной школы в с. Кебезень Турочакского района" (за период с 18 ноября по 28 декабря 2015 года) на общую сумму 34 789,2 тыс. рублей тыс. рублей не подтверждается.
12. В декабре 2015 года администрацией муниципального образования "Турочакский район" в лице Главы администрации В.В. Сарайкина была произведена оплата УКС РА фактически не оказанных услуг по выполнению строительного контроля по Контракту от 17 ноября 2015 г. N 16-021 за счет средств субсидии из федерального бюджета на сумму 862,7 тыс. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Республики Алтай надлежит выполнить следующие требования:
1) принять меры по обеспечению контроля за исполнением порядка и условий предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Республики Алтай на софинансирование расходных обязательств по реализации мероприятий ФЦП, а также достижением значений целевых показателей, индикаторов, установленных соглашениями о предоставлении из федерального бюджета субсидий на указанные цели;
2) принять меры по обеспечению осуществления Министерством регионального развития Республики Алтай контроля за соблюдением Управлением капитального строительства Республики Алтай требований Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при реализации мероприятий ФЦП;
3) принять меры по обеспечению контроля за своевременным исполнением обязательств по государственным контрактам, заключенным Управлением капитального строительства Республики Алтай, в рамках выполнения мероприятий ФЦП.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 декабря 2016 г. N 67К (1142)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Председателю Правительства Республики Алтай или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 20 июля 2017 года.
Аудитор |
Ю.В. Росляк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 28 декабря 2016 г. N ПР 13-365/13-02
Текст представления официально опубликован не был