Представление Счетной палаты РФ от 29 ноября 2016 г. N ПР 01-319/16-09
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год (далее - Счетная палата) проведено контрольное мероприятие "Проверка и анализ обоснованности показателей проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, нормативной методической базы его формирования" в Министерстве финансов Российской Федерации, по результатам которого выявлены следующие недостатки и нарушения.
1. В соответствии со статьей 47.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации Министерство финансов Российской Федерации, органы управления государственными внебюджетными фондами, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований обязаны вести реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 868 "О порядке формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 868) утверждены правила формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации, общие требования к составу информации, порядку формирования и ведения реестра источников доходов Российской Федерации, реестра источников доходов федерального бюджета, реестров источников доходов бюджетов субъекта Российской Федерации, реестров источников доходов местных бюджетов и реестров источников доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В ходе контрольных мероприятий Счетной палатой установлено, что по состоянию на 26 октября 2016 года в перечень источников доходов Российской Федерации, сформированный в информационной системе "Бюджетное планирование", включено 5 042 записи, из них 269 записей утверждены, 132 согласованы, 31 запись находится на согласовании, в состоянии "черновик" находятся 4 610 записей, что составляет 91,4 % всех записей, включенных в перечень источников доходов Российской Федерации. В ряде случаев в перечне источников доходов Российской Федерации со статусом "черновик" сведения в разделе "Сведения о законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации (муниципальных правовых актах)" отсутствуют, в отдельных случаях неверно указан орган государственной власти, осуществляющий бюджетные полномочия главного администратора доходов бюджета по источнику дохода бюджета, что является нарушением пункта 6 Правил формирования и ведения перечня источников доходов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 868.
Таким образом, реестр источников доходов федерального бюджета сформирован Минфином России на основании перечня источников доходов, который не соответствует нормам постановления Правительства Российской Федерации N 868.
2. В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" (далее - Общие требования, постановление Правительства Российской Федерации N 574) главные администраторы доходов федерального бюджета на основании общих требований должны были разработать и утвердить по согласованию с Минфином России методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в двухмесячный срок со дня вступления в силу указанного постановления (не позднее 5 сентября 2016 года).
По состоянию на 28 октября 2016 года из 86 администраторов доходов федерального бюджета методики прогнозирования утверждены 64 главными администраторами (74,4 % общего количества администраторов), из которых у 39 главных администраторов (Минкомсвязь России, Россвязь, Роскомнадзор, Минэнерго России, Минтранс России, Ространснадзор, Росавиация, Росавтодор, Росжелдор, МИД России, Россотрудничество, Минпромторг России, Минкавказ России, Минвостокразвития России, Минстрой России, Минспорт России, Минтруд России, Роструд, Росстандарт, Федеральное казначейство, Росаккредитация, ФАДН России, Ростуризм, Минздрав России, ФМБА России, Росприроднадзор, Роснедра, Минприроды России, Росрыболовство, Минсельхоз России, Росалкогольрегулирование, Росгидромет, ФАНО России, ФАС России, Росимущество, ГФС России, Минфин России, ФНС России, Центральный банк Российской Федерации) принятые ими методики не соответствуют Общим требованиям, из которых по 37 главным администраторам доходов федерального бюджета (94,9 %) методики согласованы Минфином России.
При этом 22 администраторами (25,6 %) методики прогнозирования не были утверждены (Росморречфлот, Минэкономразвития России, ГК "Росатом", ГК "Роскосмос", Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, ЦИК России, Минюст России, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Росархив, Рособрнадзор, Минкультуры России, Роспотребнадзор, Росводресурсы, Рослесхоз, Росгвардия, ФСО России, ГУСП, Минобороны России, ФСИН России, ФТС России, ФССП России).
В методиках прогнозирования доходов в ряде случаев неверно указывается метод расчета, не предусматривается прогнозирование по всем кодам классификации доходов, не содержатся формулы расчета, отсутствует описание всех показателей, используемых для расчета прогнозного объема поступлений.
В соответствии с абзацами первым и вторым подпункта "г" пункта 7 Общих требований установлено, что для расчета прогнозируемого объема прочих доходов при разработке методики прогнозирования в части доходов, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, конфискаций и компенсаций, а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного публично-правовому образованию, и иных сумм принудительного изъятия, могут быть использованы различные методы (прямого расчета, усреднения, индексации, экстраполяции), предусмотренные подпунктом "б" пункта 3 Общих требований.
Вместе с тем приведенный в абзацах третьем - пятом подпункта "г" пункта 7 Общих требований алгоритм расчета прогнозных показателей поступлений доходов в виде штрафов, который осуществляется на основании количества правонарушений по видам и размерам платежа за каждый вид правонарушений, может быть применен только к методу прямого расчета.
Исходя из изложенного, положения подпункта "г" пункта 7 Общих требований не содержат однозначного подхода к определению алгоритма и методов расчета прогнозируемого объема доходов в виде штрафов.
Ряд методик прогнозирования доходов, согласованных Минфином России, содержат различные подходы к расчету одних и тех же видов доходов.
Методики отдельных главных администраторов доходов содержат механизм, позволяющий существенно влиять на уменьшение прогноза поступлений, при этом данные методики соответствуют Общим требованиям.
Проведенный анализ показал, что по отдельным группам (подгруппам) доходов Общие требования содержат лишь общие указания на подлежащие разработке администраторами методы расчетов и ограничивают по отдельным видам доходов использование различных методов расчета прогнозного объема поступлений.
При этом при определении порядка расчета прогноза поступлений доходов не предусматриваются дополнительные поступления от проведения мероприятий по взысканию задолженности по платежам в бюджет.
По результатам мероприятий Счетной палатой направлены соответствующие представления главным администраторам доходов, методики прогнозирования которых утверждены, но не соответствуют Общим требованиям (Минкомсвязь России, Россвязь, Роскомнадзор, Минэнерго России, Минтранс России, Ространснадзор. Росавиация, Росавтодор, Росжелдор, МИД России, Россотрудничество, Минпромторг России, Минкавказ России, Минвостокразвития России, Минстрой России, Минспорт России, Минтруд России, Роструд, Федеральное казначейство, Минздрав России, ФМБА России, Росприроднадзор, Роснедра, Росрыболовство, Минсельхоз России, Росалкогольрегулирование, Росгидромет, ФАНО России, ФАС России, Росимущество, Минфин России, ФНС России), а также главным администраторам доходов, методики прогнозирования которыми не утверждены (Росморречфлот, Минэкономразвития России, ГК "Роскосмос", Минюст России, Росархив, Минкультуры России, Роспотребнадзор, Росводресурсы, Рослесхоз, Минобороны России, ФСИН России, ФТС России, ФССП России).
Кроме того, главным администраторам доходов (Центральный банк Российской Федерации, ГК "Росатом", Росстандарт, Рособрнадзор, Ростуризм, ФАДН России, Росмолодежь) направлены информационные письма.
3. Методика прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых Министерством финансов Российской Федерации и подведомственными Министерству финансов Российской Федерации федеральными казенными учреждениями, утвержденная приказом Минфина России от 22 августа 2016 г. N 328 (далее - приказ Минфина России N 328), не соответствует Общим требованиям.
Так, в нарушение требования подпункта "в" пункта 3 Общих требований Минфином России по доходам, администрирование которых осуществляет Минфин России, не установлено описание фактического алгоритма расчета (формул) прогнозируемого объема поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации; в нарушение подпункта "а" пункта 6 и подпункта "в" пункта 7 Общих требований по государственной пошлине (КБК 1 08 07081 01 0940 110) вместо прямого метода расчета прогнозируемых поступлений в приложении N 1 к приказу Минфина России N 328 установлен метод экстраполяции; по государственной пошлине, администрируемой подведомственными Минфину России федеральными казенными учреждениями (КБК 1 08 08000 01 1000 110), прочим доходам от оказания платных услуг (работ) (КБК 1 13 01991 01 0300 130) вместо прямого метода расчета прогнозируемых поступлений в приложении N 2 к приказу Минфина России N 328 установлены либо метод экстраполяции, либо метод усреднения.
По администрируемым Минфином России поступлениям от денежных взысканий (штрафов) (КБК 1 16 33010 01 6000 140 и 1 16 90010 01 6000 140) и администрируемым подведомственными Минфину России федеральными казенными учреждениями поступлениям от денежных взысканий (штрафов) (КБК 1 16 23011 01 7000 140, 1 16 23012 01 7000 140, 1 16 33010 01 7000 140, 1 16 90010 01 7000 140, 1 16 90020 01 7000 140, 1 16 90030 01 7000 140, 1 16 90040 01 7000 140, 1 16 90050 01 7000 140) в приложениях N 1 и N 2 к приказу Минфина России N 328 установлен расчет поступлений методом экстраполяции, а алгоритм расчета прогнозных показателей поступлений указанных доходов в виде штрафов не предусматривает расчет на основании количества правонарушений по видам и размерам платежа за каждый вид правонарушений, что не в полной мере соответствует абзацам третьему - пятому подпункта "г" пункта 7 Общих требований.
Кроме того, в нарушение подпункта "а" пункта 3 Общих требований Минфином России в приложении N 1 к приказу Минфина России N 328 не выполнено требование в части описания всех показателей, используемых для расчета прогнозного объема поступлений, с указанием источника данных для соответствующего показателя.
4. В ходе проверки реестра установлено, что Минфином России не на должном уровне осуществлена проверка состава информации, отражаемой в реестрах расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета, что не соответствует пункту 16 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621.
Так, в нарушение пункта 2 статьи 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 3 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации в реестре указаны ссылки на нормативные правовые акты, не содержащие правовые основания для осуществления соответствующих направлений расходов, нормативные правовые акты, не регламентирующие конкретные направления расходов, нормативные правовые акты, действие которых не распространяется на 2017 - 2019 годы, а также отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты, утверждающие порядок осуществления конкретных расходов.
По Минюсту России указан нормативный правовой акт, не содержащий правовых оснований для осуществления соответствующих направлений расходов по виду расходов "Субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ)", а именно указана ссылка на статью 11 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации", которой устанавливаются полномочия Минюста России в установленной сфере деятельности. Аналогичные недостатки отмечены по Россельхознадзору, Ространснадзору, Роспечати, Минфину России.
По Росавиации в реестре указан нормативный правовой акт, не регламентирующий конкретное направление расходов. Так, по направлению расходов "Субсидии авиационным предприятиям и организациям экспериментальной авиации на возмещение затрат при осуществлении ими поисково-спасательных операций (работ) и участии в их обеспечении" указана ссылка на постановление Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 396 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта". Вместе с тем данное направление расходов регламентируется правилами предоставления соответствующих субсидий. Аналогичные недостатки установлены по Росморречфлоту.
По Госкорпорации "Роскосмос" в реестре указан нормативный правовой акт, действие которого не распространяется на 2017 - 2019 годы, а именно постановление Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. N 351 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий на возмещение отдельных затрат казенных предприятий оборонно-промышленного комплекса в 2016 году". Аналогичные недостатки установлены по Минпромторгу России и Росимуществу.
По Минфину России не указаны ссылки на нормативные правовые акты, утверждающие порядок осуществления конкретных расходов. Так, по направлениям расходов "Осуществление ежемесячной денежной выплаты ветеранам" и "Осуществление ежемесячной денежной выплаты инвалидам" отсутствует ссылка на нормативный правовой акт, утверждающий порядок осуществления указанных выплат.
Кроме того, по Минфину России в реестре (КБК 092 0108 39 6 02 90000 800) отражены бюджетные ассигнования в сумме 526,5 млн. рублей (7,8 млн. долларов США) без указания нормативного правового акта, устанавливающего правовые основания для осуществления расходных обязательств Российской Федерации по оплате взносов в международные организации.
5. Согласно пункту 1 статьи 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации планирование бюджетных ассигнований осуществляется в порядке и в соответствии с методикой, устанавливаемой соответствующим финансовым органом.
Вместе с тем методологические подходы к формированию предельных объемов бюджетных ассигнований на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов определены лишь в составе Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (приложение N 3 к письму Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2016 г. N 16-01-08/42065), не являющихся нормативным правовым актом.
6. Согласно разделу 2 "Бюджетные инвестиции юридическим лицам, за исключением бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства" приложений 33 и 35 к проекту федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" (далее - законопроект) Росжелдору предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление взноса в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги" на реализацию инвестиционных проектов по развитию железнодорожной инфраструктуры в 2017 году в объеме 30 399,0 млн. рублей, в 2018 году - 41 901,6 млн. рублей и в 2019 году - 22 498,5 млн. рублей, а в разделе 3 "Бюджетные инвестиции юридическим лицам в объекты капитального строительства дочерних обществ" указанных приложений Минэнерго России - на предоставление взноса в уставный капитал ПАО "Российские сети" в целях финансирования объектов энергетической инфраструктуры, задействованных при проведении чемпионата мира по футболу в 2018 году в Российской Федерации, в 2017 году - в объеме 1 215,6 млн. рублей и Минэкономразвития России - на предоставление взноса в уставный капитал АО "Особые экономические зоны" для участия в проекте создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея в 2017 году в объеме 4 226,5 млн. рублей, в 2018 году - 4 418,6 млн. рублей и в 2019 году - 4 500,0 млн. рублей, которые не включены в федеральную адресную инвестиционную программу, что не соответствует положениям статьи 179.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
7. В ходе проверки установлено, что отдельными главными распорядителями средств федерального бюджета формирование обоснований бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение государственных услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования осуществлялось с применением формы по ОКУД 0505155 в режиме "государственная тайна", то есть в сокращенном виде - одной строкой. При этом согласно письму Минфина России от 16 августа 2016 г. N 12-02-15/48068 формирование обоснований бюджетных ассигнований в соответствии с установленной формой (форма по ОКУД 0505200) по открытой части, содержащей информацию о расчетах объема бюджетных ассигнований по каждому виду государственных услуг, должно быть осуществлено не позднее 15 октября 2016 года.
По состоянию на 2 ноября 2016 года обоснования бюджетных ассигнований в части услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по 14 главным распорядителям оставались заполненными по форме ОКУД 505155, которая предназначена для сведений, составляющих государственную тайну. При этом Минфином России не обеспечена техническая возможность внесения обоснований бюджетных ассигнований в систему "Электронный бюджет" по соответствующей форме.
8. Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2017 - 2019 году будут являться средства суверенных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) и государственные заимствования Российской Федерации.
Согласно расчету прогнозируемого объема Фонда национального благосостояния (далее - ФНБ) на период 2017 - 2019 годов, представленному в составе материалов и документов к законопроекту, объем ФНБ уменьшится на 1 646 154,6 млн. рублей, или на 35,0 %, и к концу 2019 года составит 3 056 177,9 млн. рублей (3,1 % ВВП), отношение объема ФНБ к ВВП снизится на 2,3 процентного пункта.
Необходимо отметить, что в законопроекте запланировано использование средств ФНБ в целях сбалансированности федерального бюджета в 2017 году в размере 661 469,5 млн. рублей (14,1 % объема ФНБ на начало 2017 года), в 2018 году - 1 155 421,5 млн. рублей (27,6 % объема ФНБ на начало 2018 года) и в 2019 году - 132 911,7 млн. рублей (4,3 % объема ФНБ на начало 2019 года).
Также в законопроекте предусмотрено использование средств ФНБ на софинансирование добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации в 2017 - 2019 годах в сумме 6 765,9 млн. рублей ежегодно.
Вместе с тем пунктом 1 статьи 96.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что Фонд национального благосостояния представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих обособленному учету и управлению в целях обеспечения софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации, а также обеспечения сбалансированности (покрытия дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
При этом из перечня межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых Пенсионному фонду Российской Федерации, фактически на покрытие дефицита предусмотрен только один трансферт - на обязательное пенсионное страхование, который рассчитывается как разница между доходами бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по распределительной составляющей пенсионной системы (с учетом размера компенсации выпадающих доходов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов и остатков средств на счетах Пенсионного фонда Российской Федерации) и расходами на выплату страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней.
Сумма указанного трансферта на обязательное пенсионное страхование предусматривается в 2017 году в объеме 989 129,9 млн. рублей, в 2018 году - 954 085,5 млн. рублей, что на 201 336,0 млн. рублей, или на 17,4 %, меньше предусмотренного в законопроекте объема использования средств ФНБ на сбалансированность в 2018 году, в 2019 году - 955 022,6 млн. рублей.
Таким образом, использование средств ФНБ на финансирование дефицита федерального бюджета не предусмотрено Бюджетным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами.
9. В соответствии с пунктом 3 статьи 11 законопроекта предусматривается предоставление бюджетных кредитов федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) в 2017 году в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, в сумме до 20,3 млн. рублей (0,3 млн. долларов США).
Вместе с тем проектом Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (приложение 46 к законопроекту) предусмотрено предоставление бюджетных кредитов федеральным бюджетом внутри страны за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) не только в 2017 году, но и в 2018 - 2019 годах в объеме 0,3 млн. долларов США ежегодно.
10. На основании статьи 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета утверждают методику прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с общими требованиями к такой методике, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 469 (далее - общие требования).
Приказом Минфина России от 25 июля 2016 г. N 266 утверждена Методика поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации" (далее - методика).
Утвержденная методика в части приложения N 1 по источникам, администрирование которых осуществляет Минфин России, не соответствует общим требованиям:
не содержит описания алгоритмов (формул) расчетов прогнозных объемов по каждому виду поступлений (подпункт "б" пункта 2 общих требований);
не по всем видам поступлений указан применяемый метод расчета (подпункт "б" пункта 2 общих требований);
не предусмотрено применение коэффициентов, отражающих влияние внешних и внутренних факторов на динамику поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета (подпункт "б" пункта 2 общих требований);
не содержит проверенных на фактических данных прошлых периодов алгоритмов (формул) расчетов прогнозного объема по каждому виду поступлений (подпункт "в" пункта 2 общих требований);
в части поступлений от возврата бюджетных кредитов, предоставленных другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из федерального бюджета в валюте Российской Федерации, в погашение основного долга по прочим бюджетным кредитам (ссудам), предоставленным федеральным бюджетом внутри страны, при формировании алгоритмов расчета поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета не учитывается вероятность погашения бюджетных кредитов (подпункт "г" пункта 4 общих требований).
Так, по поступлениям средств от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, установлено, что объем государственных внешних заимствований Российской Федерации определяется исходя из геополитической ситуации, потребностей федерального бюджета, стоимости заимствований, потребностей участников рынка, необходимости обеспечения присутствия Российской Федерации на международных рынках капитала, построения репрезентативной кривой доходностей в иностранной валюте и обеспечения ликвидности ценных бумаг, то есть не содержит описания никакого алгоритма (формулы) расчета.
Приложением N 2 к указанной методике утвержден порядок расчетов поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, администрирование которых осуществляет Гохран России, согласно которому поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней как на внутреннем, так и на внешнем рынках рассчитываются исходя из прогнозных значений цен на драгоценные металлы и драгоценные камни.
Согласно методике прогнозные значения цен на драгоценные камни определяются в долларах США и пересчитываются в рубли по курсу доллара США к российскому рублю, учтенному при формировании федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период. В методике не указан источник определения базовых цен на драгоценные камни - прейскуранты цен на драгоценные камни.
При этом в соответствии с пунктом 5.2.22 Положения о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, приказом Минфина России от 19 декабря 2014 г. N 155н утвержден Порядок определения цен на драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, приобретаемые в установленном порядке и поступающие в Госфонд России по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также отпускаемые из него, согласно пунктам 11 и 13 которого цены на драгоценные камни определяются в соответствии с прейскурантами цен на драгоценные камни, утверждаемыми Минфином России.
11. Федеральным законом от 15 февраля 2016 г. N 23-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации" внесены изменения в статью 160.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривающие закрепление дополнительных бюджетных полномочий за главными администраторами источников финансирования дефицита федерального бюджета по составлению обоснований бюджетных ассигнований (далее - ОБАС).
Вместе с тем статьей 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетные полномочия Минфина России по осуществлению методологического руководства подготовкой и по установлению порядка формирования и представления обоснований бюджетных ассигнований, а также обеспечению соблюдения соответствия обоснований бюджетных ассигнований установленным требованиям предусматриваются только в отношении главных распорядителей бюджетных средств, аналогичные бюджетные полномочия в отношении главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета в статье 165 Бюджетного кодекса Российской Федерации отсутствуют.
При этом Минфином России в соответствии с письмом от 21 июля 2016 г. N 16-01-08/42065 доведены методические рекомендации по формированию ОБАС по источникам финансирования дефицита федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
В связи с тем что в законодательстве отсутствует закрепление полномочий по методологическому руководству подготовкой и установлением порядка формирования и представления главными администраторами источников обоснований бюджетных ассигнований, а также обеспечению соблюдения главными администраторами источников соответствия обоснований бюджетных ассигнований установленным требованиям, полагаем целесообразным внести соответствующие изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации.
12. Анализ проекта паспорта государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков", представленный в Правительство Российской Федерации в составе документов и материалов, вносимых в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации одновременно с законопроектом, показал, что из шести показателей (индикаторов) подпрограммы 9 "Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" по сравнению с паспортом подпрограммы, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 320, изменены; в сторону увеличения - показатель "Доля муниципальных образований, организации сектора государственного управления которых обеспечены возможностью доступа к работе в системе "Электронный бюджет" в 2017 и 2018 годах (с 10 % - 15 % до 15 % - 20 %); в сторону уменьшения - показатель "Сокращение сроков формирования всех видов финансовой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления" в 2017 и 2018 годах (с 1,4 - 1,5 раза до 1,3 - 1,4 раза). В нарушение пункта 25.4 Методических указаний по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 20 ноября 2013 г. N 690, в представленных Минфином России в Минэкономразвития России материалах не приведены дополнительные расчеты и обоснования по ухудшению показателя "Сокращение сроков формирования всех видов финансовой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления".
13. В нарушение пункта 2 Правил определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927, Минфин России не утвердил требования к закупаемым им и подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг).
14. В нарушение пункта 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 552, план закупок на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Минфином России как государственным заказчиком, действующим от имени Российской Федерации, не сформирован.
15. В нарушение пункта 2 Порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования, установленного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555, обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных нужд к плану закупок Минфином России не сформированы.
16. В нарушение пункта 8 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084, приказ Минфина России от 31 мая 2016 г. N 187 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему федеральных казенных учреждений" не размещен в Единой информационной системе в сфере закупок.
17. В соответствии со статьями 32, 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" диспансеризация является первичной медико-санитарной помощью и согласно приказу Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" должна отражаться по подразделу 0902 "Амбулаторная помощь". Однако Минфином России часть субсидии, которая предусмотрена на выполнение работ ФГБУ МФК по диспансеризации федеральных государственных гражданских служащих Минфина России, доведена и перечислена в 2016 году по подразделу 0905 "Санаторно-оздоровительная помощь", что подтверждено представленными в ходе проверки платежными поручениями (от 29 сентября 2016 г. N 234426, от 25 августа 2016 г. N 161537, от 27 июля 2016 г. N 102839 (выборочно), то есть на цели, не соответствующие целям их предоставления.
По состоянию на 1 октября 2016 года прошли диспансеризацию 1 425 госслужащих Минфина России (80 % планового показателя девяти месяцев текущего года). Планирование бюджетных ассигнований на выполнение работ по диспансеризации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов Минфином России также осуществлено в рамках подраздела 0905 "Санаторно-курортное обеспечение" в объеме 37 416,1 тыс, рублей ежегодно.
18. Предусмотренные в проекте федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" бюджетные ассигнования по главе 100 "Федеральное казначейство", подразделу 0106 "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора", целевой статье расходов 39 2 04 90019 "Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов", виду расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" на 2017 год в сумме 1 055 302,3 тыс. рублей, на 2018 год в сумме 300 201,6 тыс. рублей для УФК по г. Москве как получателя бюджетных средств в целях финансирования капитального ремонта, реставрации и приспособления для современного использования здания, расположенного по адресу: г. Москва, Большой Златоустинский пер., д. 6, строение 1, являются необоснованными, поскольку предусмотренное проектно-сметной документацией увеличение объемно-пространственных характеристик указанного здания свидетельствует о необходимости отнесения планируемых работ согласно части 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации к реконструкции объекта капитального строительства, финансирование которых осуществляется в рамках федеральной адресной инвестиционной программы.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству финансов Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1) совместно с Федеральным казначейством привести перечень источников доходов федерального бюджета в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. N 868;
2) подготовить и внести в Правительство Российской Федерации проект постановления о внесении изменений в Общие требования к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574, в части уточнения методов расчетов, перечня используемых показателей;
3) обеспечить проведение работы с главными администраторами доходов федерального бюджета по приведению утвержденных и согласованных Минфином России методик прогнозирования доходов в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574, включая расчет прогнозируемого объема доходов в виде штрафов;
4) привести Методику прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, администрируемых Министерством финансов Российской Федерации и подведомственными Министерству финансов Российской Федерации федеральными казенными учреждениями, утвержденную приказом Минфина России от 22 августа 2016 г. N 328, в соответствие с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574;
5) принять меры, направленные на приведение реестра расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет средств федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, в соответствие с требованиями Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621, в части указания в реестре нормативных правовых актов, обуславливающих соответствующие направления расходов;
6) утвердить порядок и методику планирования бюджетных ассигнований в соответствии со статьей 174.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
7) рассмотреть вопрос об отражении бюджетных ассигнований, предусмотренных в разделах 2 и 3 приложений 33 и 35 к законопроекту на предоставление взносов в уставные капиталы ОАО "Российские железные дороги", ПАО "Российские сети", АО "Особые экономические зоны", в разделе 1 "Бюджетные инвестиции юридическим лицам в объекты капитального строительства" приложений 33 и 35 к законопроекту и в ФАИП;
8) принять меры по обеспечению отражения главными распорядителями средств федерального бюджета бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования в обоснованиях бюджетных ассигнований согласно форме по ОКУД 0505200 в информационной системе "Электронный бюджет";
9) подготовить изменения в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части возможности использования средств ФНБ в целях финансирования дефицита федерального бюджета, а также закрепления полномочий по методологическому руководству подготовкой и установлением порядка формирования и представления главными администраторами источников обоснований бюджетных ассигнований, а также обеспечению соблюдения главными администраторами источников соответствия обоснований бюджетных ассигнований установленным требованиям;
10) привести Методику прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета по главе 092 "Министерство финансов Российской Федерации", утвержденную приказом Минфина России от 25 июля 2016 г. N 266, в соответствие с положениями Общих требований к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 469, в том числе обеспечить в указанной методике наличие описания алгоритмов (формул) расчетов прогнозных объемов по каждому виду поступлений, проверенных на фактических данных прошлых периодов; наличие применяемых методов расчета; применение коэффициентов, отражающих влияние внешних и внутренних факторов на динамику поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета;
11) представить в Минэкономразвития России дополнительные расчеты и обоснования по изменению показателя (индикатора) "Сокращение сроков формирования всех видов финансовой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления" по подпрограмме 9 "Создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" государственной программы Российской Федерации "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков";
12) утвердить требования к закупаемым Минфином России и его подведомственными казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927 "Об определении требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)";
13) сформировать план закупок на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 552 "Об утверждении правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд";
14) сформировать обоснования к плану закупок на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 555 "Об установлении порядка обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и форм такого обоснования";
15) разместить в Единой информационной системе в сфере закупок приказ Минфина России от 31 мая 2016 г. N 187 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства финансов Российской Федерации и подведомственных ему федеральных казенных учреждений";
16) отразить в законопроекте бюджетные ассигнования в объеме 37 416,1 тыс. рублей (ежегодно), предусмотренные Минфину России по подразделу 0905 "Санаторно-курортное обеспечение", по подразделу 0902 "Амбулаторная помощь";
17) в целях предупреждения нецелевого использования бюджетных средств рассмотреть вопрос о внесении изменений в законопроект в части исключения бюджетных ассигнований, предусмотренных по главе 100 "Федеральное казначейство", подразделу 0106 "Обеспечение деятельности финансовых, налоговых и таможенных органов и органов финансового (финансово-бюджетного) надзора", целевой статье расходов 39 2 04 90019 "Расходы на обеспечение функций государственных органов, в том числе территориальных органов", виду расходов 243 "Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" на 2017 год в сумме 1 055 302,3 тыс. рублей, на 2018 год в сумме 300 201,6 тыс. рублей для УФК по г. Москве как получателя бюджетных средств в целях финансирования капитального ремонта, реставрации и приспособления для современного использования здания, расположенного по адресу: г. Москва, Большой Златоустинский пер., д. 6, строение 1, и в случае положительного решения по данному вопросу поручить Федеральному казначейству подготовить решение о реализации бюджетных инвестиций на реконструкцию здания, расположенного по указанному адресу, с учетом необходимости внесения изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 18 июля 2016 г. N 1523-р в части изменения состава и сроков проведения работ, а также в проектно-сметную документацию в части изменения характерной особенности объекта капитального строительства для размещения кабинетов Федерального казначейства.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 ноября 2016 г. N 60К (1135)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру финансов Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, надлежит уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения представления в письменной форме в следующие сроки: по пунктам 1, 6 и 9 - до 1 июня 2017 года, по пункту 2 - до 1 апреля 2017 года, по пунктам 3, 4, 10 и 11 - до 26 декабря 2016 года, по пунктам 5, 7, 8, 12 - 15 - до 15 декабря 2016 года, по пунктам 16 и 17 - до 7 декабря 2016 года.
Председатель |
Т.А. Голикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 29 ноября 2016 г. N ПР 01-319/16-09
Текст представления официально опубликован не был