Определение Верховного Суда РФ от 19 февраля 2019 г. N 306-ЭС18-25507
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
рассмотрев жалобу (заявление) Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018 (судьи Клочкова Н.А., Камерилова В.А., Телегина Т.Н.) и постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.12.2018 (судьи Федорова Т.Н., Арукаева И.В., Сибгатуллин Э.Т.) по делу N А57-12288/2017 Арбитражного суда Саратовской области, установил:
ассоциация товариществ собственников жилья Ленинского района г. Саратова (далее - Ассоциация) обратилась в Арбитражный суд Саратовской области с иском к муниципальному образованию "Город Саратов" в лице администрации муниципального образования "г. Саратов" (далее - Администрация) об обязании за счет средств казны муниципального образования в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести:
- в многоквартирном доме N 16А по пр. Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения N 2 к заключению эксперта от 22.09.2017 N 3154/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт межпанельных швов в жилом доме на сумму - 2 122 438 руб.; замену оконных блоков жилого дома на сумму - 869 845 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму - 845 861 руб.; ремонт системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму - 1 106 979 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму - 753 645 руб.; ремонт системы водоотведения жилого дома на сумму - 468 297 руб., а также во всех подъездах дома (с 1 по 4 включительно) произвести капитальный ремонт лифтов, с заменой узлов, элементов узлов, механизмов и оборудования, выработавших свой ресурс в соответствии с пунктом 7.6.3 Национального стандарта РФ ГОСТ Р 55964-2014 "Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации" и требованиями Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов", утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 N 824;
- в многоквартирном доме N 38 по пр. Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения N 3 к заключению эксперта от 22.09.2017 N 3154/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт фасада жилого дома на сумму - 198 379 руб.; ремонт цоколя жилого дома на сумму - 13 938 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму - 321 683 руб.; замену оконных блоков жилого дома на сумму - 371 948 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму - 2 329 770 руб.; ремонт системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму - 155 267 руб.; ремонт системы водоотведения жилого дома на сумму - 227 293 руб.;
- в многоквартирном доме N 40 по пр. Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе, замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения N 4 к заключению эксперта от 22.09.2017 N 3154/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт фасада (окраска) жилого дома на сумму - 174 045 руб.; ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму - 319 529 руб.; замену оконных блоков жилого дома на сумму - 371 948 руб.; ремонт системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму - 318 372 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму - 397 505 руб.; ремонт системы водоотведения жилого дома на сумму - 227 293 руб.;
- в многоквартирном доме N 70Б по пр. Строителей в г. Саратове капитальный ремонт общего имущества дома, в том числе замену оборудования общего имущества, согласно локальных сметных расчетов Приложения N 5 к заключению эксперта от 22.09.2017 N 3154/6-3 (в ценах на момент проведения экспертизы), а именно: ремонт системы холодного водоснабжения жилого дома на сумму - 434 491 руб.; ремонт системы горячего водоснабжения жилого дома на сумму - 431 816 руб.; ремонт системы центрального отопления жилого дома на сумму - 2 771 100 руб.; замену оконных блоков жилого дома на сумму - 346 524 руб.; ремонт системы водоотведения жилого дома на сумму - 324 978 руб.; ремонт межпанельных швов в жилом доме на сумму - 884 385 руб.
Истец также просил распределить судебные расходы за проведение судебной экспертизы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета, привлечены Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству муниципального образования "Город Саратов", администрация Ленинского района муниципального образования "Город Саратов", муниципальное учреждение Дирекция единого заказчика по Ленинскому району г. Саратова (далее - Учреждение) в лице ликвидационной комиссии.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 14.12.2017 исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2018, оставленным без изменения постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11.12.2018, решение суда от 14.12.2017 отменено, в удовлетворении иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить постановления апелляционного, окружного судов и оставить в силе решение первой инстанции, ссылаясь на существенное нарушение судом норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель, ссылаясь на положения Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) и Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон о приватизации), настаивает на необходимости проведения капитального ремонта общего имущества домов и правомерности возложения соответствующей обязанности на муниципальное образование.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, Ассоциация с 01.09.2015 осуществляет управление спорными многоквартирными домами.
Сославшись на договоры приватизации муниципальных квартир в спорных многоквартирных домах, и указывая на то, что общее имущество в домах требует капитального ремонта, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик обязан исполнить возникшие у него обязательства по выполнению капитального ремонта многоквартирных домов, что подтверждается имеющимися в деле актами осмотров, а также заключением экспертов.
Повторно исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, суд апелляционной инстанции, с выводами которого согласился суд округа, отменил решение суда первой инстанции, отказав в удовлетворении требований.
Апелляционная инстанция, исходя из системного толкования статьи 16 Закона о приватизации, статьи 158 Жилищного кодекса и статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, приняв во внимание правовую позицию, изложенную в ответе на вопрос 5 "Обзора законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2007 года", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 01.08.2007, пришла к выводу, что после исполнения бывшим наймодателем обязательства по капитальному ремонту жилых помещений, а также общего имущества в многоквартирном доме, обязанность по производству последующих капитальных ремонтов лежит на собственниках жилых помещений, в том числе на гражданах, приватизировавших жилые помещения.
Судом апелляционной инстанции установлено, что при приватизация спорных домов началась в 1992-1993 годах.
С 2004 года дома, находившиеся на балансе Учреждения, передавались в управление товариществу собственников жилья "Темп 2004" (далее - Товарищества), в последующем вошедшему в Ассоциацию.
При передаче домов в управление Товарищества проверялось состояние жилого фонда и при необходимости производства капитального ремонта составлялись дополнительные соглашения с Учреждением, где указывалось, какой ремонт должен быть произведен. При наличии необходимости проведения капитального ремонта на дату передачи жилищного фонда (подтвержденной дополнительными соглашениями) он был произведен на основании вступивших в законную силу судебных актов, что было установлено в ходе рассмотрения настоящего спора.
Положенные в основу обжалуемых судебных актов вновь выявленные недостатки, квалифицируемые как требующие капитального ремонта, не были отражены в дополнительных условиях приема-передачи жилых домов на дату передачи дома в управление Товарищества, их наличие в указанный период первичными документами не подтверждается.
При этом согласно сложившейся практике оформления правоотношений между Учреждением и Товариществом, в случае наличия дефектов и недостатков общего имущества домов составлялись дополнительные условия приема-передачи жилых домов, в которых выявленные дефекты и недостатки подробно фиксировались.
При этом уровень физического износа спорных элементов общего имущества многоквартирных домов по состоянию на начало приватизации помещений муниципального жилищного фонда и на дату передачи домов Товариществу на предмет превышения нормативных показателей, установленных Ведомственными строительными нормами и Правилами оценки физического износа жилых зданий ВСН 58-88 (р) и ВСН 53-86 (р), определяющих минимальную продолжительность эффективной эксплуатации зданий и объектов определить невозможно, на что указали эксперты при проведении судебной экспертизы по настоящему делу.
Осмотры спорных домов, результаты которых были положены в основу исковых требований, произведены истцом спустя существенный промежуток времени как после начала приватизации, так и после приватизации последних помещений в спорных домах, и не могут быть признаны доказательством неисполнения ответчиком его обязанности по выполнению капитального ремонта.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 АПК РФ, суд определил:
отказать в передаче кассационной жалобы Ассоциации товариществ собственников жилья Ленинского района для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 19 февраля 2019 г. N 306-ЭС18-25507 по делу N А57-12288/2017
Текст определения официально опубликован не был