Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 февраля 2019 г. N 53-КГ18-35
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Калининой Л.А. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Чаподзе Ларисы Владимировны, Чаподзе Ермало Григорьевича на решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 22 января 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 мая 2018 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления Чаподзе Л.В., Чаподзе Е.Г. к начальнику отдела по вопросам миграции отдела полиции N 2 МУ МВД России "Красноярское", МУ МВД России "Красноярское" о признании действий незаконными, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Калининой Л.А., возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя МУ МВД России "Красноярское" Костина А.Ф., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Чаподзе Е.Г., Чаподзе Л.В. (до брака Карпова) состоят в зарегистрированном браке с 11 ноября 2011 года.
С 21 декабря 2013 года Чаподзе Е.Г. состоит на регистрационном учете по адресу: ...
4 марта 2017 года Чаподзе Л.В. и ее совершеннолетние дети обратились в отдел полиции N 2 МУ МВД России "Красноярское" с заявлением о регистрации Чаподзе Е.Г., отбывающего наказание в виде лишения свободы, по месту жительства в доме, расположенном по адресу: ..., собственниками которого они являются.
15 апреля 2017 года Чаподзе Е.Г. после поступления в миграционный орган заявления о регистрации по указанному адресу и заверенной надлежащим образом копии паспорта было подано аналогичное обращение.
Решениями МУ МВД России "Красноярское", оформленными письмами от 4 марта 2017 года N 3/175400860506, от 20 марта 2017 года 102/10/2/1/1034, от 21 апреля 2017 года N 102/17-394,395 отказано в регистрации по месту жительства Чаподзе Е.Г., отбывающему наказание в ФКУ ИК - ... ГУФСИН России по Алтайскому краю, в связи с тем, что в настоящее время Чаподзе Е.Г. фактически не использует жилое помещение для проживания, разъяснено право на обращение с заявлением о регистрации по месту жительства после освобождения и вселения в указанное жилое помещение.
Полагая указанные решения незаконными, Чаподзе Л.В., Чаподзе Е.Г. обратились в суд с административным иском, в котором также просили обязать начальника отдела по вопросам миграции отдела полиции N 2 МУ МВД России "Красноярское" восстановить допущенные нарушения прав и свобод Чаподзе Е.Г., осуществив его регистрацию по адресу его постоянного места жительства: ...
Решением Октябрьского районного суда г. Красноярска от 22 января 2018 года в удовлетворении административного иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 мая 2018 года решение суда оставлено без изменения.
Определением судьи Красноярского краевого суда от 25 июня 2018 года Чаподзе Л.В., Чаподзе Е.Г. отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании кассационной инстанции.
В кассационной жалобе Чаподзе Л.В., Чаподзе Е.Г. просят решение суда и апелляционное определение отменить, исковые требования удовлетворить.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2018 года кассационная жалоба с административным делом переданы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
7 февраля 2019 года в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от МУ МВД России "Красноярское" поступило ходатайство о прекращении производства по настоящему делу в связи с тем, что 18 января 2019 года отделом по вопросам миграции ОП N 7 МУ МВД России "Красноярское" на основании заявлений Чаподзе Е.Г. от 20 марта 2017 года и Чудайкиной Т.К. от 18 января 2019 года, предоставившей жилое помещение, осуществлена регистрация Чаподзе Е.Г. по месту жительства: ..., а также снятие с регистрационного учёта по месту жительства: ...
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие нарушения норм материального права допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что регистрационный учёт граждан по месту жительства отражает факт прибытия гражданина в место жительства, является фиксацией сведений о реальном месте жительства, однако в настоящее время Чаподзе Е.Г. на основании приговора отбывает наказание в местах лишения свободы в ФКУ ИК ... ГУФСИН России по Алтайскому краю, то есть фактически по адресу: ... не проживает.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с такими выводами не согласна.
Согласно статье 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", регулируя данную сферу общественных отношений, вводит институт регистрационного учёта граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом (часть 1 статьи 3).
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности ряда положений Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713) Конституционный Суд Российской Федерации признал, что институт регистрации введён в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации их прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, а потому уведомление гражданином органов регистрационного учёта о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным порядком является не только его правом, но и обязанностью. Согласно Закону Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства. Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания и жительства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 мая 2003 года N 209-О).
Следовательно, временное непроживание, а также невозможность в силу объективных причин фактического проживания лица по выбранному им месту жительства, в том числе в связи с осуждением его к лишению свободы, сами по себе не могут служить основанием для лишения его права на свободный выбор места жительства.
Предоставление государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. На период обращений административных истцов действовал Административный регламент, утверждённый приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 года N 288.
В силу пунктов 26.1, 33 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации предусмотрено, что для регистрации по месту жительства гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:
документ, удостоверяющий личность;
заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту);
документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента.
Должностные лица, ответственные за регистрацию, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.
Чаподзе Л.В., Чаподзе Е.Г. представили все необходимые документы для регистрации Чаподзе Е.Г. по месту жительства в спорном жилом помещении, однако должностными лицами, вопреки требованиям действующего законодательства, регистрация Чаподзе Е.Г. при наличии для этого правовых оснований осуществлена не была.
При таких обстоятельствах вынесенные по делу судебные акты нельзя признать законными, в связи с чем Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает необходимым данные судебные акты отменить и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска Чаподзе Л.В., Чаподзе Е.Г. в части.
На основании изложенного, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определила:
решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 22 января 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Красноярского краевого суда от 16 мая 2018 года отменить и принять по административному делу новое решение, которым административное исковое заявление Чаподзе Л.В., Чаподзе Е.Г. удовлетворить частично.
Признать незаконными решения МУ МВД России "Красноярское", оформленные письмами от 4 марта 2017 года N 3/175400860506, от 20 марта 2017 года 102/10/2/1/1034, от 21 апреля 2017 года N 102/17-394,395, об отказе в регистрации Чаподзе Е.Г. по адресу: ...
Председательствующий |
Зинченко И.Н. |
Судьи |
Калинина Л.А. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 12 февраля 2019 г. N 53-КГ18-35
Текст определения официально опубликован не был