Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 13
Оценка профессиональных и личностных качеств посредством подготовки претендентом на замещение должности государственной гражданской службы проекта экспертного заключения
Правила разработки оценочного задания
Посредством данного метода оценки оцениваются следующие умения претендента на замещение должности государственной гражданской службы (далее соответственно - претендент, гражданская служба):
- Знание структуры и правил подготовки проектов нормативных правовых актов (например, законопроектов).
- Оценка последствий принятия нормативных правовых актов, в частности:
6. Профессиональная экспертиза - влияние принятия нормативного правового акта на ситуацию в отрасли, сфере деятельности и т.п.
7. Антикоррупционная экспертиза - понимание коррупционных рисков, заключенных в данном нормативном правовом акте.
8. Рисковая экспертиза:
- финансовые последствия;
- оценка регулирующего воздействия, например, избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности и бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- иные риски.
Данное оценочное задание должно состоять из следующих документов:
1. Буклет участника. В буклете должен содержаться проект нормативного правового акта, а также информация, используя которую претендент должен составить экспертное заключение. Буклет также должен содержать инструкцию по выполнению оценочного задания.
2. Руководство по оценке задания. Руководство должно содержать перечень и описание всех аспектов, которые должны быть учтены при составлении проекта экспертного заключения и правила оценки данного задания.
Разрабатывая буклет участника, необходимо учитывать следующее:
- Так как проекты нормативных правовых актов, как правило, довольно объемны и требуют много времени на прочтение, в целях оценки можно использовать проект нормативного правового акта не полностью, а какую-либо его часть. Можно также составить документ, соответствующий по форме нормативному правовому акту, но меньшего объема. Рекомендуется не использовать документы более 10 страниц.
- Нормативные правовые акты либо выдержки из нормативных правовых актов, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.
- Пакет информационных материалов, который претендент может использовать при подготовке экспертного заключения, например:
9. Предыстория, "легенда". Информация о ситуации, в контексте которой возник данные нормативный правовой акт, информация о целях, на достижение которых он направлен и т.п. Можно включить историю обращений граждан, судебных разбирательств и пр.
10. Нормативные правовые акты либо выдержки из нормативных правовых актов, имеющие отношение к рассматриваемому вопросу.
11. Данные анализа рынка, описание аналогичных решений в зарубежных странах и любая дополнительная информация.
- Инструкция. Примерный вариант инструкции приведен ниже:
Вам, [наименование должности, государственного органа], на рассмотрение поступил проект [нормативного правового акта].
Ваша задача - на основании Ваших профессиональных знаний подготовить экспертное заключение на данный проект нормативного правового акта.
Заключение должно соответствовать положениям законодательства Российской Федерации.
Для подготовки проекта экспертного заключения используйте предоставленный Вам компьютер.
На подготовку проекта экспертного заключения Вам дается 120 минут.
За оговоренное время претендент должен ознакомиться со всей информацией из буклета участника и подготовить проект экспертного заключения.
В качестве варианта представления результатов оценочного задания может использоваться устная презентация. Для этого претендент должен после написания проекта экспертного заключения подготовить его короткую (на 10-15 минут) презентацию и сделать доклад перед оценивающим лицом (в случае проведения конкурса перед конкурсной комиссией). После доклада оценивающее лицо (представители конкурсной комиссии) может задавать свои вопросы, на которые претендент (кандидат) должен дать ответ. При таком формате оценочное задание будет состоять из следующих частей:
1. Индивидуальная работа претендента (кандидата) с буклетом и составление проекта экспертного заключения на компьютере - 120 минут.
2. Подготовка короткой презентации. На подготовку может быть выделено разное время, в зависимости от формата презентации:
- на компьютере -15 минут;
- на флипчарте - 10 минут;
- без презентационного материала - время не выделяется.
3. Доклад претендента - 15 минут.
4. Сессия вопросов и ответов - 15 минут.
Учитывая, что на подготовку тратится довольно много времени, претенденты (кандидаты), если их несколько человек, могут работать с буклетами и писать заключения в одной комнате. Но если проводится устная презентация, то необходимо создать такие условия, чтобы в момент презентации одного претендента, другие не слышали и не видели его выступления. В противном случае, нарушится один из основных принципов справедливой оценки - принцип равных возможностей для всех претендентов (кандидатов), так как те, кто будут выступать позже, будут иметь возможность лучше подготовиться, зная задаваемые вопросы и реакцию оценивающих лиц.
При оценке необходимо использовать заранее разработанное руководство по оценке, которое должно содержать следующую информацию:
- "Модельное" (образцовое) экспертное заключение или перечисление аспектов, которые должны найти свое отражение в экспертном заключении с их описаниями, включая:
12. Какое влияние должно оказать принятие нормативного правового акта на ситуацию в отрасли, жизнь граждан и пр.
13. Какие ссылки на соответствующие положения нормативных правовых актов должны быть использованы в анализе.
14. Какие коррупционные риски должны быть выделены.
15. Какие в целом существуют риски, связанные с принятием данного проекта нормативного правового акта.
16. Какие позитивные стороны данного документа могут быть отмечены.
17. Какие предложения могут быть внесены (каких аспектов они могут касаться).
18. Какие аргументы могут быть приведены в докладе и ответах на вопросы.
19. Как должен вести себя претендент в момент доклада.
20. Характеристики самой презентации, если таковая была подготовлена.
- Шкалу оценки по критериям - профессиональным и личностным качествам.
Разрабатываемые оценочные задания должны удовлетворять следующим требованиям:
- Содержание проекта нормативного правового акта должно соответствовать области и виду профессиональной служебной деятельности по должности.
При этом важно учитывать, что разработка нормативных правовых актов требует специальных знаний в области юриспруденции, чего нельзя требовать от всех претендентов. Поэтому в модельном решении должен быть сделан акцент именно на профессиональную экспертизу. Остальные оценки должны соответствовать здравому смыслу.
- Предоставленная претенденту информация должна быть достаточной для решения вопроса по существу.
- Целесообразно использовать избыточный объем информации, что позволит оценить способность претендента отделять значимую информацию от второстепенной.
- Все претенденты должны находиться в одинаковых условиях с точки зрения:
- сложности;
- времени проведения;
- доступности информации, ресурсов и т.п.
- Задача, сформулированная в оценочном задании должна иметь однозначное "модельное" решение, подкрепленное фактической информацией и ссылками на нормативные правовые акты.
В данном оценочном задании могут быть оценены следующие профессиональные качества в полном объеме: стратегическое мышление, эффективная коммуникация, и частично: ориентация на результат. Кроме того, можно оценить знание русского языка и владение компьютером.
Для оценки можно использовать индикаторы и шкалу, описанные в Приложении N 9.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.