Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы ПАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. ПАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" оспаривает конституционность пункта 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года N 17), согласно которому внесение изменений и дополнений в таможенную декларацию после выпуска товаров допускается в случаях и порядке, которые определяются решением Комиссии таможенного союза.
С 1 января 2018 года с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года) оспариваемое заявителем законоположение утратило силу, однако по существу оно воспроизведено в действующем в настоящее время названном Кодексе (пункт 3 статьи 112).
Заявитель также оспаривает конституционность абзаца третьего подпункта "а" пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары (утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 10 декабря 2013 года N 289 "О внесении изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары, и признании утратившими силу некоторых решений Комиссии Таможенного союза и Коллегии Евразийской экономической комиссии"), согласно которому сведения, указанные в декларации на товары, подлежат изменению и (или) дополнению после выпуска товаров по результатам таможенного контроля или иного вида контроля, осуществляемого таможенными органами в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством государств-членов, проведенного таможенным органом, в том числе в связи с мотивированным обращением декларанта о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, в случае выявления недостоверных сведений о классификации товаров, о стране происхождения товаров, о соблюдении условий предоставления льгот по уплате таможенных платежей, а также об иных сведениях, в том числе влекущих за собой изменение размера исчисленных и (или) подлежащих уплате таможенных, иных платежей (в редакции, действовавшей до вступления в силу Решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 года N 173).
Как следует из представленных материалов, решением арбитражного суда, оставленным без изменения арбитражными судами вышестоящих инстанций, заявителю было отказано в удовлетворении требований о признании незаконным решения уполномоченного таможенного органа (оставлено без изменения решением вышестоящего таможенного органа) о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в декларации на товары. Судами установлено, что на основании внешнеэкономического контракта ПАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" осуществило по декларации на товары ввоз в Российскую Федерацию товара, который был заявлен в режиме переработки на таможенной территории; однако таможенным органом было выявлено несоответствие его характеристик выданному разрешению на переработку и принято решение о внесении изменений и (или) дополнений в сведения, указанные в представленной декларации, в том числе в части сведений о таможенной процедуре. Суды указали, что товар с характеристиками, не соответствующими требованиям разрешения на переработку товаров на таможенной территории, не может быть помещен под данную таможенную процедуру, а таможенный орган правомочен вносить соответствующие изменения в сведения, указанные в декларации на товары. В передаче кассационной жалобы заявителя для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации было отказано.
По мнению заявителя, оспариваемые нормы допускают действия таможенных органов по самостоятельному изменению таможенной процедуры, что противоречит статьям 8 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (часть 1), 34 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, контрольная функция государства по своей конституционно-правовой природе производна от его организующего и регулирующего воздействия на общественные отношения, государство вправе и обязано осуществлять контрольную функцию в сфере экономических отношений; данная функция присуща всем органам государственной власти в пределах закрепленной за ними компетенции, что предполагает их самостоятельность при реализации этой функции и специфические для каждого из них формы осуществления. Возлагая на государственные органы контрольную функцию и наделяя их полномочиями действовать властно-обязывающим образом, федеральный законодатель должен соблюдать вытекающие из конституционных принципов правового государства, важнейшими из которых являются равенство и справедливость, требования определенности, ясности, недвусмысленности правовых норм и их согласованности с системой действующего правового регулирования (постановления от 6 апреля 2004 года N 7-П, от 31 мая 2005 года N 6-П и от 18 июля 2008 года N 10-П).
Оспариваемые заявителем нормы, устанавливающие компетенцию таможенных органов по внесению изменений и дополнений в сведения, указанные в декларации на товары, после выпуска товаров по результатам таможенного контроля, выявившего недостоверность задекларированных сведений о товаре, направлены на регламентацию контрольной функции государства в данной сфере. Тем самым они предназначены для обеспечения экономической безопасности Российской Федерации как государства - члена Евразийского экономического союза и сами по себе не допускают произвольную реализацию таможенными органами своих полномочий при осуществлении указанных контрольных функций, в том числе в части произвольного изменения заявленных декларантом таможенных процедур.
Таким образом, с учетом приведенных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации оспариваемые нормы не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Установление же и исследование фактических обстоятельств конкретного дела, в том числе оценка решения таможенного органа по изменению заявленных ПАО "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" в декларации на товары таможенных процедур, к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации не относятся (статья 125 Конституции Российской Федерации, статья 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы публичного акционерного общества "РУСАЛ Братский алюминиевый завод", поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 283-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы публичного акционерного общества "РУСАЛ Братский алюминиевый завод" на нарушение конституционных прав и свобод пунктом 2 статьи 191 Таможенного кодекса Таможенного союза и абзацем третьим подпункта "а" пункта 11 Порядка внесения изменений (дополнений) в сведения, заявленные в декларации на товары"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)