Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 марта 2019 г. N 192
"Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов"
В целях обеспечения законности, защиты интересов государства и прав граждан при решении масштабных задач по научно-технологическому и социально-экономическому развитию Российской Федерации органам прокуратуры требуется обеспечить системное и эффективное надзорное сопровождение реализации 12 национальных проектов, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24.12.2018 утверждены паспорта национальных проектов, распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 N 3052-р определены показатели развития Российской Федерации, необходимые для мониторинга их осуществления.
Реализация национальных проектов потребует принятия большого количества нормативных правовых актов, в том числе затрагивающих права граждан Российской Федерации, а также расходования значительных денежных средств.
В целях организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов, руководствуясь пунктом 1 статьи 17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и другим специализированным прокурорам, прокурорам городов и районов, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам в полной мере использовать предоставленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" полномочия для обеспечения верховенства закона, соблюдения прав и свобод граждан при реализации национальных проектов.
Считать надзор за исполнением законодательства в данной области одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры.
2. Персональную ответственность за организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов возложить на прокуроров субъектов Российской Федерации, приравненных к ним военных прокуроров и иных специализированных прокуроров.
3. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам в соответствии с их компетенцией:
3.1. Закрепить в распоряжениях о распределении обязанностей за конкретными прокурорскими работниками вопросы надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов, осуществлять регулярное их заслушивание по результатам проводимой работы.
3.2. Систематически осуществлять сбор и анализ сведений, характеризующих состояние законности в сфере реализации национальных проектов, в том числе мониторинг публикаций в средствах массовой информации и в сети "Интернет".
Принять меры к организации эффективного взаимодействия, обеспечению обмена статистической и другой необходимой информацией с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными организациями.
3.3. Создать в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур межведомственные рабочие группы в целях координации деятельности правоохранительных и иных уполномоченных органов по противодействию правонарушениям при реализации национальных проектов.
3.4. Обеспечивать постоянный и эффективный надзор за исполнением законодательства территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих объединений при реализации национальных проектов, в том числе при издании ими правовых актов.
3.5. Систематически проводить проверки исполнения бюджетного законодательства, обращая особое внимание на сохранность бюджетных средств, выделяемых на реализацию национальных проектов, соблюдение условий получения межбюджетных трансфертов, обеспечение полноты софинансирования мероприятий из региональных и местных бюджетов, а также на их целевое расходование и своевременное доведение до конечных получателей.
Регулярно проверять соблюдение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Пресекать факты уклонения заказчиков от конкурентных процедур, создания необоснованных преференций отдельным хозяйствующим субъектам при формировании документации, рассмотрении и оценке заявок, завышения цены контрактов, а также неисполнения их условий.
Во взаимодействии с органами Росфинмониторинга, ФНС России, Казначейства России, МВД России, ФСБ России, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации устанавливать возможные схемы хищений денежных средств, предназначенных для реализации национальных проектов, наличие среди исполнителей государственных и муниципальных контрактов и их контрагентов фирм-однодневок и фирм-посредников, аффилированных с заказчиками юридических и физических лиц.
3.6. Осуществлять надзорное сопровождение национального проекта "Демография" и принципиально реагировать на нарушения законности при реализации мероприятий по финансовой поддержке семей в связи с рождением детей, в том числе при предоставлении материнского капитала и льготных ипотечных кредитов (займов), созданию условий для трудоустройства женщин, имеющих детей, организации их переобучения и переквалификации, повышения доступности дошкольного образования, улучшению качества медицинского и социального обслуживания инвалидов и лиц пожилого возраста, их вовлечения в трудовую деятельность, расширению инфраструктуры для массового занятия физической культурой и спортом.
3.7. В области здравоохранения установить системный прокурорский надзор за исполнением законодательства при оказании гражданам экстренной медицинской и первичной медико-санитарной помощи, внедрении инновационных медицинских технологий, строительстве новых медицинских центров, функционировании единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, развитии детского здравоохранения.
Пресекать факты незаконного закрытия медицинских учреждений в населенных пунктах.
3.8. В сфере образования проверять полноту и своевременность принятия уполномоченными органами власти мер, направленных на повышение качества и доступности образовательных услуг, формирование современной и безопасной образовательной среды, модернизацию инфраструктуры общего и профессионального образования, в том числе расширение сети образовательных организаций, обновление их материально-технической базы, создание условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, а также системы непрерывного обновления работающими гражданами своих профессиональных знаний и приобретения ими новых навыков. Пресекать факты незаконного закрытия школьных и дошкольных заведений в населенных пунктах.
3.9. В сфере реализации национального проекта "Жилье и городская среда" пресекать нарушения прав граждан и публичных интересов в жилищно-коммунальной сфере, в первую очередь при переселении из аварийного жилья, капитальном ремонте многоквартирных домов, модернизации и реконструкции коммунальной инфраструктуры, управлении жилищным фондом, его эксплуатации и формировании современной городской среды.
Принять дополнительные меры к защите прав участников долевого строительства в условиях перехода на новую систему его финансирования.
3.10. В рамках национального проекта "Экология" сосредоточить усилия на надзоре за законностью и своевременностью при реализации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок, вводу в эксплуатацию производственных комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, снижению уровня загрязнения атмосферного воздуха, почвы, экологическому оздоровлению водных объектов, в том числе сокращению сброса загрязненных сточных вод, повышению качества питьевой воды, сохранению биологического разнообразия, воспроизводству лесов. При необходимости проверять соблюдение порядка получения согласований и разрешений, проведения экологических экспертиз.
В условиях совершенствования системы обращения с отходами обеспечить постоянный мониторинг состояния законности при ценообразовании на услуги в данной сфере. Незамедлительно реагировать на случаи необоснованного завышения тарифов для населения.
3.11. При реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" давать правовую оценку соблюдению законодательства при принятии и выполнении региональных программ дорожной деятельности Добиваться осуществления уполномоченными органами своевременных и исчерпывающих мер к приведению автомобильных дорог в соответствие с нормативными требованиями, повышению уровня безопасности дорожного движения, перевозок пассажиров и транспортной безопасности, а также обновлению парка наземного общественного пассажирского транспорта. Уделять внимание законности и соблюдению прав граждан при функционировании системы фотовидеофиксации правонарушений.
3.12. Применительно к национальному проекту "Производительность труда и поддержка занятости" обеспечить надзор за исполнением государственной службой занятости населения законодательства при оказании услуг в сфере содействия трудоустройству и защиты от безработицы, расходовании выделенных на эти цели средств федеральных и региональных бюджетов. Обращать пристальное внимание на соблюдение прав особо нуждающихся в социальной защите граждан, в том числе несовершеннолетних.
3.13. В сфере реализации национального проекта "Наука" организовать системный надзор за соблюдением законов при выполнении федеральных научно-технических программ и осуществлении адресной государственной поддержки молодых исследователей, а также за правомерностью использования бюджетных средств на указанные цели. Проверять своевременность и полноту оформления прав государства на создаваемые объекты интеллектуальной собственности.
Давать оценку соблюдению требований законодательства при заключении и исполнении контрактов (договоров) на ремонт и реконструкцию основных средств, закупку оборудования научных организаций; обеспечению надлежащего учета и сохранности имущества.
3.14. Средствами прокурорского надзора обеспечить исполнение требований законодательства при подключении в рамках национального проекта "Цифровая экономика" социально значимых объектов к сети "Интернет", внедрении отечественного информационно-технологического оборудования и программного обеспечения, оказании государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Последовательно отстаивать позицию о недопустимости истребования у заявителей излишних документов, навязывания им платное услуг, волокиты при выполнении административных процедур.
3.15. В сфере реализации национальных проектов "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" и "Международная кооперация и экспорт" сосредоточить усилия на пресечении нарушений прав субъектов предпринимательской деятельности при проведении контрольно-надзорных мероприятий, устранении административных барьеров, препятствующих ведению бизнеса, в том числе внешнеэкономической деятельности, обеспечении равного доступа к получению поддержки в установленном законом порядке.
3.16. В области культуры проверять соблюдение законодательства при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте культурно-образовательных музейных комплексов, центров культурного развития в малых и средних городах и сельских культурно-досуговых учреждений, детских театров и муниципальных библиотек, обеспечении их необходимым оборудованием и материалами, вовлечении в установленном порядке в хозяйственный оборот объектов культурного наследия, а также хранении и использовании культурных ценностей, сохранении культурного наследия народов Российской Федерации.
3.17. Мерами прокурорского реагирования добиваться устранения выявленных нарушений закона. Требовать возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководителей коммерческих и некоммерческих организаций, привлечения виновных лиц к предусмотренным законодательством видам ответственности.
При наличии оснований реализовывать полномочия по направлению материалов в органы предварительного расследования в порядке, предусмотренном статьей 37 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Организовать контроль за законностью принимаемых по ним процессуальных решений.
Учитывать, что акты прокурорского реагирования не должны создавать препятствий для реализации национальных проектов.
3.18. Усилить прокурорский надзор за исполнением законодательства контролирующими органами, обратив внимание на полноту и эффективность использования ими контрольных (надзорных) полномочий, своевременность и достаточность мер, направленных на выявление и устранение нарушений закона.
3.19. В ходе проверок исполнения законодательства при реализации национальных проектов уделять повышенное внимание соблюдению требований законодательства о противодействии коррупции. Принимать надлежащие меры к обеспечению неотвратимости ответственности за коррупционные правонарушения. При выявлении в ходе проверок признаков совершения коррупционных преступлений обеспечить надлежащую правовую оценку действий виновных лиц.
3.20. Организовать участие в рассмотрении судами гражданских, административных и арбитражных дел, связанных с реализацией национальных проектов, по искам, заявлениям, административным исковым заявлениям прокуроров в соответствии со статьей 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статьями 52 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, своевременно приносить жалобы и представления на незаконные судебные акты.
3.21. Посредством исполнения предусмотренных законодательством процессуальных и иных полномочий обеспечивать своевременность и законность рассмотрения заявлений и сообщений о преступных посягательствах на бюджетные средства, выделенные в рамках национальных проектов, эффективный прокурорский надзор за соблюдением законов при возбуждении и расследовании уголовных дел, связанных с реализацией национальных проектов, а также осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
При выявлении нарушений в уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности поднадзорных органов своевременно принимать исчерпывающие меры реагирования, принципиально добиваться их устранения. Обеспечить своевременную и качественную проверку законности принимаемых органами предварительного расследования итоговых процессуальных решений в аппаратах прокуратур субъектов Российской Федерации. При согласии с ними соответствующие заключения направлять с учетом компетенции в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства (управление по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних), Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, Главную военную прокуратуру.
3.22. Обеспечить качественное поддержание в судах государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях, связанных с реализацией национальных проектов, принимать меры к обжалованию незаконных судебных решений. При выявлении в ходе судебного разбирательства по уголовным делам обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, в том числе отсутствия надлежащих профилактических мер, предлагать судам вынести частное определение (постановление).
3.23. Участвовать в разработке региональных нормативных правовых актов, уделять повышенное внимание проектам нормативных правовых актов, направленных на реализацию национальных проектов, добиваться исключения случаев принятия актов, не соответствующих требованиям федерального законодательства, а также не обеспечивающих заявленные цели исполнения национальных проектов.
4. Прокурорам субъектов Российской Федерации, Амурскому бассейновому, Байкальскому и Волжскому межрегиональным природоохранным прокурорам, прокурору комплекса "Байконур" один раз в квартал к 10 января, 10 апреля, 10 июля и 10 октября ежегодно представлять в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства, Главное управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, Главное уголовно-судебное управление, управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, управление методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью докладные записки о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере реализации национальных проектов (с заполненной таблицей согласно приложению к настоящему приказу).
Прокурорам субъектов Российской Федерации представлять в правовое управление в указанные сроки сведения о реализации мероприятий, предусмотренных пунктом 3.23 настоящего приказа.
В те же сроки докладные записки представлять:
транспортным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, - в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере;
военным прокурорам, приравненным к прокурорам субъектов Российской Федерации, - в Главную военную прокуратуру.
В докладных записках укрывать сведения о наиболее характерных нарушениях законодательства, в том числе допускаемых при расходовании бюджетных средств, выделяемых в рамках реализации национальных проектов, о принятых органами государственной власти и органами местного самоуправления незаконных нормативных правовых актах, регулирующих данную сферу деятельности, о недостатках в работе контролирующих и правоохранительных органов, о принимаемых прокурорами мерах по устранению выявляемых нарушений, о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.
Отдельно отражать деятельность прокуроров по противодействию коррупции, предъявлению в суды исков и заявлений в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в сфере реализации национальных проектов, инициированию уголовного преследования и осуществлению надзора за исполнением законов при расследовании уголовных дел о преступлениях, совершаемых в данной сфере, и участию прокуроров в рассмотрении этих дел в судах, а также обжалованию незаконных судебных постановлений.
5. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства, Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, Главному уголовно-судебному управлению, управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, управлению методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью, Главной военной прокуратуре проводить на постоянной основе анализ и мониторинг состояния законности и практики прокурорского надзора в области реализации национальных проектов, на основе которых осуществлять выработку мер по повышению качества и эффективности деятельности органов прокуратуры, оказывать методическую помощь в организации прокурорского надзора по соответствующим направлениям деятельности.
Проверку сведений о фактах нарушения закона, представляющих повышенную общественную опасность и ущемляющих права и законные интересы большого круга лиц, производить с выездом на место работников Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
6. Главному уголовно-судебному управлению, управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, управлению методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, правовому управлению, Главной военной прокуратуре в срок до 20 января и 20 июля ежегодно представлять в Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства информацию в рамках компетенции для доклада Генеральному прокурору Российской Федерации.
7. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства;
7.1. Во взаимодействии с Главным управлением по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, Главным уголовно-судебным управлением, управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управлением по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, управлением методико-аналитического обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования и оперативно-розыскной деятельностью, управлением по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере, Главной военной прокуратурой, Университетом прокуратуры Российской Федерации создать рабочую группу для рассмотрения актуальных вопросов организации прокурорского надзора в данной сфере, а также экспертные рабочие группы по надзорному сопровождению реализации каждого национального проекта.
7.2. Определить структурные подразделения Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства, ответственные за организацию надзора, координацию и контроль деятельности прокуроров по каждому национальному проекту.
7.3. Организовать обмен информацией о состоянии законности в сфере реализации национальных проектов с федеральными органами исполнительной власти; особое внимание уделять материалам Счетной палаты Российской Федерации и Казначейства России о результатах контрольных мероприятий в рассматриваемой сфере.
7.4. Активно взаимодействовать с МВД России, ФСБ России, ФАС России, Росфинмониторингом и иными заинтересованными органами при планировании и проведении проверочных мероприятий.
7.5. Обеспечить качественный и эффективный надзор за исполнением законодательства в деятельности федеральных министерств, служб и агентств, других органов и организаций федерального уровня, участвующих в реализации национальных проектов, их должностных лиц, соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
7.6. Установить контроль за осуществлением прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним специализированными прокурорами надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов в соответствии с их компетенцией.
7.7. Совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата готовить необходимые материалы и обеспечивать представительство Генеральной прокуратуры Российской Федерации на заседаниях межведомственной рабочей группы по мониторингу и контролю за эффективностью реализации национальных и федеральных проектов при президиуме Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам.
7.8. В срок до 30 января и 30 июля ежегодно докладывать Генеральному прокурору Российской Федерации о состоянии законности и практике прокторского надзора за соблюдением законодательства при реализации национальных проектов.
8. Управлению по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе установить контроль за осуществлением прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним специализированными прокурорами полномочий по участию прокуроров в рассмотрении гражданских, административных и арбитражных дел соответствующей категории, принесению жалоб и представлений на вынесенные по этим делам незаконные судебные акты.
9. Главному управлению по надзору за исполнением федерального законодательства (управлению по надзору за соблюдением прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних), Главному управлению по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельностью, управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, управлению по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере в установленном порядке обеспечить контроль за расследованием уголовных дел о преступлениях, совершенных при реализации национальных проектов.
10. Правовому управлению уделять особое внимание рассмотрению поступивших в Генеральную прокуратуру Российской Федерации проектов нормативных правовых актов, направленных на реализацию национальных проектов.
11. Главному уголовно-судебному управлению контролировать осуществление прокурорами субъектов Российской Федерации и приравненными к ним специализированными прокурорами деятельности по обеспечению участия в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях в сфере реализации национальных проектов и обжалованию незаконных судебных решений по таким делам.
12. Приказ опубликовать в журнале "Законность" и разместить на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
13. Контроль за исполнением приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений, управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, советникам Генерального прокурора Российской Федерации, старшим помощникам Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, помощникам заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по особым поручениям, ректору Университета прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным и иным специализированным прокурорам, которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.
Генеральный прокурор |
Ю.Я. Чайка |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Даны поручения по организации прокурорского надзора за реализацией нацпроектов.
Персональную ответственность за организацию надзора решено возложить на прокуроров регионов, приравненных к ним военных и иных специализированных прокуроров.
Вопросы надзора следует закрепить за конкретными работниками. Необходимо создать в аппаратах прокуратур межведомственные рабочие группы, систематически проводить проверки исполнения бюджетного законодательства и законодательства о закупках.
Ежеквартально следует представлять в Генеральную прокуратуру РФ докладные записки о состоянии законности и практике прокурорского надзора в сфере реализации нацпроектов. Приведена соответствующая таблица.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 14 марта 2019 г. N 192 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства при реализации национальных проектов"
Текст приказа опубликован в журнале "Законность", 2019 г., N 5
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 июля 2024 г. N 537
Изменения вступают в силу с 30 июля 2024 г.
Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 января 2022 г. N 10
Изменения вступают в силу с 19 января 2022 г.