Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО ПК "ЮГ-СНАБ" (далее - Заявитель) на действия Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - Заказчик), Комитета Ставропольского края по государственным закупкам (далее - Уполномоченный орган) при проведении аукционной комиссией Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком, Уполномоченным органом, АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение подрядных работ по объекту "Строительство нового корпуса государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница в городе Ставрополе" для обеспечения государственных нужд Ставропольского края (номер извещения 0121200004719000018) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В ФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Аукционной комиссией, Заказчиком, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в составе документации об Аукционе неправомерно размещено приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, содержащее требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов) используемых для выполнения работ, сведения о которых необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводом Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 05.03.2019 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 06.03.2019.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 05.02.2019;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 838 263 260 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 07.03.2019.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в составе документации об Аукционе неправомерно размещено приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, содержащее требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов) используемых для выполнения работ, сведения о которых необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно извещению о проведении Аукциона, объектом закупки является выполнение работ по строительству нового корпуса ГБУЗ Ставропольского края "Краевая детская клиническая больница в городе Ставрополе".
Из жалобы Заявителя следует, что поскольку выполнение строительных работ осуществляется в соответствии с проектной документацией, в которой установлены, в том числе требования к товарам (материалам) используемых для выполнения работ, Заказчиком, Уполномоченным органом в составе документации об Аукционе неправомерно размещено приложение N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, содержащее требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов) используемых для выполнения работ, сведения о которых необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе.
В пункте 3.5 документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе: "Первая часть заявки должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
На заседании Комиссии установлено, что в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов) используемых для выполнения работ.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии сообщил, что требования к конкретным значениям показателей товаров (материалов) используемых для выполнения работ, которые необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе установлены в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе исходя из потребности Заказчика и в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседание Комиссии явку представителей не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При проведении внеплановой проверки Комиссией выявлены следующее нарушение Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены следующие требования к товарам, например, такие как:
"Бруски. Сучки частично сросшиеся и несросшиеся пластевые и ребровые в общем числе сросшихся здоровых сучков в количестве на любом однометровом участке длины на каждой из сторон допускаются не более 4 шт., сучки загнившие, гнилые и табачные (в общем числе частично сросшихся и несросшихся здоровых сучков тех же размеров) (для соответствующего сорта) допускаются не более 1/2, гнили (для соответствующего сорта) допускаются только пестрая ситовая ядровая гниль в виде пятен и полос (общей площадью не более 10% от площади пиломатериала);
Брус. Грибные ядровые пятна (полосы) общей площадью от площади пиломатериала допускаются не более 20%, заболонные грибные окраски и плесень глубокие общей площадью от площади пиломатериала допускаются не более 20%" и другие.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, сведения о результатах испытаний таких товаров, а также сведения химического и компонентного состава товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, используемый при выполнении работ, для представления подробных сведений химического и компонентного состава товаров, а также о результатах испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Кроме того, в инструкции по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция) установлено, в том числе, следующее: "При наличии требований, установленных заказчиком в сносках и рисунках, на них в полной мере распространяются положения настоящей инструкции".
Вместе с тем, в пункте 43 приложения N 1 технического задания документации об Аукционе к товару "Уголок стальной" установлены, в том числе следующие технические характеристики товара: "Размер уголка - значение "b" рекомендуется не менее 50 мм; радиус внутреннего закругления R не менее 5,5 мм" и другие.
При этом, в пункте 43 приложения N 1 технического задания документации об Аукционе к товару "Уголок стальной" установлены технические характеристики товара, в том числе показатель "конструктивные особенности" указан на графических изображениях информации, которые также содержат такие характеристики, как значения "b", "R" и другие (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что из положений технического задания документации об Аукционе, Инструкции не представляется возможным прийти к однозначному выводу, каким именно образом участникам закупки необходимо предоставить конкретные значения показателей в составе первой части заявки, например, по товару "Уголок стальные", поскольку одни и те же значения установлены в техническом задании как на графических изображениях, так и в виде наименований показателей и числовых значений, что вводит участников закупки в заблуждение и препятствует надлежащему заполнению заявок на участие в закупке.
Также, в приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлен перечень государственных стандартов, используемых при разработке приложения N 1 (требования к техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товаров (материалов) используемых для выполнения работ).
При этом, Инструкция не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, поскольку ГОСТ не сопоставлен с конкретным товаром, указанным в таблице с перечнем ГОСТ, что препятствует надлежащему заполнению заявки на участие в Аукционе и ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, а также ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 5 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО ПК "ЮГ-СНАБ" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Аукционной комиссии, Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 06.03.2019 N 19/44/105/443 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.