Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ВРМ" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы судебных приставов (далее - Заказчик), аукционной комиссии Федеральной службы судебных приставов (далее - Аукционная комиссия), при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку оригинальных расходных материалов для периферийных устройств, используемых Федеральной службой судебных приставов (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 0173100012619000001) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Аукционной комиссии, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Аукционной комиссии:
1. Заказчиком в документации об Аукционе в описании объекта закупки в нарушение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, неправомерно установлено указание на товарный знак без использования слов "или эквивалент";
2. Аукционной комиссией принято неправомерное решение о допуске Заявителя к участию в Аукционе;
3. Заказчиком неправомерно включены в проект государственного контракта положения, в отношении характеристик товара, которые не представлены в составе заявки Заявителя.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 28.01.2019;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 900 548,30 рублей;
4) на участие в Аукционе подано 18 заявок;
5) к участию в Аукционе допущено 18 заявок;
6) дата проведения Аукциона - 18.02.2019;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 5 участников Аукциона, признанные соответствующими требованиям документации об Аукционе;
8) победителем Аукциона признан Заявитель с минимальным предложением о цене контракта 4 929 389,30 рублей.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе в описании объекта закупки в нарушении пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе неправомерно установлено указание на товарный знак без использования слов "или эквивалент".
В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе жалоба на положения документации и (или) извещения о проведении электронных процедур, закрытых электронных процедур может быть подана участником закупки до окончания срока подачи заявок на участие в таких процедурах. По истечении указанного срока обжалование соответствующих действий осуществляется только в судебном порядке.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона дата окончания срока подачи заявок - 14.02.2019. Вместе с тем, жалоба Заявителя на положения документации об Аукционе подана в ФАС России 21.02.2019, то есть по истечению срока, предусмотренного Законом о контрактной системе, для обжалования положений документации и (или) извещения о проведении закупки.
На основании изложенного, в соответствии с частью 3 статьи 105 Закона о контрактной системе довод жалобы Заявителя на положения документации о закупке Комиссией не рассматривается.
2. Согласно доводу Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение о допуске Заявителя к участию в Аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В силу части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки); наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе); конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.02.2019 N 0173100012619000001-1 (далее - Протокол) заявка Заявителя с порядковым номером "10" допущена к участию в Аукционе.
Пунктом 3.2 информационной карты документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать: 1) согласие участника Аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных Документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения Аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 44-ФЗ)".
На заседании Комиссии установлено, что заявка Заявителя, представленная представителями Заказчика, содержит согласие и конкретные показатели товаров, необходимых к поставке.
Пунктом 5.2 технического задания документации об Аукционе установлено в том числе, следующее: "В целях обеспечения совместимости и взаимодействия Товара с копировально-множительной техникой, используемой Заказчиком, а также соблюдения требований производителя копировально-множительной техники для обеспечения гарантийного обслуживания в установленный производителем срок, должен поставляться только оригинальный Товар фирмы-производителя в соответствии с настоящим Техническим заданием. Поставка неоригинального, совместимого или повторно заправленного/перезаправленного Товара НЕ ДОПУСКАЕТСЯ".
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что заявка Заявителя допущена к участию в Аукционе, так как заявка Заявителя содержит согласие на поставку товаров на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе.
Вместе с тем, в заявке Заявителя предложены технические характеристики товара, содержащие информацию о том, что Заявителем предложены к поставке неоригинальные, совместимые товары, что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, выразившиеся в допуске к участию в Аукционе Заявителя, а также по аналогичному основанию участника с порядковым номером "8", нарушают часть 4 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно включены в проект государственного контракта положения, в отношении характеристик товара, которые не представлены в составе заявки Заявителя.
Согласно доводу Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно включившего в проект государственного контракта положения, в отношении характеристик товара, которые не представлены в составе заявки Заявителя.
В соответствии со статьей 83.2 Закона о контрактной системе установлен порядок заключения контракта по результатам электронной процедуры.
Согласно части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 Закона о контрактной системе протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68 Закона о контрактной системе, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 Закона о контрактной системе, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.
В соответствии с частью 4 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз.
Частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 статьи 83.2 Закона о контрактной системе) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 Закона о контрактной системе (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта).
Заказчиком направлен проект государственного контракта Заявителю посредством функционала сайта Оператора электронной площадки.
На заседании Комиссии, представитель Заказчика пояснил, что в направленном Заказчиком проекте государственного контракта установлены требования к характеристикам поставляемого товара, в соответствии с техническим заданием документации об Аукционе.
При этом, в заявке Заявителя, представленной на заседании Комиссии, предложены к поставке неоригинальные, совместимые товары, что не соответствует требованиям документации об Аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что проект государственного контракта, направленный Заказчиком, не содержит условий, указанных в заявке Заявителя в отношении предложенных к поставке товаров, что не соответствует Закону о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ВРМ" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе довод Заявителя в отношении документации об Аукционе оставить без рассмотрения.
4. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе.
5. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
6. Передать материалы от 27.02.2019 по делу N 19/44/105/417 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 февраля 2019 г. N 19/44/105/417 "О нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был