Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки В.В. Сайбиевой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка В.В. Сайбиева оспаривает конституционность пункта 3 части 2 статьи 10 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ), согласно которому нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами.
Как следует из представленных материалов, после смерти в 2015 году гражданина Э.А. Сайбиева заявительнице было отказано в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца, поскольку их брак был расторгнут в 2012 году.
По мнению В.В. Сайбиевой, оспариваемое законоположение, примененное в ее деле судами общей юрисдикции, противоречит статьям 19 (части 1 и 2) и 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку служит основанием для отказа в назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца бывшей супруге, ставшей нетрудоспособной в период брака и получавшей от умершего алименты после расторжения брака в соответствии с положениями статьи 90 Семейного кодекса Российской Федерации.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий и правил исчисления их размеров, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
В статье 10 Федерального закона "О страховых пенсиях" законодатель установил право нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца на страховую пенсию по случаю потери кормильца и определил круг лиц, имеющих право на получение указанной пенсии, включив в число нетрудоспособных членов семьи супруга умершего кормильца, достигшего определенного возраста либо являющегося инвалидом (пункт 3 части 2).
Такое правовое регулирование направлено на предоставление в случае смерти кормильца нетрудоспособным членам его семьи, в том числе супругам, средств к существованию в виде страховой пенсии и не может расцениваться как нарушающее конституционные права не относящихся к указанной категории граждан, в том числе заявительницы, которая, являясь нетрудоспособным лицом, получает страховую пенсию по старости и имеет право на предоставление иных мер социальной поддержки, в том числе в связи с инвалидностью.
Разрешение же вопроса о расширении круга лиц, имеющих право на получение пенсии по случаю потери кормильца, и предоставлении данного права всем нетрудоспособным лицам, состоявшим на иждивении умершего кормильца, является прерогативой законодателя и не входит в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации, установленную статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сайбиевой Валентины Васильевны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 472-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сайбиевой Валентины Васильевны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 части 2 статьи 10 Федерального закона "О страховых пенсиях"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)