Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 января 2019 г. N 45-АПГ18-24
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.,
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Павлова Д.Б. о признании недействующим в части постановления Правительства Свердловской области от 18 октября 2017 г. N 783-ПП "О резервировании земель, находящихся на территории города Екатеринбурга, для государственных нужд Свердловской области в целях выполнения мероприятий по подготовке к проведению Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО-2025" по апелляционной жалобе Павлова Д.Б. на решение Свердловского областного суда от 20 сентября 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителя Павлова Д.Б. - Чибук М.С., представителя Правительства Свердловской области Кострицкого С.И., представителей Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области Фадеева А.А. и Миронова Т.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Павлов Д.Б. обратился в Свердловский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Свердловской области от 18 октября 2017 г. N 783-ПП "О резервировании земель, находящихся на территории города Екатеринбурга, для государственных нужд Свердловской области в целях выполнения мероприятий по подготовке к проведению Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО-2025" в части резервирования принадлежащих ему земельных участков.
Решением Свердловского областного суда от 20 сентября 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, Павлов Д.Б. обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, в связи с неправильным применением норм материального права.
Относительно доводов изложенных в апелляционной жалобе Правительством Свердловской области Москвы, Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области представлены возражения и отзыв.
До начала рассмотрения дела в апелляционной инстанции Правительство Свердловской области заявлено ходатайство о прекращении производства по делу, в связи с отменой оспариваемого акта постановлением Правительства Свердловской области от 20 декабря 2018 г. N 883-ПП.
В порядке части 2 статьи 214 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд вправе прекратить производство по административному делу об оспаривании нормативного правового акта в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт утратил силу, отменен или изменен и перестал затрагивать права, свободы и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия, отклоняет ходатайство административного ответчика о прекращении производства по делу, в связи с необходимостью проверки законности оспариваемого нормативного акта, так и возможного нарушения прав и законных интересов административного истца.
В судебное заседание Павлов С.Б., представители администрации города Екатеринбурга, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей лиц, участвующих в деле и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно подпункту 10.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации по предметам совместного ведения относится решение вопросов резервирования земель, изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации резервирование, изъятие земельных участков для нужд субъектов Российской Федерации отнесено к полномочиям субъектов Российской Федерации.
Правительство Свердловской области, является высшим постоянно действующим исполнительным органом государственной власти Свердловской области.
В соответствии с подпунктом 2-1 пункта 1 статьи 7 Закона Свердловской области от 07 июля 2004 г. N 18-ОЗ "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" Правительство Свердловской области на основании и во исполнения федеральных законов, иных нормативных правовых актов в Российской Федерации, законов Свердловской области, указов и распоряжений Губернатора Свердловской области издает правовые акты, в том числе по вопросам резервирования земель для государственных нужд Свердловской области.
В порядке предоставленных полномочий Правительством Свердловской области издано постановление от 18 октября 2017 г. N 783-ПП "О резервировании земель, находящихся на территории города Екатеринбурга, для государственных нужд Свердловской области в целях выполнения мероприятий по подготовке к проведению Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО-2025" (далее постановление от 18 октября 2017 г. N 783-ПП), которое опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (pravo.gov66.ru) 19 октября 2017 г. и официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) 24 октября 2017 г.
Указанное постановление принято на основании Конвенции о международных выставках от 22 ноября 1928 г. (вступившей в силу для СССР с 08 июля 1959 г.), в связи с участием Российской Федерации в проведении в 2025 году Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО" и представляющей город Екатеринбург как кандидата на проведение выставки. В результате на основании изданного постановления от 18 октября 2017 г. N 783-ПП для государственных нужд зарезервировано земель Свердловской области общей площадью 6 158 463,77 кв.м.
В июне 2017 года Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области совместно с администрацией города Екатеринбурга поручено до 01 августа 2017 года подготовить проект постановления Правительства Свердловской области о резервировании земельного участка для строительства объектов необходимых для проведения выставки. Согласованный с администрацией города Екатеринбурга проект постановления подготовлен и разработан Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области с учетом обоснования необходимости его принятия, рассмотрен и обсужден на заседании Правительства Свердловской области 18 октября 2017 г.
Постановление Правительства Свердловской области от 18 октября 2017 г. N 783-ПП принято по результатам голосования членов Правительства, опубликовано в установленном порядке.
Как следует из материалов дела Павлову Д.Б. принадлежат на праве общей долевой собственности на 1/3 долю на земельные участки с кадастровыми номерами - ... (входящие в состав земельного участка с кадастровым номером ... - единое землепользование 1 261 кв.м), а также на праве собственности на земельные участки с кадастровыми номерами ...
Все указанные земельные участки истца расположены в садоводческом некоммерческом товариществе "Сад им. Старых Большевиков" города Екатеринбурга и перечислены в приложении N 1 к постановлению от 18 октября 2017 г. N 783-ПП как резервируемые. Земельные участки зарезервированы - для размещения объектов регионального значения, в том числе линейных объектов, строительство и реконструкция которых необходимы для проведения Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО-2025". В постановлении предусмотрены ограничения прав на зарезервированные земельные участки: запрет на оформление в частную собственность земельных участков и расположенных на них зданий, строений, сооружений; запрет на строительство новых зданий, строений, сооружений; запрет на реконструкцию, иное улучшение существующих объектов капитального строительства, за исключением проведения их капитального или текущего ремонта в целях обеспечения поддержания их в технически безопасном состоянии для эксплуатации и использования.
В приложении N 1 к указанному постановлению указан перечень кадастровых номеров зарезервированных земельных участков, в который вошли земельные участки административного истца.
В ноябре 2017 г. в Единый государственный реестр недвижимости в отношении земельных участков на основании постановления от 18 октября 2017 г. N 783-ПП (приложения N 1) внесены записи об установлении ограничения прав на зарезервированные участки.
Административный истец полагает, что в оспариваемой части нормативным правовым актом нарушаются его права и законные интересы, поскольку актом предусмотрены ограничения его прав на принадлежащие ему земельные участки.
Судебная коллегия не находит оснований отмены решения суда по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 Земельного кодекса.
В силу пункта 4 указанной статьи порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации.
В порядке статьи 49 Земельного кодекса изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным, в том числе с выполнением международных договоров Российской Федерации, а также иными основаниями, предусмотренными федеральными законами. Указанный перечень оснований не является исчерпывающим.
Порядок резервирования земель определен Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2008 г. N 561.
В соответствии с пунктом 3 указанного Положения, решение о резервировании земель принимается на основании, в том числе документации по планировке территории.
Согласно Генеральному плану города Екатеринбург земельные участки административного истца, находящиеся на территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сад им. Старых Большевиков" отнесены к функциональной зоне "общественной и жилой застройки, застройки производственных территорий с повышенными архитектурно-художественными требованиям", "озелененные территории интенсивного использования, в том числе лесные парки", "магистральные дороги".
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Екатеринбург, утвержденными Министерством строительства и развития инфраструктуры Свердловской области от 29 июня 2017 г. N 704-п (действовавшими до 29 июня 2018 г.) вся территория садоводческого некоммерческого товарищества "Сад им. Старых Большевиков" отнесена к территориальной зоне многоэтажной жилой застройки (Ж-5), которая также установлена в действующих Правилах землепользования и застройки города.
Концепцией градостроительного развития города Екатеринбурга в границах Екатеринбургской кольцевой автодороги, утвержденной постановлением администрации города Екатеринбурга от 31 декабря 2015 г. N 4038 в отношении территории садоводческого некоммерческого товарищества "Сад им. Старых Большевиков" утверждена функциональная зона "региональная культурно-деловая зона" для проведения, в том числе международных мероприятий с назначением "Международный конгрессцентр".
Как следует из материалов дела 23 ноября 2018 г. в Париже состоялось заседание Международного бюро выставок, на котором определено место проведения Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО-2025". Местом ее проведения по итогам голосования определена страна Япония, город Осака.
В связи с утратой необходимости резервирования земель Правительством Свердловской области 20 декабря 2018 г. принято постановление N 883-ПП "О признании утратившим силу постановления Правительства Свердловской области от 18 октября 2017 г. N 783-ПП "О резервировании земель, находящихся на территории города Екатеринбурга, для государственных нужд Свердловской области в целях выполнения мероприятий по подготовке к проведению Всемирной универсальной выставки "ЭКСПО-2025".
Прекращение ограничения прав, установленных постановлением Правительства Свердловской области от 18 октября 2017 г. N 783-ПП, зарегистрировано в ЕГРН.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ) муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт больше не действует и в ЕГРП внесены сведения о прекращении ограничения прав в отношении земельных участков истца, то оснований признавать его недействующим в оспариваемой части не имеется.
Доказательств, свидетельствующих о фактически наступивших последствий ограничений прав и законных интересов в период действия нормативного акта в дело не представлено. Как и не представлено доказательств отказа органов государственной власти от совершения тех или иных действий связанных с владением пользованием и распоряжением имуществом.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, определила:
решение Свердловского областного суда от 20 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Павлова Д.Б. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 января 2019 г. N 45-АПГ18-24
Текст определения опубликован не был