Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2019 г. N 4-АПГ18-27
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Козюковой Н.И., Первозванской Т.Д., Беленьковой А.Н. о признании недействующим постановления Правительства Московской области от 10 октября 2017 г. N 845/37 "Об изменении границ лесопарковых зон Московской области" по апелляционной жалобе Козюковой Н.И., Первозванской Т.Д., Беленьковой А.Н. на решение Московского областного суда от 14 августа 2018 г., которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя административных истцов Дубовика Д.В., пояснения представителя Правительства Московской области Горячевой Ю.И. и представителя Министерства экологии и природопользования Московской области Помараевой Е.С., представителя Комитета лесного хозяйства Московской области Дунаева М.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Козюкова Н.И., Первозванская Т.Д., Беленькова А.Н. обратились в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Московской области от 10 октября 2017 г. N 845/37 "Об изменении границ лесопарковых зон Московской области".
Решением Московского областного суда от 14 августа 2018 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Козюкова Н.И., Первозванская Т.Д., Беленькова А.Н. обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Относительно доводов апелляционной жалобы Комитетом лесного хозяйства Московской области и прокуратурой Московской области представлены отзыв и возражения.
В судебное заседание представители Губернатора Московской области, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз), извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзывы и возражения на нее, заслушав представителей лиц участвующих в деле, а также заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с подпунктом 60 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе решение вопросов утверждения нормативно-правового регулирования отдельных вопросов в области лесных отношений, осуществления полномочий собственников лесных участков в пределах, установленных лесным законодательством.
В силу пунктов 1 и 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе: владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации; определение функциональных зон в лесопарковых зонах, площади лесопарковых зон, зеленых зон, установление и изменение границ лесопарковых зон, зеленых зон.
Согласно пунктам 5.7, 5.8, 5.9 статьи 13 Закона Московской области от 02 ноября 2011 г. N 230/2005-ОЗ "О Правительстве Московской области" к полномочиям Правительства Московской области в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, природопользованием, землепользованием и лесными отношениями относятся, в том числе: организация, рассмотрение предложений об установлении или изменении площади, границ лесопарковой зоны, зеленой зоны, функциональных зон в лесопарковой зоне и принятие решения о подготовке документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны; принятие решения об утверждении документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны или о ее доработке; принятие решения об установлении или изменении площади, границ лесопарковой зоны, зеленой зоны, функциональных зон в лесопарковой зоне.
Как следует из материалов дела Правительством Московской области от 10 октября 2017 г. принято постановление N 845/37 "Об изменении границ лесопарковых зон в Московской области" (далее - постановление от 10 октября 2017 г. N 845/37), которое официально опубликовано на официальном Интернет-портале Правительства Московской области от 19 октября 2017 г. http.//www.mosreg.ru, в газете "Ежедневные Новости. Подмосковье" от 26 октября 2017 г. N 202, в информационном вестнике Правительства Московской области от 31 января 2018 г. N 2.
Постановлением от 10 октября 2017 г. N 845/37 утверждена документация по проектированию (изменению) границ лесопарковых зон в лесах Дмитровского лесничества Московской области. Из границ лесопарковых зон исключены лесные участки Дмитровского лесничества Орудьевского участкового лесничества части квартала 45 общей площадью 17,2 га. С целью компенсации исключаемых из лесопарковых зон лесных участков в границы лесопарковых зон включен лесной участок Дмитровского лесничества Дмитровского участкового лесничества части квартала 48 площадью 17,3 га.
Указанная компенсация сохраняет на прежнем уровне рекреационную емкость лесов лесопарковых зон Московской области.
Целью изменения границ лесопарковых зон является модернизация полигона ТКО "Нейпено".
Административные истцы, являющиеся правообладателями объектов недвижимости, расположенных в поселке Рыбное, с. Орудьево Дмитровского муниципального района Московской области, считают, что постановление Правительством Московской области от 10 октября 2017 г. N 845/37 принято с нарушением норм действующего законодательства о защите лесов и обороте земель, поскольку на землях лесного фонда для предотвращения и ликвидации загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы запрещено размещение полигона захоронения твердых бытовых отходов.
В соответствии с требованиями Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" Правительством Московской области постановлением от 22 декабря 2016 г. N 984/47 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области" утверждена Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами.
В результате разработки Территориальной схемы выявлена необходимость строительства объектов обезвреживания, обработки и размещения отходов производства и потребления с учетом всех необходимых требований, в том числе санитарных норм и правил. Проведенный анализ показал, что в целях минимизации объемов захоронения отходов на полигоне ТБО "Непейно" оптимальным является строительство мусороперерабатывающего завода за счет перевода земель лесного фонда. Необходимые для модернизации полигона лесные участки общей площадью 17,2 га отнесены к категории защитных лесов "леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов "лесопарковые зоны". Поскольку в соответствии со статьей 105 Лесного кодекса Российской Федерации в лесопарковых зонах ведение деятельности, связанной с модернизацией полигонов ТКО, не разрешается, то уполномоченным органам необходимо было осуществление процедуры исключения лесных участков из границ лесопарковых зон с учетом предусмотренной законодательством компенсации.
Порядок определения функциональных зон в лесопарковых зонах, их площади и границ предусмотрен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1007 (далее - Положение от 14 декабря 2009 г. N 1007).
В соответствии с пунктом 15 указанного Положения решение о подготовке документации по проектированию границ лесопарковой зоны и (или) зеленой зоны принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно либо по предложениям заинтересованных органов местного самоуправления.
Согласно пункту 21 указанного Положения функциональные зоны в лесопарковой зоне, площадь и границы лесопарковой зоны, зеленой зоны устанавливаются решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации на основании утвержденной проектной документации. Указанное решение должно содержать данные о площадях и границах зеленой зоны, лесопарковой зоны, входящих в ее состав функциональных зон. А также изменение площади и границ функциональных зон в лесопарковой зоне, лесопарковой зоны и зеленой зоны производится решением органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в порядке установленным настоящим Положением (пункт 23 Положения).
Как следует из материалов дела оспариваемое постановление принято в соответствии постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2009 г. N 1007 "Об утверждении Положения об определении функциональных зон в лесопарковых зонах, площади и границ лесопарковых зон, зеленых зон", с учетом обращения ООО "Эко-Жилком", решения Градостроительного совета Московской области от 03 декабря 2017 г., принятого на основании документации по проектированию (изменению) границ лесопарковых зон в лесах Дмитровского лесничества Московской области, разработанной в соответствии с Государственным контрактом с Министерством экологии и природопользования Московской области от 07 сентября 2017 г. N 1729-О, представленной филиалом федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг" "Мослеспроект" по согласованию с Федеральным агентством лесного хозяйства (Рослесхозом). Комиссией Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) 21 сентября 2017 г. рассмотрена проектная документация и утверждено заключение, подтверждающее соответствие представленных материалов требованиям законодательства Российской Федерации.
Проектная документация согласована и с главой городского поселения Дмитров Дмитровского муниципального района.
Согласно заключению, содержащемуся в документации по проектированию (изменению) границ лесопарковых зон в лесах Дмитровского лесничества, разработка документации по проектированию (изменению) границ лесопарковых зон выполнена в целях изменения категории защитных лесов, из "лесопарковых зон" в "ценные леса" (запретные полосы лесов, расположенные вдоль водных объектов)", в целях расширения полигона твердых бытовых отходов "Непейно", расположенного в Дмитровском муниципальном районе Московской области, в рамках реализации постановления Правительства Московской области от 25 октября 2016 г. N 795/39 "Об утверждении государственной программы Московской области "Экология и окружающая среда Подмосковья" на 2017-2026 годы".
Поскольку в соответствии со статьей 105 Лесного кодекса в лесопарковых зонах ведение деятельности, связанной с модернизацией полигонов не разрешается, то необходимо было осуществление процедуры исключения земельных участков из границ лесопарковых зон с учетом предусмотренной законодательством компенсации в целях перевода лесных участков из земель лесного фонда в земли иных категорий.
Изменение границ лесопарковых зон, отраженное в проектной документации не влечет за собой уменьшение их площади и сохранит целостность лесных массивов, отнесенных к защитным лесам в Дмитровском лесничестве, в связи с предусмотренной компенсацией.
Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.
Уполномоченные в области обращения с отходами федеральные органы определяют нормы и правила, нормативы, направленные на обеспечение безопасного обращения с отходами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, в соответствии с перечнем таких объектов, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с указанным законом, Правительством Московской области принята Территориальная схема обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, утвержденная постановлением Правительства Московской области от 22 декабря 2016 г. N 984/47 "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, Московской области".
Указанная схема предусматривает требования обеспечивающие состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 14 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Козюковой Нины Ивановны, Первозванской Татьяны Дмитриевны, Беленьковой Аллы Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2019 г. N 4-АПГ18-27
Текст определения опубликован не был