Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина В.Н. Ширяева к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин В.Н. Ширяев оспаривает конституционность части 6 статьи 43 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", а фактически ее первого предложения, согласно которому при установлении гражданину Российской Федерации, уволенному со службы в полиции, инвалидности вследствие военной травмы, полученной в связи с выполнением своих служебных обязанностей и исключившей возможность дальнейшего прохождения службы в полиции, ему в порядке, который определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, выплачивается ежемесячная денежная компенсация с последующим взысканием выплаченных сумм указанной компенсации с виновных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов жалобы, в период прохождения службы в органах внутренних дел заявитель принимал участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. В апреле 2001 года он был уволен со службы по ограниченному состоянию здоровья, после чего был признан инвалидом II группы вследствие заболевания, полученного при исполнении служебных обязанностей в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС. В назначении ежемесячной денежной компенсации, установленной оспариваемой нормой, В.Н. Ширяеву было отказано на том основании, что с учетом причины инвалидности ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в возмещение вреда здоровью, предусмотренная пунктом 15 части первой статьи 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а одновременное получение двух данных выплат исключено.
Правильность такого отказа была подтверждена судами общей юрисдикции со ссылкой в том числе на оспариваемое положение, которое, по мнению заявителя, вступает в противоречие с Конституцией Российской Федерации, в частности ее статьями 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой лишает лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы и утративших в связи с этим возможность продолжения службы, права на выплату ежемесячной денежной компенсации в целях возмещения вреда здоровью, причиненного при исполнении служебных обязанностей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Установление законодателем в части 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции" права сотрудника полиции на выплату ежемесячной денежной компенсации относится к формам реализации обязанности государства по возмещению указанной категории граждан вреда, причиненного их здоровью в связи с исполнением служебных обязанностей.
Данное законоположение, являясь элементом особого публично-правового механизма возмещения вреда пострадавшим сотрудникам полиции, закрепляет дополнительные социальные гарантии, предоставляемые в случае невозможности продолжения службы в связи с получением увечья или иного повреждения здоровья при осуществлении служебной деятельности, и в системе действующего правового регулирования направлено на защиту интересов сотрудников полиции, в равной мере распространяется на всех лиц, относящихся к названной категории, а потому не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя в указанном им аспекте.
Оспаривая конституционность первого предложения части 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции", В.Н. Ширяев полагает, что, поскольку в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 29 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, пенсии назначаются в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для граждан, ставших инвалидами вследствие военной травмы, обеспечение данной категории граждан ежемесячными денежными компенсациями, предусмотренными названными законами, должно осуществляться по аналогичному правилу, с предоставлением им, в частности, права выбора основания для установления данной выплаты.
Между тем разрешение данного вопроса составляет прерогативу федерального законодателя и не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, определенной статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ширяева Виктора Николаевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 486-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Ширяева Виктора Николаевича на нарушение его конституционных прав положением части 6 статьи 43 Федерального закона "О полиции"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)