Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2019 г. N 48-АПГ18-36
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Котович Ю.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Троицкая энергетическая компания" о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 15 декабря 2017 г. N 65/100 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемых закрытым акционерным обществом "Троицкая энергетическая компания" на территории Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования" по апелляционной жалобе закрытого акционерного общества "Троицкая энергетическая компания" на решение Челябинской областного суда от 03 августа 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения председателя закрытого акционерного общества "Троицкая энергетическая компания" Сагоконь Д.А., представителя Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области Ковалевой Р.Р., свидетеля Лябовой Е.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
закрытое акционерное общество "Троицкая энергетическая компания" (далее - ЗАО "ТЭК") обратилось в Челябинский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 15 декабря 2017 г. N 65/100 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемых закрытым акционерным обществом "Троицкая энергетическая компания" на территории Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования".
Решением Челябинского областного суда от 03 августа 2018 г. в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с решением суда, ЗАО "ТЭК" обратилось в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм права, регулирующих данные правоотношения, и неполное выяснение судом первой инстанции всех обстоятельств дела.
Относительно апелляционной жалобы Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области и прокуратура Челябинской области представили возражения.
В судебное заседание представители прокуратуры Челябинской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Отношения в сфере теплоснабжения регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении).
Государственное регулирование тарифов на тепловую энергию осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации 22 октября 2012 г. N 1075, которым утверждены, в том числе Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее - Основы ценообразования) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее - Правила регулирования цен (тарифов)), а также приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 13 июня 2013 г. N 760-э "Об утверждении методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения" (далее - Методические указания N 760-э).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 5, частью 3 статьи 7, пунктом 4 части 1 статьи 8 Закона о теплоснабжении, подпунктами 1, 2 пункта 7, подпунктом 35 пункта 8 Положения о Министерстве тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, утвержденного постановлением Губернатора Челябинской области от 31 декабря 2004 г. N 300, Министерство осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения в Челябинской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Губернатора Челябинской области следует читать как "от 31 декабря 2014 г."
Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 15 декабря 2017 г. N 65/100 "Об установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, оказываемых ЗАО "Троицкая энергетическая компания" на территории Троицкого городского округа, и долгосрочных параметров регулирования" (далее - постановление от 15 декабря 2017 г. N 65/100) установлены соответствующие тарифы и долгосрочные параметры регулирования на период 2018-2020 годов.
Приложением 1 к названному постановлению тарифы на услуги по передаче тепловой энергии установлены на период с 01 января 2018 г. по 30 июня 2019 г. в размере 251,03 руб./Гкал, на период с 01 июля 2019 г. по 30 июля 2020 г. в размере 280,41 руб./Гкал, на период с 01 июля 2020 г. по 31 декабря 2020 г. в размере 287,22 руб. Г кал. Приложением N 2 долгосрочные параметры регулирования для формирования тарифов на услуги по передаче тепловой энергии установлены с использованием метода индексации установленных тарифов, а именно определен базовый уровень операционных расходов на 2018 год в размере 26 180,81 тыс. руб., индекс эффективности операционных расходов на 2019 год - 1%, на 2020 год - 1%.
В обоснование заявления административный истец указал на то, что указанное постановление противоречит нормативным правовым актам, регулирующим правоотношения в сфере теплоснабжения имеющим большую юридическую силу. По мнению общества органом регулирования необоснованно снижены расходы по статья затрат "Расходы на сырье и материалы" и исключены выпадающие доходы от осуществления деятельности по сбыту тепловой энергии части расходов, связанных с наличием дебиторской задолженности, относимых к статье "Расходы по сомнительным долгам".
Согласно пункту 22 Основ ценообразования тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, амортизацию основных средств и нематериальных активов, нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.
Согласно пункту 73 Основ ценообразования величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57-66 названного документа с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
Пунктом 59 Основ ценообразования предусмотрено, что базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.
В силу пункта 3 названных Правил базовый уровень операционных расходов регулируемой организации определяется органом регулирования для каждой регулируемой организации с учетом пунктов 28-31, 40-42, 44, 58 Основ ценообразования.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЗАО "ТЭК" в период с 21 ноября 2014 г. по 21 апреля 2017 г. постановлением администрации г. Троицка был присвоен статус единой теплоснабжающей организации (далее - ЕТО), осуществляющей деятельность по передаче и сбыту тепловой энергии в центральной части г. Троицка, в связи с чем для общества устанавливались тарифы на тепловую энергию, вырабатываемую филиалом ПАО "ОГК-2" - Троицкая ГРЭС и поставляемую ЗАО "ТЭК" потребителям г. Троицка, на основании необходимой валовой выручки, включающей в себя расходы на содержание всего теплосетевого комплекса общей протяженностью 72,2 км, обслуживаемого ЗАО "ТЭК" (порядка 70 км) и ЗАО "Теплосервис" (2,25 км).
В качестве обоснования для установления тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2018-2020 годы обществом в орган регулирования представлены договоры субаренды тепловых сетей от 26 сентября 2017 г., заключенные с ООО "Районные тепловые сети" (далее - ООО "РТС"), договоры аренды ООО "РТС" с собственниками тепловых сетей - ООО "Теплосети" и ЗАО "Теплосервис" от 22 мая 2017 г. Также в орган регулирования представлены предложения по включению в тариф выпадающих доходов общества от осуществления деятельности по реализации тепловой энергии (до 30 июня 2017 г.) в отношении расходов по сомнительным долгам в размере 237 086,650 тыс. руб.
По результатам проведенной экспертизы на основании имеющихся у органа регулирования документов, составлено заключение, в котором ряд расходов, предлагаемых обществом для включения в расчет тарифов, исключены как экономически необоснованные.
Пунктами 40, 41 Основ ценообразования установлено, что расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с методическими указаниями.
При определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные предприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.
Согласно экспертному заключению, включаемые в необходимую валовую выручку затраты по статье "Расходы на сырье и материалы", а именно расходы на ремонт хозяйственным способом приняты органом регулирования в размере 5 510,90 тыс. руб., против заявленных обществом 11 123,35 тыс. руб.
Эксперты органа регулирования, проанализировав представленные в материалы тарифного дела план мероприятий по подготовке тепловых сетей центральной части г. Троицка к осенне-зимнему периоду 2018-2019 годов, локальные сметы и расчеты к ним, а также принимая во внимание результаты стоимостной экспертизы от 14 декабря 2017 г., поведенной специалистами Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, сделали вывод, что материалы и документы, обосновывающие расходы по указанной статье затрат, представленные обществом при подаче первоначального заявления на установление тарифов, а также направленные 14 декабря 2018 г. по запросу органа регулирования, не содержат в своем составе документов, обосновывающих объем мероприятий по ремонту основных средств, выполняемых хозяйственным способом и расчетных цен.
Учитывая изложенное, органом регулирования в соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования, в отсутствие документов, обосновывающих необходимый объем ремонтных работ на реализацию мероприятий, отраженных в локальных сметных расчетах, расходы на сырье и материалы в тарифе на 2018 год приняты на уровне экономически обоснованных расходов, учтенных в тарифах за ЗАО "ТЭК" за 2017 год.
Довод административного истца о возможности определения планируемого объема работ в соответствии с пунктом 1.13 РД 153-34.0-20.52299 Типовой инструкции по периодическому техническому освидетельствованию трубопроводов тепловых сетей обоснованно признан судом первой инстанции несостоятельным, поскольку указанным пунктом Инструкции регламентируется срок службы тепловых сетей, который принимается проектировщиками при технико-экономических обоснованиях проектов.
Между тем, сроки проведения планово-предупредительных ремонтов тепловых сетей установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 г. N 115. В соответствии с пунктом 6.2.42 названных Правил капитальный ремонт тепловых сетей проводится 1 раз в 5 лет. В этой связи организация должна разрабатывать долгосрочные графики проведения ремонтов в отношении всех участков тепловых сетей.
В отсутствие надлежащим образом оформленных дефектных ведомостей, обосновывающих необходимый объем ремонтных работ на реализацию заявленных мероприятий, стоимость реализации таких мероприятий, определенная по локальной смете в сумме 13 022,944 тыс. руб. (без учета НДС) не является экономически обоснованной.
Расходы на обслуживание ЦТП в размере 360 тыс. руб. по договору от 05 декабря 2017 г. N 166-17, заключенному с ЗАО "ЖЭК", исключены органом регулирования из состава необходимой валовой выручки, в связи с отсутствием расчета объема оказываемых услуг, информации о конкурсных процедурах, коммерческих предложений по выбору подрядной организации.
При установлении тарифа на 2018 год по статье "Выпадающие доходы от осуществления деятельности по сбыту тепловой энергии в части расходов, связанных с наличием дебиторской задолженности, относимых по статье "Расходы по сомнительным долгам" органом регулирования из состава необходимой валовой выручки исключена сумма 237 086,650 тыс. руб.
Согласно пункту 47 Основ ценообразования и пункту 39 Методических указаний N 760-э, в состав неподконтрольных расходов необходимой валовой выручки организации подлежат включению расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.
В соответствии с постановлением администрации города Троицка Челябинской области от 12 апреля 2017 г. N 739 ЗАО "ТЭК" утратило статус единой теплоснабжающей организации, и на момент установления тарифов на период 2018-2020 годов общество осуществляло деятельность не обладая названным статусом.
Заявленные организацией выпадающие доходы в отношении расходов по сомнительным долгам, учитываемые в составе необходимой валовой выручки в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования, не заявлялись обществом в период осуществления деятельности в статусе единой теплоснабжающей организации с ноября 2014 г. по 30 июня 2017 г. и, как следствие, не учитывались в тарифах на тепловую энергию 2015-2017 гг.
Согласно абзаца первого пункта 12 Методических указаний N 760-э, определение состава расходов, включаемых в необходимую валовую выручку, и оценка их экономической обоснованности производятся в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета, а также в соответствии с Методическими указаниями.
Пунктом 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 34н, предусмотрено, что дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования, и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в порядке, предусмотренном пунктом 70 названного положения, или на увеличение расходов у некоммерческой организации.
Вместе с тем в подтверждение суммы расходов по сомнительным долгам обществом представлена только справка-расчет (резервы по сомнительным долгам) от 31 октября 2017 г., без расчета суммы резерва по сомнительным долгам за истекший период, определенного в размере 2-х % от необходимой валовой выручки и документов бухгалтерской и статистической отчетности, подтверждающих понесенные расходы от осуществления деятельности по передаче и сбыту тепловой энергии.
Поскольку в отношении расходов по статьям "Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера", "Расходы на обучение персонала" на 2018 год организацией не заявлялись, то они были приняты органом регулирования на уровне расходов, учтенных в тарифах на услуги по передаче тепловой энергии 2017 года в соответствии с пунктом 14 Правил регулирования цен (тарифов).
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Челябинского областного суда от 03 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Троицкая энергетическая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 14 февраля 2019 г. N 48-АПГ18-36
Текст определения опубликован не был