Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 2019 г. N 46-АПГ18-43
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "СамарТрансАвто-2000" о признании не действующим Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 г. N 539 (в редакции от 7 февраля 2012 г. N 181, от 6 сентября 2012 г. N 252, от 25 июля 2013 г. N 350, от 24 апреля 2014 г. N 421, от 20 сентября 2016 г. N 124) в части установления красных линий на земельном участке по апелляционным жалобам Думы городского округа Самара, главы городского округа Самара и администрации городского округа Самара, департамента градостроительства городского округа Самара на решение Самарского областного суда от 13 сентября 2018 г., которым административное исковое заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения представителей общества с ограниченной ответственностью "СамараТранс Авто-2000" Листратенко Е.В. и Сундеева А.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
общество с ограниченной ответственностью "СамараТрансАвто-2000" обратилось в суд с административным исковым заявлением о признании не действующим Генерального плана городского округа Самара, утвержденного решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 г. N 539, в части установления в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0115004:1 красных линий с даты нанесения их на схеме N 5 "Схемы границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", утверждённой решением Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 г. N 181.
Решением Самарского областного суда от 13 сентября 2018 г. заявление удовлетворено частично, признан недействующим Генеральный план городского округа Самара, утверждённый решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 г. N 539 (в редакции решения от 7 февраля 2012 г. N 181), в части установления красных линий в границах земельного участка с кадастровым номером 63:01:0115004:1, с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда, департамент градостроительства городского округа Самара, Дума городского округа Самара, глава городского округа Самара и администрация городского округа Самара обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, как принятый с нарушением норм права.
Относительно доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обществом с ограниченной ответственностью "СамараТрансАвто-2000" и прокуратурой Самарской области представлены возражения.
В судебное заседание представители Думы городского округа Самара, главы городского округа Самара, администрации городского округа Самара, департамента градостроительства городского округа Самара, представитель заинтересованных лиц ОАО "Гипрогор", ООО "Проектная мастерская "РЕКОН", извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав представителей административного истца и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 и части 1 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, утверждение генеральных планов городского округа.
В силу части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) генеральный план утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа.
В порядке предоставленных полномочий решением Думы городского округа Самара от 20 марта 2008 г. N 539 утвержден Генеральный план городского округа Самара, с последующим внесением в него изменений решениями Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 г. N 181, от 6 сентября 2012 г. N 252, от 25 июля 2013 г. N 350, от 24 апреля 2014 г. N 421 и от 20 сентября 2016 г. N 124.
Генеральный план впервые опубликован в издании "Самарская Газета" 3 апреля 2008 г. N 59, 10 апреля 2008 г. N 64, а внесенные в него изменения от 7 февраля 2012 г. N 181, опубликованы в "Самарской Газете" от 18 февраля 2012 г. N 29 (4806).
ООО "СамараТрансАвто-2000" является арендатором земельного участка с кадастровым номером 63:01:0115004:1, на территории которого расположены принадлежащие административному истцу здания.
С целью выкупа земельного участка общество в 2017 году обратилось с заявлением в администрацию городского округа Самары с заявлением о предоставлении в собственность за плату указанного земельного участка, в чем обществу отказано в связи с тем, что часть испрашиваемого земельного участка расположена на территории общего пользования.
Согласно сведений информационной системы обеспечения градостроительной деятельности городского округа Самары часть земельного участка расположена на территории общего пользования в границах красных линий улицы Луганской.
Как следует из дела Генеральный план городского округа Самара включает в себя схему N 5 "Схема границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры", на которой отображены красные линии застройки, в том числе в отношении земельного участка с кадастровым номером 63:01:0115004:1. Данная схема с отображением красных линий включена в Генеральный план решением Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 г. N 181.
Административный истец полагает, что отражение красных линий в Генеральном плане делает невозможным выкуп земельного участка.
Удовлетворяя в части заявленное требование суд исходил из того, что статьёй 23 Градостроительного кодекса не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации не находит оснований для отмены решения суда исходя из следующего.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления городского округа, в соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса.
В силу пункта 2 статьи 1, части 1 статьи 9, статьи 23 Градостроительного кодекса, территориальное планирование является долгосрочным планированием развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса в редакции, действовавшей на 7 февраля 2012 г., красные линии определены как линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
В силу пункта 2 части 3, частью 5 статьи 23 Градостроительного кодекса в указанной редакции предусмотрено, что генеральный план содержит, в том числе карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; карту функциональных зон поселения или городского округа.
В месте с тем, статьей 23 Градостроительного кодекса не предусмотрено обозначение красных линий на документах генерального плана городского округа. Проект красных линий утверждается отдельными документами в составе документации по планировке территорий.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, в том числе выделения элементов планировочной структуры, установления границ земельных участков, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства. Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (части 1, 4 статьи 41 Градостроительного кодекса).
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 3 статьи 42, пункта 2 части 6 статьи 43 Градостроительного кодекса красные линии отображаются на чертежах основной части проекта планировки территорий и на чертежах проекта межевания территорий, относящихся к документации по планировке территорий.
Таким образом, нормы, действовавшие в период внесения изменений в Генеральный план решением Думы городского округа Самара от 7 февраля 2012 г. N 181, не предусматривали отображения в нем красных линий застройки.
Довод, изложенный в апелляционных жалобах о соответствии схемы границ зон инженерной и транспортной инфраструктуры градостроительному законодательству, действовавшему в рассматриваемый период, отклоняется судом исходя из следующего.
Порядок подготовки и утверждения градостроительной документации установлены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 6 апреля 1998 г. N 18-30 (далее - Инструкция РДС 30-201-98).
Согласно пункту 3.8 Инструкции РДС 30-201-98 красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей.
В силу пунктов 4.1 и 4.2 Инструкции РДС 30-201-98 проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500, 1:1000 и 1:2000. Красные линии разрабатываются в составе: плана красных линий в масштабе исходного проекта и разбивочного чертежа красных линий.
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождаются указанием на необходимость последующей детальной разработки (пункт 4.3 Инструкции РДС 30-201-98).
Разделом 5 Инструкции РДС 30-201-98 установлены требования к содержанию по оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий.
План красных линий и разбивочный чертеж красных линий выполняются и оформляются в соответствии с требованиями "Инструкции о составе, порядке разработки, согласования и утверждения градостроительной документации", утвержденной Госстроем России Постановлением от 22 декабря 1993 г. N 18-58 (пункт 5.1 Инструкции РДС 30-201-98).
Разбивочный чертеж красных линий имеет текстовую часть, которая включает в себя в том числе: заголовок с указанием содержания документа (установление, изменение или отмена красных линий); регистрационный номер разбивочного чертежа, который присваивается документу после его утверждения; пояснительную записку, содержащую ссылку на разработанную градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий; подписи должностных лиц, согласовавших разбивочный чертеж (пункт 5.2 Инструкции РДС 30-201-98).
На разбивочном чертеже красных линий отражается, графическая информация. Устанавливаемые красные линии со всеми сопровождающими их надписями и размерами, включая в том числе: ширину проектируемых поперечных профилей улиц, проездов, технических зон, полосы между красными линиями и линиями застройки (м).; дополнительные размеры, определяющие построение устанавливаемых линий по действующим линиям, фасадам зданий и сооружений и другим условиям привязки (пункт 5.3 Инструкции РДС 30-201-98).
Разбивочный чертеж красных линий наряду с графической информацией должен содержать пояснительные надписи, в том числе: наименование улиц, рек, железнодорожных платформ, природных объектов и других элементов, определяющих местоположение территории в поселении; пояснительные надписи, облегчающие чтение чертежа: "зеленые насаждения", "линия застройки" (надпись делается со стороны застроенной территории), "техническая зона", "речной порт" и др. (пункт 5.4 Инструкции РДС 30-20198).
На разбивочном чертеже красных линий наносятся исходные данные для последующего расчета координат: протяженность прямых участков линий, радиусы закруглений на криволинейных участках, точки переломов и т.д. (пункт 5.7 Инструкции РДС 30-201-98).
Таким образом, градостроительным законодательством, допускается возможность нанесения красных линий на карты генерального плана, только совмещенного с проектом детальной планировки.
Представленные же в дело документы департаментом градостроительства городского округа Самара: фрагмент схемы планировочных ограничений Генерального плана ул. Куйбышева 1987 г.; планшет N 245 масштаба 1:5000; материалы аэрофотосъемки, 2006 г., масштаб 1:2000; справка Росземкадастра комитета по земельным ресурсам и землеустройству в городе Самара от 2001 г.; постановление администрации города Самара от 24 августа 1992 г. N 679 "О предоставлении фактически занимаемого земельного участка Самарскому грузовому автотранспортному предприятию "Самараавтоконтейнер" с приложением схемы, а также схема N 5 и схема N 6 Генерального плана городского округа Самара не являются документами проекта детальной планировки, поскольку не соответствуют требованиям Инструкции РДС 30-201-98.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Самарского областного суда от 13 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Думы городского округа Самара, главы городского округа Самара и администрации городского округа Самара, департамента градостроительства городского округа Самара - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 7 февраля 2019 г. N 46-АПГ18-43
Текст определения опубликован не был