Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 января 2019 г. N 4-АПГ18-32
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" о признании недействующим решения Совета депутатов города Ивантеевки от 29 июня 2017 г. N 621/45 "Об утверждении генерального плана городского округа Ивантеевка Московской области" по апелляционной жалобе межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" на решение Московского областного суда от 5 сентября 2018 г., которым административное исковое заявление частично удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения Черняго Л.С., представителя межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" Дмитриева А.В., представителя Совета депутатов города Ивантеевка Московской области Уткиной Ю.А., представителя Министерства имущественных отношений Московской области Черняховской Л.Ю., представителя Комитета по архитектуре и градостроительству Московской области (правопреемник Главного управления архитектуры и градостроительства Московской области) Шманевой Д.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
межрегиональная общественная благотворительная организация "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" в интересах неопределенного круга лиц по обращению Черняго Л.С. обратилась в Московский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим решения Совета депутатов города Ивантеевки от 29 июня 2017 г. N 621/45 "Об утверждении генерального плана городского округа Ивантеевка Московской области".
Решением Московского областного суда от 5 сентября 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено частично. Оспариваемый нормативный правовой акт признан недействующим в части пересечения утверждаемых границ города Ивантеевки с землями лесного фонда Московского учебно-опытного, Гребневского и Щелковского лесничества квартал 151 выдел 26 площадь 12 кв.м, квартал 152 выдел 14, 18, 24 площадь 667 кв.м, квартал 155 выдел 15 площадь 1227 кв.м, квартал 156 выдел 22 площадь 30 кв.м, квартал 191 выдел 11, 13, 14, 16-19 площадь 6208 кв.м, квартал 192 выдел 10 площадь 17 кв.м, квартал 193 выдел 1, 8, 10, 14-16 площадь 12436 кв.м, квартал 194 выдел 1, 2, 13, 26 площадь 1756 кв.м, квартал 195 выдел 1, 2, 5 площадь 3741 кв.м, квартал 197 выдел 8, 12 площадь 342 кв.м, квартал 13 выдел 6, 7, 9 площадь 4225 кв.м в общей площади наложения 30 661 кв.м.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, административный истец обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить и удовлетворить административное исковое заявление в полном объеме.
Комитет лесного хозяйства Московской области, Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Согласно пункту 26 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Решением Совета депутатов города Ивантеевки Московской области от 29 июня 2017 г. N 621/45 утвержден Генеральный план городского округа Ивантеевка Московской области.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят в соответствии со статьей 35 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьями 24, 28 Устава города Ивантеевки Московской области, утвержденного решением Совета депутатов города Ивантеевки от 26 января 2017 г. N 530/37, Регламентом Совета депутатов города Ивантеевки Московской области, утвержденным решением Совета депутатов города Ивантеевки Московской области от 30 октября 2014 г. N 30/3.
В соответствии со статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Московской области от 30 декабря 2014 г. N 1169/51 "Об утверждении Положения о подготовке проектов документов территориального планирования муниципальных образований Московской области и направления их на утверждение в представительные органы местного самоуправления муниципального района, городского округа" подготовку проекта генерального плана обеспечивало Главное управление архитектуры и градостроительства Московской области.
В период с 13 апреля по 14 мая 2016 г. на основании постановлений Главы города Ивантеевки Московской области от 4 апреля 2016 г. N 25 "О назначении публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Ивантеевка", от 5 апреля 2016 г. N 461 "О создании комиссии по проведению публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Ивантеевка", от 8 апреля 2016 г. N 478 "О проведении публичных слушаний по проекту генерального плана городского округа Ивантеевка" - проведены публичные слушания. Заключения по их результатам опубликовано и размещено в сети "Интернет" в установленном порядке.
На очередном 44-м заседании Совета депутатов города Ивантеевки 29 июня 2017 г. присутствовало 16 депутатов; в повестку дня включен вопрос об утверждении генерального плана округа.
В этот же день состоялось внеочередное заседание N 45 с участием тех же депутатов и приглашенных лиц, в ходе которого установлен ошибочный подсчет голосов на заседании N 44 при решении вопроса об утверждении генерального плана, в связи с чем ранее принятое решение большинством голосов отменено.
При повторном обсуждении указанного вопроса решение принято большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа.
Оспариваемый нормативный правовой акт подписан главой города Ивантеевки Московской области и размещен на официальном сайте органов местного самоуправления города Ивантеевки в сети "Интернет", а также опубликован 19 июля 2017 г. в газете "Пульс Ивантеевки, N 58 (3294).
В соответствии с частью 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план является документом территориального планирования муниципального образования.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования, является установлением или изменением границ населенных пунктов.
В силу статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном данным Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 11 названного Федерального закона перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий разрешается в случае установления или изменения границы населенного пункта.
Из части 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что если в соответствии с проектом генерального плана предусматривается включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, то такой проект подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.
Порядок согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования утвержден приказом Минэкономразвития России от 21 июля 2016 г. N 460.
Пунктом 2.1 Порядка согласования предусматривается направление органом местного самоуправления, уполномоченным на подготовку документа территориального планирования, уведомления в Минэкономразвития России в случаях, указанных в части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 2.9 Порядка согласования Минэкономразвития России осуществляет подготовку сводного заключения на проект документа территориального планирования на основании заключений отраслевых федеральных органов, Госкорпораций о согласии с таким проектом документа или о несогласии с таким проектом документа с обоснованием принятого решения и направляет Сводное заключение органу, уполномоченному на подготовку проекта документа территориального планирования, почтовым отправлением и в электронной форме, и размещает его в ФГИС ТП в соответствии с пунктом 1.7 данного Порядка.
На основании подпункта "в" пункта 2.7 Порядка согласования отраслевые федеральные органы, Госкорпорации осуществляют проверку проектов генеральных планов в части включения в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5.4.3 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. N 736 "О Федеральном агентстве лесного хозяйства", Рослесхоз в пределах предоставленных законом полномочий осуществляет в том числе рассмотрение проектов схем территориального планирования муниципальных районов, генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и подготовку заключений в пределах своей компетенции.
Удовлетворяя административное исковое заявление в указанной части, суд первой инстанции исходил из факта пересечения границ населенных пунктов города Ивантеевки с находящимися в федеральной собственности лесными участками, подтвержденного заключением филиала ФГБУ "Рослесинфорг" "Центрлеспроект", в свою очередь, основанного на результатах картографического наложения материалов лесоустройства на карту (схему) границ населенных пунктов, входящих в состав городского округа Ивантеевка.
Поскольку проект генерального плана не согласован с Рослесхозом, суд первой инстанции сделал правильный вывод о нарушении порядка перевода земель из одной категории в другую.
Административный истец считает, что земельный участок с кадастровым номером 50:43:040102:16, на котором расположен лесопитомник, необоснованно отнесен к зоне общественно деловой застройки, поскольку тем самым уменьшена территория зеленого фонда.
Из материалов дела следует, что Ивантеевский лесопитомник был организован в 1933 году, впоследствии неоднократно реорганизовывался и менял ведомственную принадлежность.
Постановлением Главы администрации г. Ивантеевки от 14 ноября 1994 г. N 2450 за Ивантеевским лесопитомником закреплен по фактическому пользованию земельный участок площадью 234,4 га на праве постоянного (бессрочного) пользования для производственных целей.
Постановлением Главы г. Ивантеевки от 5 августа 2008 г. N 1037, согласованным ТУ Росимущества по Московской области и Рослесхозом, утвержден проект границ земельного участка Ивантеевского лесопитомника общей площадью 219,2 га, в том числе массив 1 площадью 579 907 кв.м, массив 2 площадью 568 496 кв.м, массив 3 площадью 130 178 кв.м, массив 4 площадью 913 748 кв.м., категория земель - земли населенных пунктов.
В 2015 году из собственности Российской Федерации в собственность Московской области переданы земельные участки с кадастровыми номерами 50:43:040301:2 - площадью 130 178 кв.м, 50:43:040102:16 - площадью 579 907 кв.м, 50:43:050101:14 - площадью 913 748 кв.м, 50:43:040101:21 - площадью 568 496 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов. Право собственности Московской области зарегистрировано в установленном порядке.
Имущественный комплекс, состоящий из перечисленных участков, в настоящее время арендован ФГУП "Ивантеевский лесной селекционный опытно-показательный питомник". Земельный участок с кадастровым номером 50:43:040102:16 относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - для производственных целей.
В соответствии с генеральным планом этот участок расположен в зоне П-6 "Предприятия инновационного профиля" (зона производственных и коммунальных объектов). На части участка планируется размещение скоростной автомобильной дороги регионального значения.
Судом первой инстанции установлено, что в отношении указанного участка отражено его фактическое использование, поскольку на нем располагаются административное здание, производственные помещения и иные сооружения, необходимые для осуществления производственной деятельности Ивантеевского лесопитомника.
Кроме того, вступившим в законную силу постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 9 ноября 2017 г. по делу N А41-35789/17 на Комитет лесного хозяйства Московской области была возложена обязанность по исключению из государственного лесного реестра и лесоустроительных планшетов участков лесного фонда, имеющих пересечение с земельными участками с кадастровыми номерами 50:43:040101:21, 50:43:050101:14, 50:43:040102:16.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Московского областного суда от 5 сентября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу межрегиональной общественной благотворительной организации "Общество защиты прав потребителей и охраны окружающей среды "ПРИНЦИПЪ" - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 31 января 2019 г. N 4-АПГ18-32
Текст определения опубликован не был