Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 января 2019 г. N 03-04-05/3211
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и благодарит за инициативу в отношении совершенствования законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с главой 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для налогообложения большинства видов доходов физических лиц установлена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов.
Учитывая, что взиманием данного налога непосредственно затрагиваются интересы физических лиц, особое внимание в действующем законодательстве по налогу на доходы физических лиц уделено предоставлению налоговых вычетов, уменьшающих налоговую базу. В частности, установлена система стандартных, социальных, имущественных и профессиональных налоговых вычетов, имеющих всеобщий характер. При этом каждый из перечисленных вычетов направлен на поддержку определенной категории граждан.
Кроме того, поддержка социально незащищенных слоев населения обеспечивается также освобождением отдельных доходов физических лиц от налогообложения. Перечень указанных доходов поименован в статье 217 Кодекса. Так, согласно пункту 8 статьи 217 Кодекса не подлежат налогообложению суммы единовременных выплат (в том числе в виде материальной помощи), осуществляемых налогоплательщикам из числа граждан, которые в соответствии с законодательством отнесены к категории граждан, имеющих право на получение социальной помощи, в виде сумм адресной социальной помощи, оказываемой за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных фондов.
Таким образом, существующая на сегодняшний день система обложения налогом на доходы физических лиц позволяет говорить о сбалансированном подходе, учитывающем интересы как налогоплательщиков, так и бюджетной системы Российской Федерации.
С 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, которая пересматривалась несколько раз и в разные годы имела от трех до семи диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 35 процентов. Стремление работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также сложности администрирования налогообложения доходов граждан, в том числе работающих по совместительству, выявили неэффективность действовавшего порядка налогообложения доходов физических лиц и применения прогрессивной шкалы налоговых ставок независимо от их величины и, тем самым, способствовали переходу к единой налоговой ставке.
Введение с 1 января 2001 года ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов для большинства видов доходов способствовало увеличению поступления налога на доходы физических лиц в бюджетную систему Российской Федерации. Для доходов, не связанных с работой по найму и выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), Кодексом установлена повышенная ставка в размере 35 процентов.
Кроме того, единая ставка налогообложения в размере 13 процентов является фактором инвестиционной привлекательности Российской Федерации и значительно упрощает исчисление и уплату налога, его администрирование налоговыми органами.
Основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц отдельных категорий физических лиц (семей с двумя и более детьми), а также установление необлагаемого минимума и введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
Заместитель директора Департамента |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 января 2019 г. N 03-04-05/3211
Текст письма опубликован не был