Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 23 ноября 2018 г. N 03-05-05-01/84819
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел письмо по вопросу правомерности установления субъектом Российской Федерации особенностей определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, предусмотренных подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в виде дифференциации таких объектов по признаку максимальной площади и сообщает.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых субъектом Российской Федерации могут быть установлены особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости, подлежащие включению в перечень объектов недвижимого имущества (далее - Перечень), определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса, поименованы в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, а условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3 - 5 статьи 378.2 Кодекса.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 Кодекса, как кадастровая стоимость имущества в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом статья 378.2 Кодекса не содержит перечня особенностей определения налоговой базы по налогу на имущество организаций, а также указания на конкретные особенности, которые могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.
Для целей налогообложения объектов недвижимого имущества исходя из кадастровой стоимости понятия торгового центра (комплекса) и торгового объекта определены пунктами 4 и 5 статьи 378.2 Кодекса, согласно которым торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (Определение от 23.06.2015 N 1259-О) указанные налоговые нормы устанавливают необходимые критерии, позволяющие отнести то или иное недвижимое имущество к объекту обложения налогом на имущество организаций, в отношении которого налоговая база подлежит исчислению с учетом такого показателя, как кадастровая стоимость.
Таким образом, в силу пункта 4 статьи 378.2 Кодекса каждое из вышеназванных условий является самостоятельным основанием для признания зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений в них соответственно торговым центром (комплексом) или торговым объектом, в связи с чем при определении уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации Перечня объектов недвижимого имущества в рамках статьи 378.2 Кодекса достаточно выполнения только одного из условий, установленных пунктами 4 и 5 статьи 378.2 Кодекса.
Что касается закона Воронежской области от 27.11.2003 N 62-ОЗ "О налоге на имущество организаций", предусматривающего особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости в отношении торговых центров (комплексов) и помещений в них, а также нежилых помещений - торговых объектов общей площадью до 2 000 квадратных метров, то следует иметь в виду что согласно статье 6 Кодекса признание нормативного правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется в судебном порядке. Правительство Российской Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган местного самоуправления, принявшие указанные акт, либо их вышестоящие органы вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него необходимые изменения.
Заместитель |
В.В. Сашичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.