Представление Счетной палаты РФ от 21 ноября 2016 г. N ПР 04-278/04-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год (п. 1.3.1.5.5) проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, нормативной и методической базы их формирования" в Министерстве иностранных дел Российской Федерации, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. В нарушение пункта 28 Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положения о формировании государственного задания) МИДом России не установлен порядок определения нормативных затрат на выполнение работ подведомственными федеральными бюджетными и автономным учреждением (МГИМО(у) МИД России) при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания, начиная с государственного задания на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
2. В нарушение пункта 35 Положения о формировании государственного задания значения затрат на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества бюджетных и автономных учреждений, подведомственных МИДу России, на 2017 год не утверждены в отношении ФГБОУ "Средняя школа-интернат МИД России", ФГБПОУ "Колледж МИД России", ФГБУДПО ИПК "ВКИЯ МИД России", ФГАОУ ВПО "МГИМО МИД России, ФГБОУ ВПО "Дипломатическая академия МИД России", ФГБУ "Курорт-парк "Союз" МИД России".
3. Обоснования бюджетных ассигнований (далее - ОБАС) на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания подведомственным МИДу России государственным учреждениям сформированы не в соответствии с кодами бюджетной классификации, установленными Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н (в редакции приказа Минфина России от 20 июня 2016 г. N 90н) (далее - Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации) и применяемыми при составлении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов".
Так, в соответствии с установленными Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации кодами бюджетные ассигнования на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) по разделу 07 "Образование", подразделу 04 "Среднее профессиональное образование" должны быть отражены по целевой статье расходов 02 1 02 90000 "Финансовое обеспечение выполнения функций федеральных государственных органов, оказания услуг и выполнения работ (Предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и иным некоммерческим организациям)". В ОБАС от 10 августа 2016 года бюджетные ассигнования на предоставление указанных субсидий отражены по коду 210290059 "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений".
4. В нарушение пункта 7 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 17 марта 2015 г. N 38н, форма ОБАС на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания подведомственным МИДу России государственным учреждениям не соответствует форме, предусмотренной приложением N 68 к указанному порядку.
Так, в ОБАС на предоставление услуг по реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования, среднего профессионального образования, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации отсутствуют разделы 2 "Расчет объема бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ)" и 3 "Сведения о нормативных правовых (правовых) актах, устанавливающих порядок расчета объема бюджетных ассигнований".
5. В нарушение пункта 7 Порядка размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях (www.bus.gov.ru) базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг и работ, ведомственных перечней государственных услуг и работ, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, и ведомственных перечней государственных (муниципальных) услуг и работ, оказываемых и выполняемых государственными учреждениями субъектов Российской Федерации (муниципальными учреждениями), утвержденного приказом Минфина России от 17 декабря 2014 г. N 152н, МИДом России не направлены в Федеральное казначейство с использованием информационной системы в электронной форме реквизиты ведомственного перечня государственных работ и услуг, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, подведомственными МИДу России, свидетельствующие об утверждении указанного перечня.
6. Загранучреждениями МИДа России как государственными заказчиками, действующими от имени Российской Федерации, в нарушение подпункта "а" пункта 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 552, не сформированы планы закупок товаров, работ, услуг на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в срок до 1 июля 2016 года. Приказ МИДа России от 1 июня 2016 г. N 8866 ДСП "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации, представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях" (далее - приказ МИДа России от 1 июля 2016 г, N 8866 ДСП) доведен до загранучреждений только в ноябре 2016 года.
7. В нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 2 Правил определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927, МИДом России не утверждены требования к закупаемым территориальными органами МИДа России, загранучреждениями МИДа России и подведомственными МИДу России казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг.
8. В нарушение абзаца второго пункта 2 Правил определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927, ведомственный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, утвержденный приказом МИДа России от 30 декабря 2015 г. N 24324, не содержит предельные цены закупаемых МИДом России отдельных видов товаров, работ, услуг.
9. В соответствии с пунктом 50 Нормативных затрат на обеспечение функций территориальных органов - представительств Министерства иностранных дел Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденных приказом МИД России от 1 июня 2016 г. N 8799 (далее - приказ МИДа России от 1 июня 2016 г. N 8799), затраты на наем жилого помещения на период командирования определяются с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2002 г. N 729 "О размерах возмещения расходов, связанных со служебными командировками на территории Российской Федерации, работникам, заключившим трудовой договор о работе в федеральных государственных органах, работникам государственных внебюджетных фондов российской федерации, федеральных государственных учреждений" и Указа Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 "О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих".
МИДом России в целях расчета объемов бюджетных ассигнований на 2017 год не утвержден единый норматив по возмещению расходов на наем жилого помещения при командировании сотрудников территориальных органов МИДа России в г. Москву. Территориальными органами МИДа России в расчетах бюджетных ассигнований на 2017 год предусматриваются различные нормы возмещения затрат на наем жилого помещения на период командирования в г. Москву, которые отличается более чем в 2 раза.
Так, для прибывших сотрудников территориальных органов МИДа России в г. Москву из г. Воронежа установлена норма возмещения расходов в размере 3 тыс. рублей в сутки, для прибывших в г. Москву из г. Владивостока - 7 тыс. рублей в сутки; для представителей, руководителей территориальных органов МИДа России, прибывающих в г. Москву из г. Мурманска, предусмотрена норма возмещения затрат в размере 5,3 тыс. рублей в сутки, для представителей из г. Оренбурга - 12,1 тыс. рублей в сутки.
10. Установлены факты несоответствия планируемых МИДом России на 2017 год расходов федерального бюджета на закупку товаров, работ, услуг нормативным затратам, утвержденным приказами МИДа России от 1 июня 2016 г. N 8799 и от 1 июня 2016 г. N 8800 ДСП:
при планировании бюджетных ассигнований на 2017 год на приобретение комплекта нестандартной мебели по центральному аппарату норматив превышен на 495,2 тыс. рублей (при утвержденных приказом МИДа России от 1 июня 2016 г. 8866 ДСП нормативных затратах в размере 300,0 тыс. рублей за один комплект в проект плана закупок товаров, работ, услуг включен комплект стоимостью 795,2 тыс. рублей);
закупка 2-х единиц транспортных средств для территориальных органов МИДа России на сумму 2,3 млн. рублей была запланирована в нарушение пункта 93 Методики определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, являющейся приложением к Правилам определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084, (далее - Методика) и приложения N 2 к приказу МИДа России от 1 июня 2016 г. N 8799, в соответствии с которыми для территориального органа предусмотрено не более одной единицы служебного транспортного средства в расчете на 50 единиц предельной численности гражданских служащих и ценой не более 1,0 млн, рублей (1,2 млн. рублей для отдельных регионов) включительно;
планирование бюджетных ассигнований на услуги подвижной (сотовой) связи по центральному аппарату на 2017 год в сумме 17 601,1 тыс. рублей было осуществлено в нарушение приложения N 1 к Методике и пункта 6 Нормативных затрат на обеспечение функций Министерства иностранных дел Российской Федерации, утвержденных приказом МИД России от 1 июня 2016 г. N 8800 ДСП (расчет бюджетных ассигнований был осуществлен не на основе количества сотрудников центрального аппарата МИДа России по группам и категориям должностей, которые в 2017 году будут обеспечены средствами подвижной связи, а за основу взята средняя расчетная сумма 3 091,4 тыс. рублей от коммерческих предложений трех операторов сотовой связи по состоянию на апрель 2016 года).
11. МИДом России в сроки, установленные пунктом 17 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (до 1 июля 2016 года), не разработан предварительный проект плана информатизации Министерства иностранных дел Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов.
12. Методика прогнозирования поступлений доходов, администрируемых Министерством иностранных дел, в федеральный бюджет, утвержденная приказом МИДа России от 8 сентября 2016 г. N 17327 (далее - Методика), не соответствует Общим требованиям к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 (далее - Общие требования).
Подпунктом "в" пункта 6 Общих требований установлено, что при разработке методики прогнозирования налоговых доходов учитывается информация о ставках платежей с указанием соответствующей нормы законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Вместе с тем, в Методике по КБК 310 08 06000 01 0001 1 10 "Государственная пошлина за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с выездом из Российской Федерации" не указывается норма закона, устанавливающая конкретные ставки государственной пошлины, и не учтена информация о размерах государственной пошлины в соответствии с пунктом 1 статьи 333.28 Налогового кодекса Российской Федерации.
13. В соответствии с пунктом 14 раздела III Рекомендаций по заполнению реестра расходных обязательств на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (письмо Минфина России от 21 июля 2016 года N 16-01-08/42065) в реестре расходных обязательств отражаются законодательные и иные нормативные правовые акты 2-х уровней:
федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы Российской Федерации, указы Президента Российской Федерации, устанавливающие правовые основания для возникновения и (или) принятия расходных обязательств Российской Федерации;
нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации и (или) государственного органа Российской Федерации, устанавливающие направление расходов по целевой статье расходов.
Вместе с тем, в реестре расходных обязательств в отношении большинства расходных обязательств МИДа России не указаны нормативные правовые акты второго уровня (постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации, приказы МИДа России и иные акты, устанавливающие направления использования средств федерального бюджета).
14. В соответствии с пунктом 4.3. раздела 4 Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета по кодам классификации расходов бюджетов на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (доведены письмом Минфина России от 21 июля 2016 г. N N 16-0108/42065) (далее - Методические указания) установлено, что федеральные государственные органы, имеющие загранучреждения (загранпредставительства, представителей), при представлении возвратного распределения уменьшают доведенный объем бюджетных ассигнований на обеспечение деятельности загранучреждений (загранпредставительств, представителей) на объем прогнозируемого на счетах загранучреждений (загранпредставительств, представителей) остатка средств от иных поступлений от разрешенных видов деятельности, полученных в предыдущем периоде (далее - доходы, получаемых за рубежом), и остатка средств бюджетного финансирования прошлых лет, планируемых по состоянию на 1 января 2017 года.
МИДом России указанное требование не было выполнено, и объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения функций загранучреждений на 2017 год не был уменьшен на планируемый объем остатков средств по состоянию на 1 января 2017 года в зависимости от целевой направленности расходов.
В соответствии с Протоколом Рабочей группы (подкомиссии) Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 14 сентября 2016 года по государственной программе Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность" МИДу России уменьшены бюджетные ассигнования на 2017 год только на финансирование зарубежного аппарата на 26,7 млн, долларов США (на сумму прогнозируемого остатка средств доходов, получаемых за рубежом, по состоянию на 1 января 2017 года).
МИДом России не выполнены требования пункта 4.3. раздела 4 Методических указаний в части уменьшения доведенного объема бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение функций загранучреждений на сумму прогнозируемого остатка средств бюджетного финансирования прошлых лет на 1 января 2017 года в зависимости от их целевой направленности.
При этом остатки средств на счетах загранучреждений МИДа России составляли:
на 1 января 2016 года - 162 407,6 тыс. долларов США (11 836,7 млн. рублей), из них остатки средств доходов, полученных за рубежом, - 110 790,6 тыс. долларов США (8 074,7 млн. рублей) и остатки средств бюджетного финансирования прошлых лет - 51 617,0 тыс. долларов США (3 761,98 млн. долларов США);
на 1 июля 2016 года - 251 357,9 тыс. долларов США (16 151,6 млн. рублей), из них остатки средств доходов, полученных за рубежом, - 145 319,0 тыс. долларов США (9 337,8 млн, рублей) и остатки средств бюджетного финансирования прошлых лет - 106 038,9 тыс. долларов США (6 813,8 млн, долларов США).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счётной палате Российской Федерации" Министерству иностранных дел Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1) установить порядок определения нормативных затрат на выполнение работ подведомственными МИДу России федеральными бюджетными и автономными учреждениями;
2) утвердить значения затрат на 2017 год на содержание не используемого для выполнения государственного задания имущества бюджетных и автономных учреждений, подведомственных МИДу России;
3) сформировать ОБАС на предоставление субсидий подведомственным МИДу России государственным учреждениям в соответствие с кодами бюджетной классификации, установленными Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н (в редакции приказа Минфина России от 20 июня 2016 г. N 90н), а также требованиями Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 17 марта 2015 г. N 38н;
4) направить в Федеральное казначейство с использованием информационной системы в электронной форме реквизиты ведомственного перечня государственных работ и услуг, оказываемых и выполняемых федеральными государственными учреждениями, подведомственными МИДу России, свидетельствующие об утверждении указанного перечня;
5) обеспечить формирование загранучреждениями МИДа России планов закупок товаров, работ, услуг на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов;
6) утвердить требования к закупаемым территориальными органами МИДа России, загранучреждениями МИДа России и подведомственными МИДу России казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг;
7) внести дополнения в ведомственный перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, утвержденный приказом МИДа России от 30 декабря 2015 г. N 24324, и установить предельные цены закупаемых МИДом России отдельных видов товаров, работ, услуг;
8) установить единые для всех территориальных органов МИДа России нормативы возмещения затрат на наем жилого помещения на период командирования сотрудников в г. Москву;
9) внести корректировки в объемы бюджетных ассигнований, предусмотренных центральному аппарату и территориальным органам МИДа России на закупки товаров, работ, услуг в 2017 году с учетов выявленных несоответствий планируемых расходов утвержденным приказами МИДа России от 1 июня 2016 г. 8800 ДСП и от 1 июня 2016 г. N 8799 нормативным затратам на обеспечение функций центрального аппарата и территориальных органов;
10) сформировать проект плана информатизации Министерства иностранных дел Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов в соответствии с требованиями пункта 17 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, и направить его на заключение в Минкомсвязи России;
11) привести методику прогнозирования поступлений доходов, администрируемых Министерством иностранных дел, в федеральный бюджет в соответствие с подпунктом "в" пункта 6 Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574;
12) внести в Реестр расходных обязательств в части МИДа России нормативные правовые акты второго уровня, устанавливающие направления использования средств федерального бюджета;
13) направить в Министерство финансов Российской Федерации предложения о сокращении объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение функций загранучреждений МИДа России в 2017 году с учетом прогнозируемых остатков средств на счетах за рубежом для их учета при рассмотрении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" в Государственной Думе Российской Федерации во втором чтении.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 17 ноября 2016 г. N 60К (1135).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру иностранных дел Российской Федерации необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов: по пунктам 3, 12 и 13 - до 28 ноября 2016 года, по пунктам 1-2, 4-11 - до 25 декабря 2016 года.
Аудитор |
А.И. Жданьков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 21 ноября 2016 г. N ПР 04-278/04-01
Текст представления официально опубликован не был