Представление Счетной палаты РФ от 17 октября 2016 г. N ПР 14-251/14-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности направления и эффективности использования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, выделенных на финансовое обеспечение расходов, связанных с проведением XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, а также распределения поступлений при его подготовке и проведении" в Министерстве культуры Российской Федерации, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 88-р образован Организационный комитет по подготовке и проведению XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского (далее - Организационный комитет Конкурса). При этом ни указанным распоряжением Правительства Российской Федерации, ни иными нормативно-правовыми документами не определены полномочия указанного организационного комитета и порядок организации его деятельности.
В рамках проведения Конкурса предполагалось создание Дирекции, в качестве которой Минкультуры России определило подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Российская государственная концертная компания "Содружество" (в ноябре 2015 года переименовано в Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Федеральная дирекция музыкальных и фестивальных программ "Росконцерт", далее - Учреждение). При этом документы Минкультуры России либо Организационного комитета Конкурса о создании Дирекции, а также положение, определяющее полномочия, состав и функции Дирекции, в ходе контрольного мероприятия представлены не были. При отсутствии документов, определяющих полномочия Организационного комитета Конкурса и Дирекции Конкурса, указанные структуры принимали решения о направлении и объеме расходования средств федерального бюджета, выделенных на проведение XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в 2015 году (далее - Конкурс). Таким образом, организация и проведение Конкурса были в полной мере нормативно не урегулированы.
2. Отбор исполнителя оказания услуг по проведению Конкурса был проведен Минкультуры России на основании Правил предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) в целях реализации творческих проектов в сфере культуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2013 г. N 143 (далее - Правила), а также Порядка отбора некоммерческих организаций в целях предоставления субсидий из федерального бюджета для реализации творческих проектов в сфере культуры, утвержденного приказом Минкультуры России от 1 апреля 2013 г. N 295 (далее - Порядок).
В ходе отбора некоммерческих организаций, письмами от 5 февраля 2015 г. N 3 и от 30 июля 2015 г. N 47 Некоммерческое партнерство содействия развитию культуры и искусства "Содружество-21 век" (далее - Партнерство) подало в Минкультуры России заявки на реализацию проекта: Подготовка и проведение XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского в 2015 году. Причем Партнерство было единственной некоммерческой организацией, подавшей заявку на реализацию указанного творческого проекта.
При этом документы, подтверждающие опыт работы некоммерческой организации-заявителя, установленные пунктом 3 Порядка, указанной заявкой представлены не были.
В качестве опыта работы Партнерства в заявках отражено наличие профессиональных трудовых ресурсов: 13 человек, из которых 11 человек являются работниками Учреждения с опытом работы в крупных проектах: государственных контрактах Учреждения на проведение 4-х мероприятий Минкультуры России в 2014 году.
Указанные заявки Партнерства были приняты Минкультуры России к рассмотрению в нарушение пункта 7 Порядка, в соответствии с которым в случае неполноты или недостоверности сведений, содержащихся в представленных документах, являющихся приложением к заявке, заявка к рассмотрению не принимается.
Опубликованные 29 января 2015 года и 28 июля 2015 года на сайте Минкультуры России объявления о приеме заявок от некоммерческих организаций, претендующих на получение субсидий из федерального бюджета на творческий проект по направлению музыкальное искусство, исполнительский конкурс по программам: "сольное пение", "фортепиано", "скрипка", "виолончель" не содержали информации о том, что указанный творческий проект является XV Международным конкурсом имени П.И. Чайковского в 2015 году, а также информации о стоимости указанного проекта.
Однако в письмах от 5 февраля 2015 г. N 3 и от 30 июля 2015 г. N 47 Партнерство просит оказать государственную поддержку в виде субсидии на подготовку и проведение Конкурса, а сметы расходов на указанный проект, приложенные к заявке Партнерства, точно соответствовали сумме расходов, предусмотренной Минкультуры России на проведение Конкурса в размере 270 000,0 тыс. рублей и объему средств, выделенных из резервного фонда Правительства Российской Федерации (далее - Резервный фонд) в сумме 71 760,6 тыс. рублей.
Указанные выше факты об отсутствии информации на сайте Минкультуры России о творческом проекте и о его стоимости, а также о том, что заявки единственной некоммерческой организации - Партнерства, поданные в Минкультуры России на государственную поддержку в виде субсидии на реализацию указанного творческого проекта, содержали полную информацию, как о проекте, так и о его стоимости, свидетельствуют о признаках нарушения Минкультуры России подпункта 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в соответствии с которым федеральным органам исполнительной власти запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности, запрещается предоставлять хозяйствующему субъекту доступ к информации в приоритетном порядке.
3. Минкультуры России предоставлена Партнерству субсидия в объеме 270 000,0 тыс. рублей на подготовку и проведение Конкурса.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 8 июня 2015 г. N 1048 Минкультуры России дополнительно направлено на подготовку и проведение Конкурса из Резервного фонда 71 760,6 тыс. рублей.
В обосновании выделения дополнительных средств из Резервного фонда Минкультуры России сослалось (письмо от 15 мая 2015 г. N 7062-01-50-ЧМ) на изменение курса российского рубля к доллару США, указывая в письме, что первоначальная смета Конкурса была сформирована из расчета 30 рублей за доллар США.
Однако в ходе контрольного мероприятия было установлено, что:
согласно предварительной смете Конкурса, предоставленной Партнерством в составе заявки (письмо от 5 февраля 2015 г. N 3) на перечисление субсидии, расходы, определенные в долларах США, сформированы из расчета 65 рублей за доллар США;
обоснование потребности в дополнительных средствах на проведение Конкурса в связи с увеличением курса иностранной валюты не соответствует динамике курса российского рубля по отношению к доллару США, который с начала февраля до середины июня 2015 года (дата начала Конкурса) снизился с 69 до 54,5 рублей за доллар США и резко не менялся.
Проверкой также установлено, что выделенные из Резервного фонда 71 760,6 тыс. рублей не были направлены на компенсацию курсовой разницы по затратам на реализацию мероприятий Конкурса, осуществлявшимся в иностранной валюте (либо в российских рублях по курсу доллара США), и сопоставимы с расходами на финансовое обеспечение предварительного прослушивания и интернет-трансляции Конкурса (мероприятий, не предусмотренных первоначальной сметой Конкурса).
4. Минкультуры России предоставлена Партнерству субсидия в объеме 270 000,0 тыс. рублей на подготовку и проведение Конкурса на основании соглашения от 3 марта 2015 г. N 511-01-41/02-15 (далее - Соглашение) и сметы на проведение конкурса, являющейся приложением N 3 к Соглашению (далее - Смета N 1).
На основании дополнительного соглашения между Минкультуры России и Партнерством от 15 сентября 2015 г. N 4619-01-41/02-15 к Соглашению (далее - Дополнительное соглашение) и сметы на проведение Конкурса в размере 341 760,6 тыс. рублей (далее - Смета N 2) Партнерству выделена субсидия на подготовку и проведение Конкурса за счет бюджетных ассигнований Резервного фонда в размере 71 760,6 тыс. рублей.
Учитывая, что дополнительное соглашение было подписано 15 сентября, т.е. по прошествии более чем месяца по окончанию Конкурса, Партнерство должно было осуществлять расходы в соответствии со Сметой N 1.
Однако, до подписания дополнительного соглашения к Соглашению о предоставлении субсидии, Партнерством были приняты к учету расходы на проведение Конкурса на сумму, сопоставимую с объемом средств субсидии, размер которой установлен Дополнительным соглашением, в том числе на интернет трансляцию, которая была предусмотрена не подписанной на тот момент Сметой N 2.
5. Проверкой установлено, что в ходе подготовки и проведения Конкурса подведомственным Минкультуры России федеральным государственным учреждениям перечислено 176 946,4 тыс. рублей или 51,8% от общего объема средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение Конкурса:
44 625,45 тыс. рублей - расходы на аренду сценических площадок у 6 учреждений, подведомственных Минкультуры России;
132 320,98 - расходы по договору от 19 марта 2015 г. N 21-7-2-4, заключенному между Партнерством и Учреждением на оказание услуг по подготовке и проведению Конкурса.
Организация Конкурса не была включена в государственное задание Учреждения и средства на его проведение от Минкультуры России оно не получало. При этом договор на оказание услуг по подготовке и проведению Конкурса заключен между Партнерством и Учреждением через 2 дня после получения средств федерального бюджета в общем объеме 49 % первоначального объема субсидии. Указанные средства учтены Учреждением в качестве дохода от иной приносящей доход деятельности, что не требует при их использовании применения конкурентных процедур, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Кроме того, из 177 135,8 тыс. рублей, учтенных в бухгалтерском учете Учреждения в 2015 году как доходы от приносящей доход деятельности, 154 304,0 тыс. рублей или 87,1 % от общего объема указанных поступлений получены Учреждением по договорам с Партнерством на участие в организации 11 мероприятий (концерты, фестивали, семинары, дни культуры, гастроли, конкурсы и т.п.), организация которых в соответствии с пунктом 19 устава Учреждения является целью его деятельности (учтенные в бухгалтерском учете Учреждения 177 135,8 тыс. рублей как доходы от приносящей доход деятельности в 8,2 раза превышают объем субсидии, выделенной Учреждению в 2015 году на выполнение государственного задания в сумме 21 580,1 тыс. рублей.).
6. В ходе анализа данных о физических лицах и организациях, участвующих в подготовке Конкурса, выявлены факты, свидетельствующие о признаках ограничения конкуренции, а также коррупционные риски.
Партнерство привлекло к организации конкурса третьих лиц, в частности, Учреждение (договор от 19 марта 2015 г. N 21-7-2-4), которому за оказание услуг по подготовке и проведению Конкурса направлены финансовые средства в общем объеме 132 320,98 тыс. рублей.
При этом следует отметить, что Партнерство было образовано решением общего собрания трех учредителей; Лащениковой Веры Рудольфовны, которая является администратором Учреждения; Малышевой Ирины Андреевны - супруги генерального директора Учреждения Малышева Андрея Владимировича; Гончаровой Любови Дмитриевны - председателя Партнерства.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" супруги Малышева Ирина Андреевна и Малышев Андрей Владимирович признаются группой лиц, согласованные действия которых могли привести к ограничению конкуренции.
Кроме того, в ходе проверки установлено, что Учреждение за период с 1 января по 18 марта 2015 года, т.е. до заключения договора с Партнерством от 19 марта 2015 г. N 21-7-2-4 и получения аванса от Партнерства по указанному договору, произвело расходов в общей сумме 3 866,5 тыс. рублей, которые были включены в финансовый отчет о целевом расходовании средств, выделенных Партнерству по Соглашению и Дополнительному соглашению (далее - Отчет).
Данные факты свидетельствуют о том, что решение о привлечении Учреждения к реализации Конкурса принималось заранее, до заключения с Партнерством договора от 19 марта 2015 г. N 21-7-2-4.
Также Партнерством был заключен договор от 2 марта 2015 г. N 02/03-2015/21-7-0-1 на предоставление услуг по организации деловых и иных поездок для творческих коллективов с ООО "Туристический клуб "САХАР", которому за вышеуказанные услуги Партнерством перечислено 40 065,3 тыс. рублей. При этом договором не установлен размер комиссии, взимаемой указанной организацией за оказываемые услуги. В актах выполненных работ размер комиссии указанной организации - посредника не выделен.
В ходе проверки установлен единичный случай, когда в акте выполненных работ на общую сумму 94,4 тыс. рублей, помимо стоимости приобретенных билетов на сумму 64,1 тыс. рублей включены такие расходы как: сбор поставщика, сервисный сбор и агентская комиссия в совокупности составляющие 26 тыс. рублей или 27,5% от общей суммы счета.
Соучредителем ООО "Туристический клуб "Сахар" до 30 декабря 2015 года являлась Гончарова Оксана Владимировна. Гончарова Любовь Дмитриевна до 5 марта 2008 года являлась соучредителем ООО "КСЕНИЯ". С 5 марта 2008 года соучредителем ООО "КСЕНИЯ" с той же долей в уставном капитале стал Гончаров Владимир Александрович. Кроме того, Гончарова Оксана Владимировна, Гончарова Любовь Дмитриевна, Гончаров Владимир Александрович имеют идентичный адрес регистрации места жительства.
Таким образом, согласно пункту 7 части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" Гончарова Любовь Дмитриевна и Гончарова Оксана Владимировна имеют признаки группы лиц, согласованные действия которых могли привести к ограничению конкуренции.
Партнерством был заключен договор от 11 июня 2015 г. N 21-7-2-38 на оказание услуг по информационно редакторскому и методическому обеспечению на общую сумму 4 476,00 тыс. рублей с ООО "АРКАЛИС" (ИНН 7714863943).
При этом Партнерство и ООО "АРКАЛИС" связаны через цепочку из трех организаций, две из которых исключены из ЕГРЮЛ по причине не представления отчетности.
Партнерством были заключены договоры от 17 апреля 2015 г. N 21-7-2-6, от 20 апреля 2015 г. N 21-7-2-11, от 5 июня 2015 г. N 21-7-2-36) на оказание услуг по транспортировке технического оборудования на сценические площадки, по подготовке и проведению пресс-конференций, на оказание рекламно-информационных услуг на общую сумму 10 001,50 тыс. рублей с ООО БФ-ПРОДАКШН" (ИНН 7716752646).
При этом Партнерство и ООО "БФ-ПРОДАКШН" связаны через цепочку из четырех организаций, две из которых ликвидированы, одна по причине банкротства.
Условия вышеуказанных договоров носят общий характер, не содержат перечня конкретных оказываемых услуг и их объем, и не предусматривают представление первичных документов в подтверждение факта их оказания, что не позволило подтвердить достоверность и обоснованность произведенных в соответствии с ними расходов, а также установить наличие аналогичных услуг, оказанных иными организациями.
7. Минкультуры России не обеспечен контроль за использованием Партнерством субсидии (которая включала, в том числе средства Резервного фонда), полномочия на проведение которого предусмотрены пунктом 10 Правил и пунктом 3.2.2 Соглашения, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении Минкультуры России как главным распорядителем бюджетных средств полномочий, предусмотренных подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
7.1. В нарушение условий договора от 19 марта 2015 г. N 21-7-2-4, заключенного между Партнерством и Учреждением, последнее произвело расходы на цели, не предусмотренные Сметой расходов по подготовке и проведению Международного конкурса им. П.И. Чайковского, являющейся приложением к указанному договору, а именно - оплатило ИП Пономаренко Владимиру Алексеевичу расходы в сумме 100,0 тыс. рублей на разработку дизайн-концепции сайта Учреждения, который не являлся официальным сайтом Конкурса.
Оплата данных расходов не была также предусмотрена Сметой расходов к Соглашению и Дополнительному соглашению, заключенным Минкультуры России и Партнерством, и в целях исполнения которых было привлечено Учреждение. При этом данные расходы включены в Отчет.
7.2. В нарушение пункта 1.1 договора от 19 марта 2015 г. N 21-7-2-4 Партнерством приняты и оплачены расходы Учреждения на проживание категории лиц, не предусмотренных условиями указанного договора на общую сумму 143,18 тыс. рублей: Барбашина Евгения Алексеевича и Ушаковой Алины Игоревны (специалисты, привлеченные для интернет-трансляции Конкурса). Оплата проживания данным категориям лиц не была также предусмотрена Сметой расходов к Соглашению и Дополнительным соглашением. При этом данные расходы также включены в Отчет.
7.3. В нарушение пункта 3.2.1 договора от 1 июня 2015 г. N 194, заключенного Учреждением с членом жюри Третьяковым В.В., Приложения N 3 Условий и порядка проведения XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского, утвержденного протоколом Оргкомитета Конкурса от 28 мая 2015 года (далее - Условия Конкурса), Учреждением выплачено вознаграждение Третьякову В.В., а также НДФЛ с указанной суммы, в размере, превышавшем размер вознаграждения и НДФЛ, отраженный в договоре и предусмотренный Условиями Конкурса на 107,38 тыс. рублей. Данные расходы включены в Отчет.
8. По результатам контрольного мероприятия установлено, что доходы организаций в виде поступлений денежных средств, в том числе от продажи билетов на мероприятия Конкурса, от аудио - (видео) трансляций Конкурса, рекламы и невозмещаемого вступительного взноса, уплачиваемого конкурсантами, составили 22 733,35 тыс. рублей.
При этом ни актам Минкультуры России, ни Условиями Конкурса не определялись направления расходования доходов, полученных при проведении Конкурса.
В результате указанные выше доходы в объеме 22 733,35 тыс. рублей поступили в самостоятельное распоряжение Партнерства в объеме 12 405,4 тыс. рублей, Учреждения - 7 360,9 тыс. рублей, ФГБУК "Государственный академический Мариинский театр" - 2 635,7 тыс, рублей, остальные средства в сумме 331,35 тыс. рублей в качестве процента за реализацию билетов на Конкурс остались в распоряжении подведомственных Минкультуры России учреждений, на сценических площадках которых проходили мероприятия Конкурса.
9. В соответствии с пунктом 4 Положения о порядке расходования средств резервного фонда Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 838 (далее - Положение о порядке расходования средств Резервного фонда), Минкультуры России должно было направить в Минфин России подробный отчет о целевом использовании средств Резервного фонда.
Однако, вместо отчета о целевом использовании бюджетных ассигнований Резервного фонда в размере 71 760,6 тыс. рублей, Минкультуры России письмом от 3 февраля 2016 г. N 279-02-1 представило в Минфин России финансовый отчет Партнерства от 15 декабря 2015 года о целевом расходовании средств, выделенных Партнерству по Соглашению на проведение Конкурса на сумму 341 760,6 тыс. рублей без выделения расходов за счет средств Резервного фонда.
Причем указанный отчет направлен Минкультуры России в Минфин России с нарушением месячного срока, установленного абзацем 3 пункта 4 Положения о порядке расходования средств Резервного фонда (через 50 дней после истечения календарного плана Конкурса).
Согласно Отчету Партнерства расходы Партнерства по проведению Конкурса составляют 203 197,8 тыс. рублей, что с учетом того факта, что Учреждению на основании заключенного между Партнерством и Учреждением договора от 19 марта 2015 г. N 21-7-2-4 было перечислено 132 321,0 тыс. рублей, свидетельствует о том, что Партнерство не отчиталось о расходовании средств федерального бюджета на 6 241,8 тыс. рублей, при этом согласно Отчету расходы Учреждения превышали на указанную сумму объем перечисленных ему средств. Однако должный анализ и контроль за достоверностью представленного Отчета Минкультуры России не обеспечен.
В ходе проведения контрольного мероприятия Партнерством скорректирован отчет с учетом замечаний, отраженных Счетной палатой Российской Федерации и осуществлен возврат Минкультуры России 4 095,7 тыс. рублей. Однако отчет о расходовании средств Резервного фонда на сумму 71 760,6 тыс. рублей до настоящего времени Минкультуры России в Минфин России не направлен.
Вышеизложенные факты в совокупности с отсутствием должного контроля за использованием средств субсидии со стороны Минкультуры России свидетельствуют о неэффективности механизма предоставления субсидии Партнерству для организации мероприятий, проведение которых отнесено к функциям подведомственных Минкультуры России организаций.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству культуры Российской Федерации необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем в том числе:
1. Представить в Минфин России подробный отчет о целевом использовании средств Резервного фонда, выделенных на подготовку и проведение Конкурса на сумму 71 760,6 тыс. рублей.
2. Принять меры к возврату в федеральный бюджет:
остатков субсидий прошлых лет в размере 4 095,7 тыс. рублей (платежные поручения Партнерства от 30 августа 2016 г. N 195 в сумме 1845,7 тыс. рублей и от 1 сентября 2016 г. N 219 в сумме 2 250,0 тыс. рублей);
100,0 тыс. рублей, израсходованных на разработку дизайн-концепции сайта Учреждения, к расходам по подготовке и реализации Конкурса не относящимся;
97,5 тыс. рублей, израсходованных на оплату проживания Барбашина Евгения Алексеевича в гостинице г. Москвы "Кортъярд Марриотт" с 5 по 6 июня 2015 года, с 13 по 16 июня 2015 года, с 24 по 26 июня 2015 года и с 29 июня по 3 июля 2015 года в нарушение Условий Конкурса;
45,7 тыс. рублей, израсходованных на оплату проживания Ушаковой Алины Игоревны в гостинице г. Москвы "Кортъярд Марриотт" с 28 по 30 мая 2015 года и с 1 по 3 июля 2015 года в нарушение Условий Конкурса;
107,4 тыс. рублей, излишне перечисленных по договору от 1 июня 2015 г. N 194, заключенному Учреждением с членом жюри Конкурса Третьяковым Виктором Викторовичем.
3. Провести проверку по фактам выявленных нарушений законодательства Российской Федерации и рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, их допустивших.
4. Рассмотреть вопрос о возможности нормативного закрепления порядка направления и расходования средств, поступающих от проведения мероприятий (в том числе творческих), реализуемых за счет средств федерального бюджета (вступительные взносы на участие в мероприятия, доходы от рекламы, продажи билетов, аудио - (видео) трансляций).
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 сентября 2016 г. N 51К (1126).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству культуры Российской Федерации необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с предоставлением копий подтверждающих документов в срок до 30 декабря 2016 года.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 17 октября 2016 г. N ПР 14-251/14-03
Текст представления официально опубликован не был