Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 января 2019 г. N 03-11-11/2956
Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
В настоящее время согласно положениям главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, уплачивают налог на доходы физических лиц.
При осуществлении предпринимательской деятельности индивидуальные предприниматели самостоятельно выбирают оптимальный налоговый режим в соответствии с положениями глав 23, 26.1, 26.2, 26.3 и 26.5 Кодекса, а именно в добровольном порядке могут перейти на общий режим налогообложения или специальные налоговые режимы (система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или патентная система налогообложения).
Переход налогоплательщика на применение специальных налоговых режимов является добровольным, что позволяет индивидуальным предпринимателям выбирать в отношении осуществляемой ими предпринимательской деятельности оптимальный налоговый режим.
Индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за исключением налога, уплачиваемого с доходов в виде дивидендов, а также с доходов, облагаемых по налоговым ставкам, предусмотренным пунктами 2 и 5 статьи 224 Кодекса), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для предпринимательской деятельности, за исключением объектов налогообложения налогом на имущество физических лиц, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Кодекса).
Указанные налогоплательщики не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость (далее - НДС), за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с Кодексом при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией (включая суммы налога, подлежащие уплате при завершении действия таможенной процедуры свободной таможенной зоны на территории Особой экономической зоны в Калининградской области), а также НДС, уплачиваемого в соответствии со статьями 161 и 174.1 Кодекса.
При этом следует отметить, что Кодексом предусмотрены различные налоговые преференции для указанных налогоплательщиков в зависимости от применяемого специального налогового режима. Поскольку предоставление этих преференций Кодексом делегировано законодательным органам субъектов Российской Федерации и представительным органам муниципальных образований, для решения вопроса о снижении налоговой нагрузки субъектам малого предпринимательства следует обращаться в указанные органы власти.
Также информируем, что во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" принят Федеральный закон от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" (далее - Закон N 422-ФЗ), проект которого был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации депутатами Государственной Думы и членами Совета Федерации.
В соответствии с Законом N 422-ФЗ проведение эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - НПД) предусматривается на период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2028 года только в четырех субъектах Российской Федерации: в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан.
На основе анализа практики применения НПД в указанных субъектах Российской Федерации может быть принято решение о распространении данного специального налогового режима в других субъектах Российской Федерации.
Переход на НПД физические лица также вправе осуществлять в добровольном порядке.
Одновременно благодарим за инициативу и внимание к законодательству Российской Федерации о налогах и сборах и сообщаем, что все предложения и проблемные вопросы, описанные в обращениях граждан, внимательно рассматриваются в Департаменте в рамках подготовки и (или) согласования проектов федеральных законов о совершенствовании законодательства Российской Федерации.
Заместитель |
Р.А. Саакян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 22 января 2019 г. N 03-11-11/2956
Текст письма опубликован в журнале "Нормативные акты для бухгалтера" от 19 февраля 2019 г. N 4