Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей А.И. Бойцова, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию гражданина А.Б. Галаева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Апелляционным определением суда общей юрисдикции было отменено решение суда первой инстанции и отказано в удовлетворении административного искового заявления гражданина А.Б. Галаева об оспаривании действий Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия, выразившихся в аннулировании регистрации принадлежащего истцу автомобиля. При этом суд апелляционной инстанции исходил, в частности, из того, что транспортное средство, принадлежащее административному истцу, было поставлено на регистрационный учет по подложному паспорту транспортного средства с нарушением требований Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин А.Б. Галаев оспаривает конституционность пунктов 1 и 2 статьи 209 ГК Российской Федерации, пунктов 2 и 3 статьи 12, статьи 13, пунктов 1 и 4 статьи 82, статьи 83, пункта 2 статьи 104, статьи 127, пункта 4 статьи 128, статьи 132, пункта 1 и подпункта 1 пункта 4 статьи 136, пунктов 1-3 статьи 219, статьи 221, пунктов 5 и 6 статьи 222, пункта 1 и подпункта 1 пункта 13 статьи 225, статьи 256, пункта 4 статьи 258, пункта 11 статьи 260, пункта 6 статьи 264, статьи 268, пунктов 1, 4 и подпункта 1 пункта 11 статьи 270, пункта 5 статьи 457 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (приложение N 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года), а также пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения".
По мнению заявителя, данные законоположения противоречат статьям 2, 8 (часть 2), 15 (часть 1), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1), 35 (части 1-3), 55 (части 2 и 3) и 57 Конституции Российской Федерации в той части, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают возможность отказа Государственной инспекцией безопасности дорожного движения и судами в восстановлении аннулированного регистрационного учета транспортного средства, не прошедшего таможенного оформления.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 209 ГК Российской Федерации, определяя содержание права собственности, устанавливает, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом (пункт 1); собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (пункт 2). Данные законоположения конкретизируют гарантии, предусмотренные статьей 35 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, направлены на защиту прав собственника и не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права заявителя.
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов; регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается; в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
Рассматривая вопрос об обязательности государственной регистрации транспортных средств в подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения, Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности; государственная регистрация как обязательное условие для осуществления собственниками принадлежащих им имущественных прав на автомобили, а именно для использования автомобилей в дорожном движении, в определенной степени ограничивает субъективное право собственности, однако такое ограничение нельзя рассматривать как недопустимое, поскольку оно имеет целью защиту здоровья, прав и законных интересов как самих собственников, так и других лиц, обеспечение эффективного противодействия преступлениям и другим правонарушениям, связанным с использованием транспортных средств, а сами по себе регистрационные действия, осуществляемые подразделениями Государственной инспекции безопасности дорожного движения, являются формой административного контроля с целью соблюдения конституционных прав граждан и гарантирования их имущественных интересов (Постановление от 12 мая 2011 года N 7-П; определения от 1 октября 2008 года N 670-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2945-О и др.).
С учетом данных позиций Конституционного Суда Российской Федерации оспариваемые положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" не нарушают конституционные права заявителя, перечисленные в жалобе.
Установление же и оценка фактических обстоятельств, имеющих значение для разрешения конкретного дела, а также проверка правильности выбора и применения оспариваемых норм с учетом данных обстоятельств к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не относятся.
Что же касается оспариваемых положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, то вопреки требованиям статей 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" представленными заявителем материалами не подтверждается применение этих положений судом в его конкретном деле, а потому его жалоба в этой части, как не отвечающая критерию допустимости обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, не может быть принята к рассмотрению Конституционным Судом Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галаева Анзора Бембулатовича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 февраля 2019 г. N 340-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Галаева Анзора Бембулатовича на нарушение его конституционных прав пунктами 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, рядом положений Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, а также пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)