Рекомендация Европейской Комиссии 2017/1936 от 18 октября 2017 г.
о принятии неотложных мер по предотвращению неправомерного использования прекурсоров взрывчатых веществ*(1)
(Действие Рекомендации распространяется на Европейское экономическое пространство)
Европейская Комиссия,
Руководствуясь Договором о функционировании Европейского Союза, и, в частности, Статьей 292 данного Договора,
Принимая во внимание, что:
(1) Недавние террористические атаки и инциденты свидетельствуют о том, что угроза, исходящая от самодельных взрывчатых веществ в Европе, остается высокой. Несмотря на усилия по эффективному ограничению и контролю доступа к взрывчатым веществам, прекурсоры взрывчатых веществ по-прежнему остаются доступными и используются в целях изготовления самодельных взрывчатых веществ.
(2) В своей Резолюции 2370 (2017) Совет Безопасности ООН подчеркивает первостепенную необходимость предотвращения использования террористами сырья и компонентов, которые могут быть использованы для производства взрывчатых веществ, или получения доступа к ним, и призывает к повышению бдительности, в том числе посредством распространения надлежащей практики, трансграничного обмена информацией и установления партнерских отношений.
(3) Регламент (ЕС) 98/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС*(2) устанавливает гармонизированные правила, касающиеся предоставления доступа, внедрения, владения и использования веществ или смесей, которые могут быть использованы не по назначению для незаконного изготовления взрывчатых веществ, с целью ограничения доступа к ним для массового потребителя и обеспечения надлежащей отчетности о подозрительных операциях во всей системе поставок.
(4) Надлежащее применение Регламента (ЕС) 98/2013 всеми государствами-членами ЕС необходимо для достижения его цели по улучшению свободного обращения химических веществ и их смесей на внутреннем рынке и устранения нарушения правил конкуренции, а также для обеспечения высокого уровня защиты безопасности массового потребителя. Он также будет способствовать достижению целей Директивы (ЕС) 2017/541 Европейского Парламента и Совета ЕС*(3) о предотвращении террористических преступлений, связанных с изготовлением, владением, приобретением, транспортировкой, поставкой или использованием взрывчатых веществ, а также с предоставлением и получением инструкций по изготовлению или использованию взрывчатых веществ.
(5) Настоящая Рекомендация направлена на обеспечение более эффективного достижения цели Регламента (ЕС) 98/2013 посредством предоставления государствам-членам ЕС руководящих указаний по его применению. Настоящая Рекомендация дополняет Руководство*(4), принятое Европейской Комиссией и Постоянным Комитетом по прекурсорам*(5), и учитывает обсуждения, проведенные в данном комитете, а также в ходе серии заседаний региональных рабочих групп с участием органов государств-членов ЕС, организованных в 2016 и 2017 гг.
(6) Следует ограничить доступ массового потребителя к прекурсорам взрывчатых веществ с тем, чтобы не допустить приобретения террористами прекурсоров взрывчатых веществ. Регламент (ЕС) 98/2013 ограничивает доступ массового потребителя и использование им семи химических веществ (прекурсоров взрывчатых веществ, перечисленных в Приложении I к Регламенту (ЕС) 98/2013) *(6).
(7) Несмотря на указанный запрет, государства-члены ЕС могут принять решение о предоставлении доступа массовому потребителю к данным веществам только через систему лицензий и регистрации. По состоянию на 1 января 2017 г. в 16 государствах-членах ЕС вместо запрета действуют режимы лицензирования и/или регистрации*(7). Таким образом, в данных государствах-членах ЕС ограниченные в обороте прекурсоры взрывчатых веществ и их смеси по-прежнему остаются доступными и используются лицами, относящимися к категории массового потребителя.
(8) Государствам-членам ЕС следует определять и поощрять использование более низких концентраций и альтернативных веществ, в меньшей степени вызывающих беспокойство об их безопасности, и создавать условия для хранения прекурсоров взрывчатых веществ. Государства-члены ЕС, в которых действует режим лицензирования, должны проводить проверки репутации в отношении лиц, обращающихся с ходатайством о выдаче лицензии.
(9) Настоящая Рекомендация также призывает к улучшению соблюдения ограничений и средств контроля, установленных Регламентом (ЕС) 98/2013, и межсекторального взаимодействия. Повышение уровня осведомленности всех участников системы поставок, в том числе работающих в режиме онлайн, позволит им лучше выполнять свои обязательства, установленные Регламентом (ЕС) 98/2013.
(10) Без ущерба действию правовых рамок трансграничного обмена информацией в контексте расследования террористических преступлений*(8) или преступлений в таможенной сфере*(9) настоящая Рекомендация предусматривает обмен информацией о подозрительных операциях, пропажах, кражах и других подозрительных инцидентах или заявлениях о выдаче лицензий, когда в них фигурирует трансграничный элемент.
(11) Несмотря на то, что недавние нападения и инциденты были в основном связаны с триацетона трипероксидом (TATP), угроза касается более широкого круга самодельных взрывчатых веществ и взрывчатых веществ-прекурсоров. Союз и его государства-члены должны сохранять бдительность, выявляя и рассматривая события в указанной области в сотрудничестве с соответствующими заинтересованными сторонами и пользователями.
(12) После принятия вышеуказанного Регламента Европейская Комиссия осуществляла мониторинг его применения и содействовала его применению в тесном сотрудничестве с Постоянным комитетом по прекурсорам. В феврале 2017 г. Европейская Комиссия приняла отчет*(10), в котором пришла к заключению о том, что, хотя вступление в силу Регламента способствовало уменьшению угрозы, создаваемой прекурсорами взрывчатых веществ в Европе, необходимо определить меры и действия, которые усилят систему контроля над самодельными взрывчатыми веществами. В мае 2017 г. Европейская Комиссия начала работу по пересмотру Регламента*(11) о прекурсорах взрывчатых веществ с исследованием, за которым последует оценка воздействия данного Регламента в первой половине 2018 г. В ходе оценки будут изучены актуальность, эффективность, действенность, согласованность и добавленная ценность Регламента, а также будут выявлены проблемы и препятствия, которые могут потребовать дальнейших действий. В ходе оценки воздействия будут изучены различные варианты политики для решения любых выявленных проблем и препятствий. В ожидании результатов указанного пересмотра в Рекомендации предложено государствам-членам ЕС принять незамедлительные меры по эффективному ограничению доступности прекурсоров взрывчатых веществ для массового потребителя в рамках существующего Регламента,
Приняла настоящую Рекомендацию:
Ограничение доступности прекурсоров взрывчатых веществ для массового потребителя
1. Государствам-членам ЕС следует принять все необходимые меры в соответствии с Регламентом (ЕС) 98/2013 для ограничения доступа массового потребителя к прекурсорам взрывчатых веществ и предотвращения доступа террористов к прекурсорам взрывчатых веществ, а также для обеспечения надлежащего информирования о подозрительных операциях по всей системе поставок. С этой целью государствам-членам ЕС следует тщательно оценить, насколько эффективно отвечает данным целям система запрещения, лицензирования или регистрации, введенная ими в действие. Государства-члены ЕС должны информировать Европейскую Комиссию о результатах их оценки в течение четырех месяцев после принятия настоящей Рекомендации. Данная информация будет способствовать оценке возможных дальнейших мер на уровне ЕС.
2. Кроме того, государства-члены ЕС должны в срочном порядке принять следующие меры:
(а) способствовать и, если это возможно и целесообразно, требовать применения альтернативных веществ или понижения концентраций, в меньшей степени вызывающих беспокойство об их безопасности, которые могут быть использованы для таких же законных видов деятельности;
(b) устанавливать безопасные условия для хранения взрывчатых веществ-прекурсоров для экономических операторов, профессиональных пользователей и лиц, относящихся к категории массового потребителя, которые являются законными владельцами взрывчатых веществ-прекурсоров;
(с) обеспечить четким руководством экономических операторов относительно того, как эффективно и действенно проверять, относится ли то или иное лицо к категории массового потребителя. С этой целью государства-члены ЕС могут применять понятие "профессиональный пользователь", которое подразумевает, что лицо нуждается в ограниченном в обороте прекурсоре взрывчатых веществ для целей, связанных с торговлей, хозяйственной деятельностью или профессиональной деятельностью;
(d) в тех случаях, когда действует система лицензирования в соответствии со Статьей 4(2) Регламента (ЕС) 98/2013, проводить проверки в отношении лиц, ходатайствующих о выдаче лицензии, в частности, проверку судимости заявителя во всех государствах его проживания в течение предшествующих пяти лет; и
(e) создавать системы контроля для выявления случаев несоблюдения требований экономическими операторами.
Укрепление сотрудничества и взаимодействия с системой поставок
3. В целях укрепления сотрудничества и взаимодействия с системой поставок, государства-члены ЕС должны:
(a) обеспечивать профессиональную подготовку, гарантирующую, что правоохранительные органы, службы экстренного реагирования и таможенные органы смогут распознавать прекурсоры взрывчатых веществ и смесей в ходе выполнения своих обязанностей и отреагировать своевременно и надлежащим образом на подозрительную деятельность;
(b) в дополнение к существующим обязательствам по представлению отчетов в соответствии со Статьей 9(4) Регламента (ЕС) 98/2013 поощрять конечных пользователей прекурсоров взрывчатых веществ к информированию об их существенных пропажах и кражах;
(c) в такой мере, в которой это еще не регулируется действующими обязательствами по законодательству Союза, обмениваться информацией о подозрительных сделках, пропажах, кражах и других подозрительных инцидентах или ходатайствах о выдаче лицензии, когда они могут иметь трансграничные элементы, с другими заинтересованными государствами-членами ЕС, как можно скорее и в соответствии с национальным законодательством и применимыми международными правовыми актами;
(d) выявлять все релевантные секторы, включая те, которые функционируют в режиме онлайн, направлять действия по повышению осведомленности на специфику каждого отдельного сектора и поддерживать диалог с системой поставщиков и конечными пользователями в целях улучшения понимания законного профессионального и непрофессионального использования прекурсоров взрывчатых веществ.
Совершено в Брюсселе 18 октября 2017 г.
За Европейскую Комиссию
Член Европейской Комиссии
Julian King
------------------------------
*(1) Commission Recommendation (EU) 2017/1936 of 18 October 2017 on immediate steps to prevent misuse of explosives precursors (Text with EEA relevance). Опубликована в Официальном Журнале (далее - ОЖ) N L 273, 24.10.2017, стр. 12.
*(2) Регламент (ЕС) 98/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС от 15 января 2013 г. о размещении на рынке и использовании прекурсоров взрывчатых веществ (ОЖ N L 39, 9.2.2013, стр. 1).
*(3) Директива (ЕС) 2017/541 Европейского Парламента и Совета ЕС от 15 марта 2017 г. о противодействии терроризму, о замене Рамочного Решения 2002/475/ПВД Совета ЕС и об изменении Решения 2005/671/ПВД Совета ЕС (ОЖ N L 88, 31.3.2017, стр. 6).
*(4) https://ec.europa.eu/home-affairs/sites/homeaffairs/files/what- we-do/policies/crisis-and-terrorism/explosives/explosives- precursors/docs/guidelines_on_the_marketing_and_use_of_explosives_precurs ors_en.pdf.
*(5) http://ec.europa.eu/transparency/regexpert/index.cfm?do=groupDe tail.groupDetail=3245.
*(6) Пероксид водорода, нитрометан, азотная кислота, хлорат калия, перхлорат калия, хлорат натрия, перхлорат натрия в концентрации, превышающей соответствующее предельное значение, установленное в Приложении I, и в том числе смеси или другие вещества, в которых перечисленные вещества присутствуют в концентрации, превышающей соответствующее предельное значение.
*(7) Отчет Европейской Комиссии о применении и делегировании полномочий в соответствии с Регламентом (ЕС) 98/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС о размещении на рынке и использовании прекурсоров взрывчатых веществ, СОМ(2017) 103 в последней редакции от 28 февраля 2017 г.
*(8) Решение 2005/671/ПВД Совета ЕС от 20 сентября 2005 г. об обмене информацией и сотрудничестве в отношении террористических преступлений (ОЖ N L 253, 29.9.2005, стр. 22).
*(9) Регламент (ЕС) 515/97 Совета ЕС от 13 марта 1997 г. о взаимопомощи, осуществляемой административными органами государств-членов ЕС и взаимодействии между ними и Европейской Комиссией в целях гарантии надлежащего применения законодательства по таможенным и сельскохозяйственным вопросам (ОЖ N L 82, 22.3.1997, стр. 1).
*(10) Отчет Европейской Комиссии по применению Регламента (ЕС) 98/2013 Европейского Парламента и Совета ЕС о размещении на рынке и использовании прекурсоров взрывчатых веществ и делегированию полномочий в соответствии с данным Регламентом, COM (2017) 103 в окончательной редакции от 28 февраля 2017 г.
*(11) https://ec.europa.eu/home-affairs/what-is-new/work-in-progress /initiatives/revision-regulation-marketing-and-use-explosives-precursors_ en.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендация Европейской Комиссии 2017/1936 от 18 октября 2017 г. о принятии неотложных мер по предотвращению неправомерного использования прекурсоров взрывчатых веществ
Перевод - Мироненкова Л.В.
Текст перевода официально опубликован не был; текст Рекомендации на английском языке опубликован в официальном Журнале, N L 273, 24.10.2017, стр. 12.