Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ПРИЛОЖЕНИЕ II
Критерии оценки соответствия требованиям для получения сертификатов безопасности, выдаваемых в соответствии со Статьей 10(2)(а) Директивы 2004/49/EC, касающейся безопасности системы управления предприятием железнодорожного транспорта, установленные в Статье 9 и Приложении III к указанной Директиве
A. Меры по управлению рисками, связанными с деятельностью предприятия железнодорожного транспорта*(6)
A.1 Наличие процедур по выявлению рисков, связанных с деятельностью железнодорожного транспорта, в том числе рисков, непосредственно возникающих в ходе рабочей деятельности, планирования рабочего процесса или рабочей нагрузки, а также в ходе осуществления деятельности другими организациями/лицами.
A.2 Наличие процедур по разработке и принятию мер контроля за рисками.
A.3 Наличие процедур по мониторингу эффективности механизмов контроля за рисками, а также при необходимости по реализации изменений.
A.4 Наличие процедур для признания потребности в осуществлении при необходимости совместной работы с другими участниками (такими как оператор инфраструктуры, предприятия железнодорожного транспорта, производитель, поставщик услуг по техническому обслуживанию, участник, отвечающий за техническое обслуживание, владелец железнодорожных вагонов, поставщик услуг и снабжающее предприятие) по вопросам, в рамках которых они осуществляют общее взаимодействие, что может повлиять на принятие надлежащих мер контроля за рисками в соответствии со Статьей 4(3) Директивы 2004/49/EC.
A.5 Наличие процедур для согласованного ведения документации и взаимодействия с соответствующими участниками, включая определение ролей и обязанностей каждой участвующей организации, а также стандартов для обмена информацией.
A.6 Наличие процедур по мониторингу эффективности указанных механизмов, а также при необходимости по реализации изменений.
B. Контроль за рисками, связанными с осуществлением технического обслуживания и поставкой материалов*(7)
B.1 Наличие процедур по установлению требований/стандартов/процессов в отношении технического обслуживания исходя из сведений о безопасности и назначения подвижного состава.
B.2 Наличие процедур по установлению перерывов в техническом обслуживании согласно типу и объему оказываемых услуг и/или исходя из сведений о подвижном составе.
B.3 Наличие процедур для обеспечения четкого установления ответственности за техническое обслуживание, определения уровня компетенции, необходимого для занятия должностей, связанных с техническим обслуживаем, а также для распределения соответствующих уровней ответственности.
B.4 Наличие процедур по сбору информации о неисправностях и дефектах, возникающих в ходе текущей деятельности, а также по оповещению о них лиц, отвечающих за техническое обслуживание.
B.5 Наличие процедур по выявлению рисков, связанных с дефектами, несоответствиями конструкции или неисправностями на протяжении всего эксплуатационного цикла, а также по оповещению о них заинтересованных сторон.
B.6 Наличие процедур по проверке и контролю за выполнением работ по техническому обслуживанию, а также за их результатами с целью обеспечения их соответствия корпоративным стандартам.
C. Контроль за рисками, связанными с привлечением подрядчиков, и контроль за поставщиками*(8)
C.1 Наличие процедур по проверке компетенции подрядчиков (включая субподрядчиков) и поставщиков.
C.2 Наличие процедур по проверке и контролю за соблюдением безопасности и результатами предоставляемых по договорам услуг и товаров, поставляемых подрядчиком или поставщиком с целью обеспечения их соответствия требованиям, установленным в договоре.
C.3 Обязанности и задачи, связанные с вопросами безопасности железнодорожного транспорта, четко определены, известны сторонам договора и распределены между ними, а также между всеми остальными заинтересованными сторонами.
C.4 Наличие процедур по обеспечению контролируемости документов и договоров по вопросам безопасности.
C.5 Наличие процедур по обеспечению выполнения задач в сфере безопасности, включая обмен информацией о безопасности, осуществляемый подрядчиками или поставщиком согласно соответствующим требованиям, установленным в договоре.
D. Риски, связанные с деятельностью третьих лиц, не относящихся к системе железнодорожного транспорта*(9)
D.1 Наличие процедур по выявлению потенциальных рисков, связанных с деятельностью третьих лиц, не относящихся к системе железнодорожного транспорта, когда это целесообразно и обоснованно.
D.2 Наличие процедур по установлению мер контроля для смягчения выявленных согласно положению D1 рисков в той степени, в которой они затрагивают обязанности заявителя.
D.3 Наличие процедур по мониторингу эффективности мер, установленных согласно положению D2, и при необходимости по реализации изменений.
E. Документация системы управления безопасностью
E.1 Наличие описания деятельности, в котором четко определяется тип, объем деятельности и связанные с ней риски.
E.2 Наличие описания структуры системы управления безопасностью, включая описание распределения ролей и обязанностей.
E.3 Наличие описания процедур системы управления безопасностью, предусмотренных в Статье 9 и Приложении III к Директиве 2004/49/EC, в соответствии с типом и объемом оказываемых услуг.
E.4 Перечислены и кратко описаны особо важные процессы и задачи в сфере безопасности, соответствующие типу осуществляемой деятельности/оказываемых услуг.
F. Распределение обязанностей*(10)
F.1 Наличие описания того, каким образом обеспечивается координация деятельности системы управления безопасностью в рамках всей организации, основанная на подтверждении знаний и главенстве ответственности на управленческом уровне.
F.2 Наличие процедур для обеспечения того, чтобы сотрудники, на которых в пределах организации возложены обязанности, обладали полномочиями, компетентностью и соответствующими ресурсами для выполнения своих должностных обязанностей.
F.3 Четко определены зоны ответственности по вопросам безопасности, а также четко установлено распределение обязанностей и их границы по связанным с ними конкретным функциям.
F.4 Наличие процедуры по обеспечению четкого определения задач в сфере безопасности и делегирования их сотрудникам в соответствии с компетенцией последних.
G. Обеспечение контроля со стороны руководства на различных уровнях*(11)
G.1 Наличие описания того, каким образом в рамках организации распределяются обязанности по каждому процессу в сфере безопасности.
G.2 Наличие процедуры по регулярному мониторингу выполнения задач, обеспечиваемому системой управления на линии, которая должна включаться в процесс при ненадлежащем выполнении задач.
G.3 Наличие процедур по выявлению и регулированию влияния на систему управления безопасностью других управленческих мероприятий.
G.4 Наличие процедур по обеспечению того, чтобы лица, играющие роль в управлении безопасностью, несли ответственность за свою деятельность.
G.5 Наличие процедур по распределению ресурсов для передачи задач в рамках системы управления безопасностью.
H. Привлечение сотрудников и их представителей на всех уровнях*(12)
H.1 Наличие процедур по обеспечению того, чтобы сотрудникам и их представителям надлежащим образом были представлены сведения и были проведены консультации с их участием по вопросам определения, предложения, пересмотра и разработки тех аспектов безопасности эксплуатационных процедур, в которых могут быть задействованы сотрудники.
H.2 Документальное оформление соглашений о вовлечении сотрудников и о проведении консультаций с ними.
I. Обеспечение постоянного улучшения системы управления безопасностью*(13)
Наличие процедур по обеспечению, при практической осуществимости, постоянного улучшения системы управления безопасностью; указанные процедуры должны включать:
(a) процедуры проведения периодических пересмотров системы обеспечения безопасности, в тех случаях, когда это признано необходимым;
(b) процедуры описания механизмов мониторинга и анализа соответствующих данных по безопасности;
(c) процедуры описания того, каким образом устраняются выявленные недостатки;
(d) процедуры описания применения новых правил управления безопасностью, основанных на результатах развития и полученных знаниях;
(e) процедуры описания того, каким образом результаты внутренней проверки используются для улучшения системы управления безопасностью.
J. Политика в сфере безопасности, одобренная руководителем организации и доведенная до сведения всех сотрудников*(14)
Наличие документа, описывающего политику организации в области безопасности, которая:
(a) доведена до сведения всех сотрудников или предоставлена им, например, посредством внутрикорпоративной сети организации;
(b) соответствует типу и объему оказываемых услуг;
(c) одобрена руководителем организации.
K. Качественные и количественные цели организации для технического обслуживания и повышения безопасности, а также планы и процедуры достижения указанных целей*(15)
K.1 Наличие процедур по определению соответствующих целей безопасности, согласующихся с правовыми рамками, а также наличие документа, в котором указанные цели изложены.
K.2 Наличие процедур по определению соответствующих целей безопасности, согласующихся с типом и объемом деятельности в сфере железнодорожного транспорта и соответствующими рисками.
K.3 Наличие процедур регулярной оценки всестороннего обеспечения безопасности в отношении корпоративных целей безопасности организации и целей, установленных на уровне государств-членов ЕС.
K.4 Наличие процедур регулярного мониторинга и пересмотра эксплуатационных мер путем:
(a) сбора соответствующих данных по безопасности для определения тенденций в области обеспечения безопасности и оценки их соответствия целям;
(b) разъяснение соответствующих данных и внедрение необходимых изменений.
K.5 Наличие процедур по разработке предприятиями железнодорожного транспорта планов и процедур для достижения своих целей.
L. Процедуры, отвечающие существующим новым и измененным техническим и эксплуатационным стандартам или другим регламентированным условиям*(16)
L.1 В отношении требований безопасности, соответствующих типу и объему деятельности, существуют процедуры:
(a) установления указанных требований и обновления соответствующих процедур с учетом внесенных в них изменений (управление процессом контроля за изменениями);
(b) их реализации;
(c) мониторинга их соблюдения;
(d) принятия мер в случае выявления их несоблюдения.
L.2 Наличие процедур по обеспечению использования подходящих сотрудников, процедур, конкретных документов, оборудования и подвижного состава в соответствии с целями, для которых они предназначены.
L.3 Наличие в системе управления безопасностью процедур по обеспечению осуществления технического обслуживания согласно соответствующим требованиям.
M. Процедуры и методы определения рисков, проведения оценки риска и реализации мер по контролю за рисками, применяемые всякий раз, когда изменение эксплуатационных условий или введение нового материала приводит к новым рискам в отношении инфраструктуры или эксплуатации*(17)
M.1 Наличие процедур управления в отношении изменений в техническом оснащении, процедурах, организации, штате сотрудников или интерфейсах.
M.2 Наличие процедур оценки рисков для управления изменениями и применения при необходимости общего метода безопасности для анализа и оценки рисков, как предусмотрено Регламентом (ЕС) 352/2009*(18) Европейской Комиссии.
M.3 Наличие у предприятия железнодорожного транспорта процедур, которые позволяют использовать результаты оценки рисков в других процессах, осуществляемых в рамках организации, а также позволяют донести указанные результаты до соответствующих сотрудников.
N. Программы подготовки сотрудников и системы обеспечения поддержания компетентности сотрудников и соответствующего выполнения задач*(19)
N.1 Наличие системы управления компетентностью, которая включает по меньшей мере:
(a) определение знаний и навыков, необходимых для выполнения задач по обеспечению безопасности;
(b) принципы отбора сотрудников (базовый уровень образования, умственные способности и физическая пригодность);
(c) начальная профессиональная подготовка и сертификация приобретенной компетентности и навыков;
(d) текущее обучение и периодическое совершенствование имеющихся знаний и навыков;
(e) периодическая проверка компетентности при необходимости;
(f) специальные меры, применяемые при возникновении несчастных случаев/происшествий или при длительном отсутствии на работе, если требуется/при необходимости;
(g) особая подготовка в рамках системы управления безопасностью для сотрудников, непосредственно задействованных в обеспечении работы системы управления безопасностью.
N.2 Наличие в системе управления компетентностью процедур, предусматривающих:
(a) установление должностей, в круг обязанностей которых входит выполнение задач по обеспечению безопасности;
(b) установление должностей, которые влекут за собой обязанности по принятию решений по эксплуатации в рамках системы управления безопасностью;
(c) наличие сотрудников, обладающих необходимыми знаниями, навыками и умениями (в медицине и психологии), подходящими для выполнения их задач, и периодически проходящих переподготовку;
(d) распределение сотрудников, обладающих подходящей соответствующим задачам компетентностью;
(e) мониторинг выполнения задач и осуществления при необходимости корректирующих мер.
O. Договоренности об обеспечении достаточной информацией в организации и при необходимости между организациями, действующими в одной инфраструктуре*(20)
O.1 Наличие процедур по обеспечению того, чтобы:
(a) сотрудники обладали знаниями и пониманием системы управления безопасностью и чтобы соответствующая информация была легкодоступна; и
(b) необходимая документация по системе управления безопасностью предоставлялась соответствующим сотрудникам по обеспечению безопасности.
O.2 Наличие процедур по обеспечению того, чтобы:
(a) основная информация по эксплуатации была релевантной и действительной;
(b) сотрудники были осведомлены о наличии такой информации до того, как будет осуществлено ее применение;
(c) указанная информация была доступна сотрудникам, а также при необходимости могла быть официально предоставлена в копиях соответствующих документов.
O.3 Наличие механизмов обмена информацией между организациями железнодорожного транспорта.
P. Процедуры и форматы для документального оформления информации о безопасности и установление процедур конфигурационного контроля за жизненно важной информацией о безопасности*(21)
P.1 Наличие процедур по обеспечению того, чтобы вся соответствующая информация о безопасности была точной, полной, последовательной, простой для понимания, надлежащим образом обновленной и документально оформленной.
P.2 Наличие процедур по:
(a) созданию формата, разработке, распределению контроля за изменениями всей соответствующей документации по безопасности и управлению им;
(b) получению, сбору и хранению всей соответствующей документации/информации на бумажном носителе или в других системах регистрации.
P.3 Наличие процедуры конфигурационного контроля за жизненно важной информацией о безопасности.
Q. Процедуры, гарантирующие, что несчастные случаи, происшествия, инциденты и другие опасные случаи были отражены в отчетах, расследованы и проанализированы, а также что были приняты необходимые превентивные меры*(22)
Q.1 Наличие процедур по обеспечению того, чтобы несчастные случаи, происшествия, инциденты и другие опасные случаи:
(a) были отражены в отчетах, зарегистрированы, расследованы и проанализированы;
(b) были сообщены, как предусмотрено соответствующим законодательством, национальным органам.
Q.2 Наличие процедур по обеспечению того, чтобы:
(a) рекомендации национального органа по обеспечению безопасности, национального органа расследования и отраслевых/внутренних органов расследования оценивались и осуществлялись при необходимости или в соответствии с предоставленным мандатом;
(b) соответствующие отчеты/информация от других предприятий железнодорожного транспорта, операторов инфраструктуры, участников, отвечающих за техническое обслуживание, и владельцев железнодорожных вагонов, рассматривались и принимались во внимание.
Q.3 Наличие процедур по использованию соответствующей информации, касающейся расследования и причин несчастных случаев, происшествий, инцидентов и других опасных случаев, для установления и при необходимости принятия профилактических мер.
R. Обеспечение планами действий, сигналами тревоги и информацией в экстренном случае, согласованными с соответствующими органами государственной власти*(23)
R.1 В документе установлены все типы экстренных ситуаций, включая работу в условиях ухудшения условий, а также существуют процедуры для установления новых типов экстренных ситуаций.
R.2 Наличие процедур по обеспечению того, чтобы для каждого установленного типа экстренной ситуации:
(a) могла быть незамедлительно установлена связь с аварийными службами;
(b) вся соответствующая информация предоставлялась аварийным службам заблаговременно с целью их реагирования в экстренных ситуациях и непосредственно во время экстренной ситуации.
R.3 Установление и документальное закрепление ролей и обязанностей всех сторон.
R.4 Наличие планов действий, обеспечение сигналами тревоги и информацией, что включает:
(a) процедуры оповещения всех сотрудников, отвечающих за управление экстренными ситуациями;
(b) механизмы, позволяющие довести их до сведения всех сторон, включая инструкции для пассажиров при возникновении экстренных ситуаций;
(c) меры по незамедлительному установлению связи с компетентными сотрудниками с тем, чтобы последние могли принять любые необходимые решения.
R.5 Наличие документа, описывающего, каким образом распределены ресурсы и средства, а также то, каким образом установлены требования к профессиональной подготовке.
R.6 Наличие процедур по восстановлению нормальных условий эксплуатации в максимально короткие сроки.
R.7 Наличие процедур по испытанию планов действия в экстренных ситуациях совместно с другими сторонами в целях подготовки сотрудников, процедур проведения испытаний, выявления слабых мест и проверки того, каким образом осуществляется управление потенциальными ситуациями экстренного характера.
R.8 Наличие процедур по обеспечению того, чтобы оператор инфраструктуры мог легко и без промедления связаться с компетентными сотрудниками (в частности, связанными с обслуживанием опасных грузов), имеющими достаточные лингвистические навыки.
R.9 Наличие процедур по установлению связи с участником, отвечающим за техническое обслуживание, или с владельцем железнодорожных вагонов при возникновении экстренной ситуации.
S. Обеспечение периодических внутренних проверок системы управления безопасностью*(24)
S.1 Наличие независимой, беспристрастной и действующей на прозрачной основе системы внутренних проверок.
S.2 Наличие графика планируемых внутренних проверок, который может быть пересмотрен на основании результатов предыдущих проверок и результатов мониторинга обеспечения безопасности.
S.3 Наличие процедур по установлению и отбору соответствующих компетентных лиц, осуществляющих проверку.
S.4 Наличие процедур по:
(a) анализу и оценке результатов внутренних проверок безопасности;
(b) предоставлению рекомендаций по принятию дальнейших мер;
(c) наблюдению за эффективностью мер;
(d) документальному оформлению внутренних проверок безопасности и их результатов.
S.5 Наличие процедур по обеспечению информирования высших уровней системы управления о результатах проверок и принятия общей ответственности за реализацию изменений в системе управления безопасностью.
S.6 Наличие документа, отражающего то, каким образом планируется проведение проверок в отношении мер текущего мониторинга для обеспечения соблюдения внутренних процедур и стандартов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.