Представление Счетной палаты РФ от 19 июля 2016 г. N ПР 12-201/12-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2016 год проведено контрольное мероприятие "Проверка доступности услуг в сфере культуры для граждан Российской Федерации, в том числе в удаленных районах и в сельской местности, включая анализ отдельных мероприятий и показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие культуры и туризма" на 2013 - 2020 годы" в Правительстве Вологодской области, по результатам которого выявлены следующие нарушения и недостатки.
1. С учетом низкой плотности населения в Вологодской области уровень соблюдения нормативной потребности, установленной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 г. N 1063-р "О Социальных нормативах и нормах" в отношении библиотек в период 2013 - 2015 годов снизился с 9,5% в 2013 году до 7,7% в 2015 году. В городских округах снижение обеспеченности библиотеками составило с 30,7% в 2013 году до 28,1% в 2015 году.
За 2013 - 2015 годы сокращено 114 единиц библиотек. В ряде случаев сокращение библиотек осуществлялось с одновременным открытием (на базе библиотечного фонда закрывшейся библиотеки) пункта (отдела) выдачи книг который, как правило, размещался в помещениях учреждений культурно-досугового типа либо иных административных зданиях, или стоянки библиобусов. Однако рост числа вновь открытых пунктов выдачи книг составил только 69,3% от числа закрытых библиотек. Число зарегистрированных пользователей библиотек в сельских населенных пунктах сократилось на 5,6%.
Кроме того в результате сокращения сети библиотек, для жителей ряда населенных пунктов Вологодской области доступность к услугам библиотечного обслуживания существенно сократилась.
Так, в Грязовецком муниципальном районе в 2014 - 2015 годах жителям трех населенных пунктов (935 человек) фактически был ограничен доступ к библиотечному обслуживанию, Стационарные пункты взамен закрытых библиотек не открывались. Выездная форма библиотечного обслуживания в указанный период не осуществлялась. Транспортное сообщение с ближайшим населенным пунктом, где функционирует стационарная библиотека, отсутствует (расстояние от 9 до 23 км.). Аналогичным образом ограничены в доступе к услугам библиотечного обслуживания жители населенных пунктов Никольского муниципального района (274 человека) и Кичменгско-Городецкого муниципального района (123 человека).
2. В результате проведения мероприятий по оптимизации сети учреждений культуры 10 муниципальных библиотек, расположенных в сельском поселении Вологодской области ликвидированы (закрыты) с нарушениями положений пункта 1.1 статьи 23 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. N 78-ФЗ "О библиотечном деле", согласно которым решение о ликвидации муниципальной библиотеки, расположенной в сельском поселении, может быть принято только с учетом результатов опроса жителей данного сельского поселения.
3. По данным формы федерального статистического наблюдения N 7-НК "Сведения об организации культурно-досугового типа" в Вологодской области за 2013 - 2015 годы число культурно-досуговых учреждений уменьшилось на 72 единицы и составило 242 учреждения, в том числе 14 клубов частной формы собственности (по данным субъекта всего 507 сетевых единиц КДУ с учетом филиалов и т.д.). Снижение числа КДУ повлекло уменьшение числа клубных формирований (кружков, самодеятельных творческих коллективов, клубов по интересам) в Вологодской области на 366 единиц. В результате количество участников КДУ сократилось на 6 874 человек, что свидетельствует о снижении возможности для населения заниматься творчеством, организованно проводить досуг. Также уменьшилось на 10 681 единиц (10,9%) число культурно-досуговых мероприятий, проводимых в сельской местности.
4. В период 2013 - 2015 годов в Вологодской области сеть музеев сократилась всего на 1 единицу. При этом за указанный период отмечается увеличение количества проведенных музеями выставок на 2,5% до 787 единиц, что привело к росту числа посещений на 4,4% к уровню 2013 года и в 2015 году составило 1 284,7 тыс. человек. В сельской местности число выставок сократилось на 4,6%. Вместе с тем число посещений указанных мероприятий возросло на 3%, что свидетельствует о сохраняющемся спросе на услуги музеев у населения.
5. Число посетителей мероприятий театров в Вологодской области сократилось на 7,3 тыс. человек, мероприятий для детей не изменилось и составляет 92,2 тыс. человек. Число гастролей театров в пределах территории Вологодской области с 2013 года увеличилось на 4,9% и составило 171 единицу. При этом число посетителей гастролей театров сократилось на 4,7%. В сельских населенных пунктах число гастролей сократилось на 31,1%, и составило 20 единиц, число посетителей сократилось в 2 раза.
Средняя стоимость билетов на мероприятия театров Вологодской области с 2013 года увеличилась на 5,4% и составила 213 рублей.
Таким образом, учитывая сокращение гастролей театров в сельской местности, а также рост средней стоимости билетов на мероприятия театров на 5,4% уровень доступности театрального искусства в сельской местности ежегодно снижается.
6. Государственные (муниципальные) кинопрокатные организации в Вологодской области сократились на 2 единицы (юридические лица) и по состоянию на 1 января 2016 года такие организации в области отсутствуют. Число киноустановок сократилось на 42,9% и составило 20 единиц (19 стационарных и 1 передвижная киноустановка).
7. Правительством Вологодской области не исполняются в полном объеме обязательства, предусмотренные пунктом 3.2.7 Соглашения от 29 июня 2015 г. N 2971-01-41/10-15 о предоставлении в 2015 году субсидии из федерального бюджета бюджету Вологодской области на софинансирование строительства объекта муниципальной собственности "Центр культурного развития в г. Кириллове" Вологодской области по обеспечению достижения показателя результативности использования субсидий в части технической готовности объекта и соблюдения сроков выполнения работ.
Так, согласно отчету Вологодской области направленному в Минкультуры России за 2015 год о ходе строительства центра культурного развития в г. Кириллове Правительством Вологодской области не обеспечено достижение показателя результативности использования субсидий "техническая готовность объекта за год", установленного в Приложении N 7 к Соглашению от 29 июня 2015 г. N 2971-01-41/10-15 (план - 40%, факт - 28%).
Следует отметить, что с 14 декабря 2015 года по состоянию на 7 июня 2016 года Администрацией Кирилловского муниципального района объемы строительных работ не принимались.
Согласно письму исполняющего обязанности главы администрации Кирилловского муниципального района А.Л. Кузнецова от 6 июня 2016 г. N 1338 основания для подписания актов выполненных работ отсутствуют "в связи с необходимостью расширения сцены и создания уклона пола в зале, а также перепланировки некоторых помещений для приспособления в них читального зала для библиотеки. После корректировки сметной документации, прохождения государственной экспертизы и ее согласования с муниципальным заказчиком администрацией Кирилловского района" будут подписаны акты выполненных работ в 2016 году. При этом строительство объекта осуществляется по типовому проекту, в котором помещения библиотеки предусмотрены.
В ходе реализации мероприятия по строительству объекта муниципальной собственности "Центр культурного развития в г. Кириллове" установлено следующее.
По результатам аукциона между Администрацией Кирилловского муниципального района и подрядной организацией ООО "Энергострой" заключен муниципальный контракт от 29 сентября 2015 г. N 0330300077615000035-0244029-02 на выполнение работ по строительству "под ключ" центра культурного развития в г, Кириллове (далее - Муниципальный контракт). Стоимость работ по данному контракту составляет 73 885,0,0 тыс. рублей.
Согласно пункту 2.1.3 контракта сроки выполнения работ по контракту определяются сторонами в графике выполнения и ввода объекта в эксплуатацию, являющегося приложением N 2 к данному контракту.
Согласно План-графику выполняемых строительных работ в мае 2016 года предусмотрено завершение устройства каркаса здания (монтажные работы из монолитного железобетона: колонны), монтаж лестничных маршей, площадок.
Вместе с тем в ходе выезда на объект и фотофиксации объекта по состоянию на 6 июня 2016 года установлено, что каркасы здания установлены на уровне первого этажа, а монтаж лестничных маршей, площадок не осуществлялся, что указывает на нарушение подрядной организацией сроков, установленных в Плане-графике, при выполнении работ по строительству центра культурного развития в г. Кириллове.
Согласно пункту 8.2 Муниципального контракта, в случае если исполнитель по причинам, не зависящим от Муниципального заказчика, не выполнит своих обязательств по выполнению работ в сроки, установленные контрактом, в том числе промежуточные, то муниципальный заказчик направляет исполнителю требование об уплате пеней.
Администрацией Кирилловского муниципального района подрядной организации за нарушение срока выполнения работ, предусмотренного Планом-графиком, требование об уплате пени не направлялось. Размер пени по состоянию на 6 июня 2016 года составляет 260,14 тыс. рублей (расчетно).
8. Схема территориального планирования Вологодской области, утвержденная постановлением Правительства Вологодской области от 12 мая 2009 г. N 750 не учитывает нормативы градостроительного проектирования при размещении объектов культуры, утвержденные постановлениями Правительства Вологодской области от 12 июля 2010 г. N 816 и от 11 апреля 2016 г. N 338, которыми установлены рекомендуемые расчеты обеспеченности при размещении объектов культуры.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Вологодской области необходимо принять меры по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также по предупреждению их в дальнейшем, в том числе:
1. Принять меры по взаимодействию с главами муниципальных районов, направленные на устранение выявленных нарушений и недостатков, оказывающих влияние на обеспечение условий доступности услуг в сфере культуры, в том числе в удаленных районах и в сельской местности.
2. Провести служебную проверку, по результатам которой принять меры по привлечению к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения законодательства.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 8 июля 2016 г. N 36К (1111).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Губернатору, руководителю Правительства Вологодской области О.А. Кувшинникову или лицу, исполняющему его обязанности, уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме в срок до 1 сентября 2016 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 19 июля 2016 г. N ПР 12-201/12-02
Текст представления опубликован не был